Вступление в силу нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Вступление в силу нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 614 ГК РФ "Арендная плата"5.5.2. Арендная плата по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, изменяется с момента вступления в силу нормативного акта, меняющего размер такой платы или методику ее расчета (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.7 ЗК РФ "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"3.2.1. Арендная плата по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, изменяется с момента вступления в силу нормативного акта, меняющего размер такой платы или методику ее расчета (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, даже если исходить из того, что условие договора о размере арендной платы было согласовано сторонами при его подписании, то есть до вступления в силу постановления Правительства РФ N 582, данное условие подлежало изменению в связи с принятием Правительством РФ названного постановления, поскольку применительно к данной ситуации размер арендной платы при аренде государственных и муниципальных земельных участков является регулируемой ценой, а потому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с даты вступления нормативного акта, установившего иной размер этой платы (постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. N 12404/09). Эта обязанность не зависит от указания в нормативном акте о распространении его положений на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, даже если исходить из того, что условие договора о размере арендной платы было согласовано сторонами при его подписании, то есть до вступления в силу постановления Правительства РФ N 582, данное условие подлежало изменению в связи с принятием Правительством РФ названного постановления, поскольку применительно к данной ситуации размер арендной платы при аренде государственных и муниципальных земельных участков является регулируемой ценой, а потому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с даты вступления нормативного акта, установившего иной размер этой платы (постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. N 12404/09). Эта обязанность не зависит от указания в нормативном акте о распространении его положений на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Нормативные акты
Статья: Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Несмотря на то что в теории нормотворчества роль науки, использования принципа научности наряду с законностью, демократизмом, системностью и иными очевидна и устоялась, сегодняшняя практика правового регулирования нормотворчества показывает, что научное обоснование нормотворческих инициатив представляет собой скорее факультативный элемент этого процесса. Обращения к мнениям ученых, анализ и учет результатов их научной деятельности не являются с формальной точки зрения обязательными ни на каком из этапов нормотворчества. Это притом что идея научного обоснования проекта нормотворческого решения вытекает из общего смысла всех действий, последовательно принимаемых субъектом нормотворчества, вплоть до принятия, подписания и вступления нормативного правового акта в силу <4>.
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Несмотря на то что в теории нормотворчества роль науки, использования принципа научности наряду с законностью, демократизмом, системностью и иными очевидна и устоялась, сегодняшняя практика правового регулирования нормотворчества показывает, что научное обоснование нормотворческих инициатив представляет собой скорее факультативный элемент этого процесса. Обращения к мнениям ученых, анализ и учет результатов их научной деятельности не являются с формальной точки зрения обязательными ни на каком из этапов нормотворчества. Это притом что идея научного обоснования проекта нормотворческого решения вытекает из общего смысла всех действий, последовательно принимаемых субъектом нормотворчества, вплоть до принятия, подписания и вступления нормативного правового акта в силу <4>.
Статья: Официальное опубликование нормативных правовых актов: вопросы теории и практики
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Таким образом, в юридической литературе официальное опубликование нормативных правовых актов раскрывается через такие категории, как "опубликование", "обнародование" и "электронное опубликование". Официальное опубликование нормативных правовых актов характеризует процесс нормотворческой деятельности субъектов права, связанный с вступлением нормативных правовых актов в законную силу на основании, на котором возникают юридические основания правоотношений публичного или иного характера.
(Куртяк И.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Таким образом, в юридической литературе официальное опубликование нормативных правовых актов раскрывается через такие категории, как "опубликование", "обнародование" и "электронное опубликование". Официальное опубликование нормативных правовых актов характеризует процесс нормотворческой деятельности субъектов права, связанный с вступлением нормативных правовых актов в законную силу на основании, на котором возникают юридические основания правоотношений публичного или иного характера.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1 названного Приказа Минфина России от 14 января 2008 г. N 3н, утвердивший новую форму БСО "Залоговый билет", признан утратившим силу Приказом Минфина России от 16 июня 2021 г. N 85н "О признании утратившим силу пункта 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 3н" <149>, который подлежал вступлению в силу со дня вступления в силу нормативного акта Банка России, устанавливающего форму залогового билета.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1 названного Приказа Минфина России от 14 января 2008 г. N 3н, утвердивший новую форму БСО "Залоговый билет", признан утратившим силу Приказом Минфина России от 16 июня 2021 г. N 85н "О признании утратившим силу пункта 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 3н" <149>, который подлежал вступлению в силу со дня вступления в силу нормативного акта Банка России, устанавливающего форму залогового билета.
Статья: Культура правотворчества в цифровую эпоху
(Степанов П.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Технологический аспект культуры правотворчества выражается и в сопровождающем вступление нормативного правового акта в силу создании действенных правовых механизмов более полной правовой информированности граждан о новом правовом регулировании, которые будут способствовать повышению эффективности права и его применения. Такая тесная взаимосвязь правового регулирования как источника правовой информации и процесса информирования о нем участников правоотношений, а также особенности донесения и восприятия данной информации через призму правовой культуры субъектов правотворчества и участников конкретных правоотношений показывают "информационную грань" правового регулирования и сложность в поиске оптимальной информационной модели построения жизненного цикла правовой нормы (начиная от ее создания, принятия и введения в действие и заканчивая мониторингом ее правоприменительной эффективности).
(Степанов П.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Технологический аспект культуры правотворчества выражается и в сопровождающем вступление нормативного правового акта в силу создании действенных правовых механизмов более полной правовой информированности граждан о новом правовом регулировании, которые будут способствовать повышению эффективности права и его применения. Такая тесная взаимосвязь правового регулирования как источника правовой информации и процесса информирования о нем участников правоотношений, а также особенности донесения и восприятия данной информации через призму правовой культуры субъектов правотворчества и участников конкретных правоотношений показывают "информационную грань" правового регулирования и сложность в поиске оптимальной информационной модели построения жизненного цикла правовой нормы (начиная от ее создания, принятия и введения в действие и заканчивая мониторингом ее правоприменительной эффективности).
Статья: Толковательная функция нормотворческих органов
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Новое прочтение (понимание) акта законодательства более важно увязать с иной проблемой - введением в действие акта толкования. Обычно исходят из того, что по времени они должны совпадать. Но это в идеале. Между датами вступления нормативного правового акта в силу и появлением акта толкования может пройти много времени, даже несколько лет. Такие примеры на практике есть. В ситуации, когда в результате нового взгляда на норму, подсказанного практикой, те проблемы, которые выявились в процессе правоприменения, существенно изменяют правовое положение участников правовых отношений, включая возникновение оснований для юридической ответственности, на мой взгляд, следует руководствоваться принципом о непридании обратной силы акту.
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Новое прочтение (понимание) акта законодательства более важно увязать с иной проблемой - введением в действие акта толкования. Обычно исходят из того, что по времени они должны совпадать. Но это в идеале. Между датами вступления нормативного правового акта в силу и появлением акта толкования может пройти много времени, даже несколько лет. Такие примеры на практике есть. В ситуации, когда в результате нового взгляда на норму, подсказанного практикой, те проблемы, которые выявились в процессе правоприменения, существенно изменяют правовое положение участников правовых отношений, включая возникновение оснований для юридической ответственности, на мой взгляд, следует руководствоваться принципом о непридании обратной силы акту.
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Народная мудрость гласит, что проще предотвратить вредные последствия, чем устранять их. По этой причине нормоконтроль начинается с изучения проектов нормативных правовых актов в целях обнаружения и устранения дефектов нормотворчества. Поскольку проверка осуществляется до вступления нормативного акта в силу, такой вид контроля именуется предварительным.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Народная мудрость гласит, что проще предотвратить вредные последствия, чем устранять их. По этой причине нормоконтроль начинается с изучения проектов нормативных правовых актов в целях обнаружения и устранения дефектов нормотворчества. Поскольку проверка осуществляется до вступления нормативного акта в силу, такой вид контроля именуется предварительным.
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Сроки вступления в силу положений нормативных правовых
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Сроки вступления в силу положений нормативных правовых
Статья: Принятие штатного расписания: общие правила и нюансы для разных случаев кадровой практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Также ст. 12 ТК РФ предусматривает, что локальный нормативный акт прекращает свое действие "в связи с истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом)".
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Также ст. 12 ТК РФ предусматривает, что локальный нормативный акт прекращает свое действие "в связи с истечением срока действия; отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом)".
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации- заключительные положения: время вступления локального нормативного акта в силу, порядок внесения изменений и дополнений, а также его отмены, перечень локальных нормативных актов или отдельных положений, прекращающих действие в связи с принятием нового акта.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации