Вступление в силу поправок в конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Вступление в силу поправок в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичная власть
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На сегодняшний день отсутствует нормативно закрепленное определение института публичной власти. Однако стоит подчеркнуть, что данная категория активно используется в научном обороте, а также приобрела особое значение в связи с вступлением в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". При этом понятие "публичная власть" не просто упоминается в наименовании самого Закона, но и вводится им в текст Конституции РФ, придавая ему таким образом реальное нормативное наполнение (ч. 1 ст. 67; п. "г" ст. 71; ч. 2 ст. 80; п. "е.5" ст. 83; ч. 3 ст. 131; ч. 3 ст. 132 Конституции РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На сегодняшний день отсутствует нормативно закрепленное определение института публичной власти. Однако стоит подчеркнуть, что данная категория активно используется в научном обороте, а также приобрела особое значение в связи с вступлением в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". При этом понятие "публичная власть" не просто упоминается в наименовании самого Закона, но и вводится им в текст Конституции РФ, придавая ему таким образом реальное нормативное наполнение (ч. 1 ст. 67; п. "г" ст. 71; ч. 2 ст. 80; п. "е.5" ст. 83; ч. 3 ст. 131; ч. 3 ст. 132 Конституции РФ).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
Статья: Конституционно-правовые основы формирования механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Формирование механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования во многом зависит от распределения полномочий по нормативно-правовой регламентации соответствующих отношений и осуществлению государственного управления между Российской Федерацией и ее субъектами. В этом смысле заслуживает внимания реформирование устанавливаемых Конституцией РФ предметов . С момента принятия Основного Закона в 1993 г. вопросы образования находились в совместном ведении федерации и ее субъектов. С вступлением поправки к Конституции РФ 2020 г. в силу предметы ведения были перераспределены. Несмотря на то что общие вопросы образования по-прежнему отнесены к предметам совместного (п. "е" ст. 72 Конституции РФ), введено новое правило, согласно которому установление единых правовых основ системы образования находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "е" ст. 71 Конституции РФ). Примечательно, что первоначальный текст поправки не содержал данного нововведения. Соответственно, в пояснительной записке к законопроекту отсутствовало его обоснование <12>. Последующая документация, составленная в процессе прохождения законопроекта в палатах Федерального Собрания РФ, также не позволяет достоверно определить конституционно-правовой смысл нового правила. Требования, содержащиеся в обозначенных нормах, в значительной степени пересекаются. "Общие вопросы образования" (включая высшее) решаются в рамках "установления единых правовых основ системы образования". В таких условиях остается неясным, какие вопросы могут решаться субъектами РФ в пределах совместного , притом что фактически "общие вопросы" уже регламентированы федеральным законодателем в рамках его исключительного . Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый в свое время на основе конституционной нормы о совместном , теперь олицетворяет правило об исключительном Российской Федерации, устанавливая "единые правовые основы системы образования". Данная несогласованность конституционных положений может привести к сложным ситуациям в практической деятельности органов публичной власти федерального и регионального уровней, порождая споры о предметах их . Этим, в свою очередь, может быть обусловлено несовершенство механизма административно-правового регулирования в сфере образования, включая высшее.
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Формирование механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования во многом зависит от распределения полномочий по нормативно-правовой регламентации соответствующих отношений и осуществлению государственного управления между Российской Федерацией и ее субъектами. В этом смысле заслуживает внимания реформирование устанавливаемых Конституцией РФ предметов . С момента принятия Основного Закона в 1993 г. вопросы образования находились в совместном ведении федерации и ее субъектов. С вступлением поправки к Конституции РФ 2020 г. в силу предметы ведения были перераспределены. Несмотря на то что общие вопросы образования по-прежнему отнесены к предметам совместного (п. "е" ст. 72 Конституции РФ), введено новое правило, согласно которому установление единых правовых основ системы образования находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "е" ст. 71 Конституции РФ). Примечательно, что первоначальный текст поправки не содержал данного нововведения. Соответственно, в пояснительной записке к законопроекту отсутствовало его обоснование <12>. Последующая документация, составленная в процессе прохождения законопроекта в палатах Федерального Собрания РФ, также не позволяет достоверно определить конституционно-правовой смысл нового правила. Требования, содержащиеся в обозначенных нормах, в значительной степени пересекаются. "Общие вопросы образования" (включая высшее) решаются в рамках "установления единых правовых основ системы образования". В таких условиях остается неясным, какие вопросы могут решаться субъектами РФ в пределах совместного , притом что фактически "общие вопросы" уже регламентированы федеральным законодателем в рамках его исключительного . Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый в свое время на основе конституционной нормы о совместном , теперь олицетворяет правило об исключительном Российской Федерации, устанавливая "единые правовые основы системы образования". Данная несогласованность конституционных положений может привести к сложным ситуациям в практической деятельности органов публичной власти федерального и регионального уровней, порождая споры о предметах их . Этим, в свою очередь, может быть обусловлено несовершенство механизма административно-правового регулирования в сфере образования, включая высшее.
Статья: Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Вместе с тем после введения столь важного и, как отметил КС РФ в своем Заключении, "направленного на упрочение гарантий периодической сменяемости должности Президента Российской Федерации" положения следующей же частью предусматривается, что ограничение числа сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать названную должность, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Вместе с тем после введения столь важного и, как отметил КС РФ в своем Заключении, "направленного на упрочение гарантий периодической сменяемости должности Президента Российской Федерации" положения следующей же частью предусматривается, что ограничение числа сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать названную должность, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Реализацию требований легальности в правовых нормах конституционного характера и мер, направленных на обеспечение их легитимности, можно проследить на примере принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". В частности, реализация требования легальности при принятии указанного Закона была связана со следующими факторами: внесением конституционных поправок в порядке, установленном главой 9 Конституции РФ; соблюдением требований Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <1> в части обеспечения порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ; усложненным порядком вступления Закона в силу (после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ); особым порядком вступления в силу его отдельных положений (со дня официального опубликования после проведения общероссийского голосования); наличием Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" <2>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Реализацию требований легальности в правовых нормах конституционного характера и мер, направленных на обеспечение их легитимности, можно проследить на примере принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". В частности, реализация требования легальности при принятии указанного Закона была связана со следующими факторами: внесением конституционных поправок в порядке, установленном главой 9 Конституции РФ; соблюдением требований Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <1> в части обеспечения порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ; усложненным порядком вступления Закона в силу (после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ); особым порядком вступления в силу его отдельных положений (со дня официального опубликования после проведения общероссийского голосования); наличием Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" <2>.