Второй участник отказался от подписания контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Второй участник отказался от подписания контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отказ заказчика от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Арбитражного суда... отказано в удовлетворении требований учреждения о признании незаконными и недействительными решения и предписания... УФАС...
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Арбитражного суда... отказано в удовлетворении требований учреждения о признании незаконными и недействительными решения и предписания... УФАС...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отказаться от заключения контракта не может ни победитель закупки, ни иной участник. Однако участник может отозвать заявку - тогда ему не будет предложено заключить контракт. Эта возможность есть только у участника, заявке которого присвоен четвертый или последующий порядковый номер. Отозвать заявку нужно до размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, заключаемого с таким участником (п. 2 ч. 9 ст. 43, ч. 1, 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отказаться от заключения контракта не может ни победитель закупки, ни иной участник. Однако участник может отозвать заявку - тогда ему не будет предложено заключить контракт. Эта возможность есть только у участника, заявке которого присвоен четвертый или последующий порядковый номер. Отозвать заявку нужно до размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, заключаемого с таким участником (п. 2 ч. 9 ст. 43, ч. 1, 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как принять участие в открытом конкурсе в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли участник открытого электронного конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказаться от заключения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли участник открытого электронного конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказаться от заключения контракта
Готовое решение: В каком порядке провести закрытый аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если участник признан уклонившимся от заключения контракта либо вы отказались от его заключения по ч. 9, 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заключите контракт с участником, заявке которого присвоен второй порядковый номер, - процедура та же самая. Если и он уклонится, вы вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен третий порядковый номер или последующие порядковые номера. При этом участники, заявки которых получили второй и третий порядковые номера, обязаны подписать контракт (п. 5 ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если участник признан уклонившимся от заключения контракта либо вы отказались от его заключения по ч. 9, 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заключите контракт с участником, заявке которого присвоен второй порядковый номер, - процедура та же самая. Если и он уклонится, вы вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен третий порядковый номер или последующие порядковые номера. При этом участники, заявки которых получили второй и третий порядковые номера, обязаны подписать контракт (п. 5 ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт с такими участниками заключается в том же порядке, что и с победителем закупки. При этом сроки заключения контракта, в том числе размещения и подписания заказчиком проекта контракта со вторым и последующим участниками, отсчитываются от даты размещения в ЕИС протокола об уклонении предыдущего участника закупки от заключения контракта. Учтите, что для каждого участника закупки, не отозвавшего свою заявку до момента размещения заказчиком проекта контракта с ним в ЕИС, подписание контракта является обязательным. Отказ от его подписания влечет те же последствия, что и уклонение от заключения контракта победителя закупки (ч. 1, 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт с такими участниками заключается в том же порядке, что и с победителем закупки. При этом сроки заключения контракта, в том числе размещения и подписания заказчиком проекта контракта со вторым и последующим участниками, отсчитываются от даты размещения в ЕИС протокола об уклонении предыдущего участника закупки от заключения контракта. Учтите, что для каждого участника закупки, не отозвавшего свою заявку до момента размещения заказчиком проекта контракта с ним в ЕИС, подписание контракта является обязательным. Отказ от его подписания влечет те же последствия, что и уклонение от заключения контракта победителя закупки (ч. 1, 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Разбору неоднозначных ситуаций в данной сфере посвящен Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, утвержденный Президиумом Верховного Суда 28 сентября 2016 г. Так, обязательным условием заключения государственного контракта является заполнение в письменной форме декларации об отсутствии конфликта интересов (в соответствии с положениями п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), которые участвуют в закупке и влияют на ее процедуру и результат. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов. Участник закупки должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя. То, что участник закупки соответствует требованиям в момент выявления победителя, не имеет правового значения, если в момент подачи заявки для участия в электронном аукционе он не соответствовал этим требованиям. Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик - отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок. Государственный контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Понуждение заказчика к исполнению контракта не допускается, если после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. В указанном случае отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Разбору неоднозначных ситуаций в данной сфере посвящен Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, утвержденный Президиумом Верховного Суда 28 сентября 2016 г. Так, обязательным условием заключения государственного контракта является заполнение в письменной форме декларации об отсутствии конфликта интересов (в соответствии с положениями п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), которые участвуют в закупке и влияют на ее процедуру и результат. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов. Участник закупки должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя. То, что участник закупки соответствует требованиям в момент выявления победителя, не имеет правового значения, если в момент подачи заявки для участия в электронном аукционе он не соответствовал этим требованиям. Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик - отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок. Государственный контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Понуждение заказчика к исполнению контракта не допускается, если после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. В указанном случае отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.
Готовое решение: Каков порядок проведения закрытого конкурса в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вас признают победителем закрытого конкурса, после поступления от заказчика проекта контракта подпишите все его экземпляры и передайте их заказчику вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения контракта. Сделать это нужно в срок, установленный в документации о закупке. Обязанность подписать проект контракта возникает у вас и в том случае, если вашей заявке присвоен второй или третий порядковый номер, а предыдущие участники признаны уклонившимися от заключения контракта или заказчик отказался от заключения контракта с ними (п. п. 2 и 5 ч. 14 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вас признают победителем закрытого конкурса, после поступления от заказчика проекта контракта подпишите все его экземпляры и передайте их заказчику вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения контракта. Сделать это нужно в срок, установленный в документации о закупке. Обязанность подписать проект контракта возникает у вас и в том случае, если вашей заявке присвоен второй или третий порядковый номер, а предыдущие участники признаны уклонившимися от заключения контракта или заказчик отказался от заключения контракта с ними (п. п. 2 и 5 ч. 14 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Можно ли заключить контракт со вторым участником конкурентной процедуры, если контракт с победителем был частично исполнен, а затем расторгнут по соглашению сторон?
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)В связи с изложенным не рекомендуем расторгать контракт по соглашению сторон, если у заказчика сохраняется потребность в товарах (работах, услугах), т.к. в этом случае у контрольных органов могут возникнуть вопросы о причинах такого расторжения и последующего заключения контракта с участником закупки, предложившим в ходе торгов более высокую цену. В рассматриваемом случае целесообразно настаивать на исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а в случае неисполнения - отказываться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Последующее включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП откроет дорогу заключению контракта со вторым участником конкурентной процедуры на оставшийся неисполненным объем обязательств с соблюдением требований ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)В связи с изложенным не рекомендуем расторгать контракт по соглашению сторон, если у заказчика сохраняется потребность в товарах (работах, услугах), т.к. в этом случае у контрольных органов могут возникнуть вопросы о причинах такого расторжения и последующего заключения контракта с участником закупки, предложившим в ходе торгов более высокую цену. В рассматриваемом случае целесообразно настаивать на исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а в случае неисполнения - отказываться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Последующее включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП откроет дорогу заключению контракта со вторым участником конкурентной процедуры на оставшийся неисполненным объем обязательств с соблюдением требований ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Разъяснения Минфина по вопросам применения Закона N 44-ФЗ
(Мухин С.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В Письме Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938 рассмотрен вопрос, касающийся заключения контракта со вторым участником закупки в случаях расторжения контракта по соглашению сторон и отказа поставщика от исполнения контракта.
(Мухин С.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В Письме Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938 рассмотрен вопрос, касающийся заключения контракта со вторым участником закупки в случаях расторжения контракта по соглашению сторон и отказа поставщика от исполнения контракта.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вопрос: Можем ли мы отказаться от заключения контракта с победителем объявленного до 1 января 2022 г. аукциона, который не может изготовить товар по нашему техническому заданию, т.к. у него нет необходимого оборудования? Второй участник готов предоставить нужную продукцию (мы проверили ее соответствие нашим требованиям).
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Однако нужно отметить, что напрямую право заключить контракт со вторым участником при отказе от подписания контракта с победителем в рамках ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ законодательно не установлено. Более того, функционал ЕИС не позволяет выбрать в обоснование причин отказа от заключения контракта ссылку на эту норму.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Однако нужно отметить, что напрямую право заключить контракт со вторым участником при отказе от подписания контракта с победителем в рамках ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ законодательно не установлено. Более того, функционал ЕИС не позволяет выбрать в обоснование причин отказа от заключения контракта ссылку на эту норму.
Вопрос: Возможно ли заключение контракта со вторым участником электронного аукциона, если контракт, заключенный с победителем, был расторгнут по соглашению сторон?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Но даже если исходить из того, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает возможность заключения контракта в рассматриваемом случае, нужно отметить следующее. Расторжение контракта по соглашению сторон с победителем электронного аукциона (т.е. с лицом, предложившим наименьшую цену за исполнение контракта) и последующее заключение контракта со вторым участником аукциона (т.е. с лицом, предложившим цену более высокую, нежели победитель) может быть расценено как нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ. В связи с этим целесообразнее настаивать на исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а в случае неисполнения - отказываться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Но даже если исходить из того, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает возможность заключения контракта в рассматриваемом случае, нужно отметить следующее. Расторжение контракта по соглашению сторон с победителем электронного аукциона (т.е. с лицом, предложившим наименьшую цену за исполнение контракта) и последующее заключение контракта со вторым участником аукциона (т.е. с лицом, предложившим цену более высокую, нежели победитель) может быть расценено как нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ. В связи с этим целесообразнее настаивать на исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а в случае неисполнения - отказываться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Вопрос: О вопросах, связанных с закупками для государственных (муниципальных) нужд и предложениями по внесению изменений в НПА в сфере закупок отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)По вопросу заключения контракта со вторым участником закупки сообщаем, что при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)По вопросу заключения контракта со вторым участником закупки сообщаем, что при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).