Вспомогательные постройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Вспомогательные постройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с отказом в предоставлении земельного участка в собственность (аренду) без торгов
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец, испрашивающий участок по п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, ранее получил его в аренду для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, но возвел только вспомогательные постройки
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец, испрашивающий участок по п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, ранее получил его в аренду для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, но возвел только вспомогательные постройки
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 263 "Застройка земельного участка" ГК РФ"Не представлено суду и доказательств того, что спорный объект является садовым домом и не относится к хозяйственным постройкам, имеющим вспомогательное назначение. Более того в исковом заявлении истец ссылался на то, что садовый дом возводил для садового инвентаря.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты вспомогательного использования: критерии утверждены
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Критерии признания объектов вспомогательными постройками
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Критерии признания объектов вспомогательными постройками
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)5) в нарушение ст. 222 ГК РФ суды возложили на соответчика-2 обязанность по сносу строения, которое возведено соответчиком-1 на земельном участке, предоставленном органом местного самоуправления в аренду с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", не запрещающим возведение вспомогательных построек, при этом каких-либо нарушений градостроительных и строительных норм и правил, угрозы жизни и здоровью граждан в отношении спорной постройки судами не установлено, право собственности соответчика-1 на объект строительства было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем было известно муниципальному образованию.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)5) в нарушение ст. 222 ГК РФ суды возложили на соответчика-2 обязанность по сносу строения, которое возведено соответчиком-1 на земельном участке, предоставленном органом местного самоуправления в аренду с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", не запрещающим возведение вспомогательных построек, при этом каких-либо нарушений градостроительных и строительных норм и правил, угрозы жизни и здоровью граждан в отношении спорной постройки судами не установлено, право собственности соответчика-1 на объект строительства было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем было известно муниципальному образованию.
Нормативные акты
Статья: Особенности правового регулирования "лесной амнистии" для дачных земельных участков
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 4)<5> Для целей настоящей статьи под дачами (в широком смысле слова) понимаются основные и вспомогательные постройки, расположенные на земельных участках, подпадающих под действие законодательства о "дачной амнистии" с земельными участками, на которых они расположены (см. сноску 1).
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 4)<5> Для целей настоящей статьи под дачами (в широком смысле слова) понимаются основные и вспомогательные постройки, расположенные на земельных участках, подпадающих под действие законодательства о "дачной амнистии" с земельными участками, на которых они расположены (см. сноску 1).
Ситуация: Как гражданину заключить договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для домовладений;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для домовладений;
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Армении под самовольной постройкой понимается здание, строение или иное сооружение, возведенные или реконструированные, или размещенные на земельном участке, не предоставленном для этой цели в установленном законом и иными правовыми актами порядке, или без разрешения либо с существенными нарушениями установленных разрешением условий или градостроительных норм и правил <1>. Гражданское законодательство не регулирует сам порядок сноса, а делает отсылку на постановление Правительства. В настоящее время указанное постановление находится в стадии разработки, из текста его проекта <2> видно, что планируется применять его ко всем видам строений вне зависимости от прочности их связи с землей (в Армении несколько другая классификация строений, отсутствует как таковое некапитальное, но в п. 210 указанного проекта есть упоминание о гаражах и вспомогательных постройках). Порядок сноса в Армении преимущественно административный, в практике правоприменения можно найти примеры применения норм гражданского законодательства о сносе к металлическим киоскам.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Армении под самовольной постройкой понимается здание, строение или иное сооружение, возведенные или реконструированные, или размещенные на земельном участке, не предоставленном для этой цели в установленном законом и иными правовыми актами порядке, или без разрешения либо с существенными нарушениями установленных разрешением условий или градостроительных норм и правил <1>. Гражданское законодательство не регулирует сам порядок сноса, а делает отсылку на постановление Правительства. В настоящее время указанное постановление находится в стадии разработки, из текста его проекта <2> видно, что планируется применять его ко всем видам строений вне зависимости от прочности их связи с землей (в Армении несколько другая классификация строений, отсутствует как таковое некапитальное, но в п. 210 указанного проекта есть упоминание о гаражах и вспомогательных постройках). Порядок сноса в Армении преимущественно административный, в практике правоприменения можно найти примеры применения норм гражданского законодательства о сносе к металлическим киоскам.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- вспомогательные постройки (медицинский пункт первой помощи, пункт проката инвентаря, водно-спасательная станция (пост), смотровая вышка);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- вспомогательные постройки (медицинский пункт первой помощи, пункт проката инвентаря, водно-спасательная станция (пост), смотровая вышка);
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В силу правовой позиции, сформулированной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.12.2021 N 302-ЭС21-14414, правообладатель публичного земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, вправе самостоятельно определить очередность возведения вспомогательных объектов и принять решение об их создании до начала строительства основного объекта недвижимости. В рамках разрешения конкретного спора было установлено, что арендатор-застройщик возвел на публичном участке с учетом требований градостроительного регламента вспомогательные постройки без получения дополнительных разрешений на строительство.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В силу правовой позиции, сформулированной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.12.2021 N 302-ЭС21-14414, правообладатель публичного земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, вправе самостоятельно определить очередность возведения вспомогательных объектов и принять решение об их создании до начала строительства основного объекта недвижимости. В рамках разрешения конкретного спора было установлено, что арендатор-застройщик возвел на публичном участке с учетом требований градостроительного регламента вспомогательные постройки без получения дополнительных разрешений на строительство.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)1. К примеру, одним из оснований для отказа в прохождении проблемным участком процедуры в последнее время стало отсутствие на земельном участке жилого дома (садового дома, дачного дома) наряду с имеющимися служебными (хозяйственными) постройками. Иными словами, если вспомогательные постройки (индивидуальные гаражи, хозблоки, летние кухни, сараи и пр.) находятся на таком участке - этого не будет достаточным, по мнению Межведомственных комиссий и судов, для получения права на лесной участок. Данная ситуация относится к земельным участкам, на которых расположены объекты капитального строительства и которые не принадлежат ни на каком праве заявителю.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)1. К примеру, одним из оснований для отказа в прохождении проблемным участком процедуры в последнее время стало отсутствие на земельном участке жилого дома (садового дома, дачного дома) наряду с имеющимися служебными (хозяйственными) постройками. Иными словами, если вспомогательные постройки (индивидуальные гаражи, хозблоки, летние кухни, сараи и пр.) находятся на таком участке - этого не будет достаточным, по мнению Межведомственных комиссий и судов, для получения права на лесной участок. Данная ситуация относится к земельным участкам, на которых расположены объекты капитального строительства и которые не принадлежат ни на каком праве заявителю.