Временный кассовый разрыв
Подборка наиболее важных документов по запросу Временный кассовый разрыв (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Особенности предоставления бюджетного кредита муниципальным образованиям
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В настоящей статье будет рассмотрен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, порядок предоставления которого предусмотрен ст. 93.6 БК РФ <3>. Особенностью данного бюджетного кредита является то, что он может быть использован прежде всего для покрытия временных кассовых разрывов бюджетов при недостаточности средств в определенном моменте на счетах бюджетов для исполнения своих обязательств и не имеет целевого назначения. Получателями такого бюджетного кредита выступают субъекты Российской Федерации (муниципальные образования), а начиная с 14 августа 2019 г. - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации <4> (далее - фонд). Субъектам РФ и муниципальным образованиям кредит предоставляется за счет временно свободных средств федерального бюджета, а для фонда - за счет остатка средств федерального бюджета, что связано с приоритетностью задач, возложенных на государственные внебюджетные фонды РФ, порядок предоставления бюджетного кредита в соответствии со ст. 93.6 БК РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Армасова Е.Р.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В настоящей статье будет рассмотрен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, порядок предоставления которого предусмотрен ст. 93.6 БК РФ <3>. Особенностью данного бюджетного кредита является то, что он может быть использован прежде всего для покрытия временных кассовых разрывов бюджетов при недостаточности средств в определенном моменте на счетах бюджетов для исполнения своих обязательств и не имеет целевого назначения. Получателями такого бюджетного кредита выступают субъекты Российской Федерации (муниципальные образования), а начиная с 14 августа 2019 г. - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации <4> (далее - фонд). Субъектам РФ и муниципальным образованиям кредит предоставляется за счет временно свободных средств федерального бюджета, а для фонда - за счет остатка средств федерального бюджета, что связано с приоритетностью задач, возложенных на государственные внебюджетные фонды РФ, порядок предоставления бюджетного кредита в соответствии со ст. 93.6 БК РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)До момента введения института единого налогового счета переплата по каждому виду доходных источников зачислялась в соответствующий бюджет. Зачет переплат в счет задолженности по налогам, подлежащим зачислению в другие бюджеты, допускался только в случае представления налогоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченных и (или) взысканных сумм. Действующее правовое регулирование устанавливает правило, согласно которому при наличии положительного сальдо единого налогового счета в отношении конкретного налогоплательщика налоговыми органами готовятся распоряжения на списание соответствующих сумм переплаты с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета с отражением по коду бюджетной классификации источника покрытия дефицита федерального бюджета. В результате на счетах бюджетов, прежде всего на счетах бюджетов поселений, образуется временный кассовый разрыв.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)До момента введения института единого налогового счета переплата по каждому виду доходных источников зачислялась в соответствующий бюджет. Зачет переплат в счет задолженности по налогам, подлежащим зачислению в другие бюджеты, допускался только в случае представления налогоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченных и (или) взысканных сумм. Действующее правовое регулирование устанавливает правило, согласно которому при наличии положительного сальдо единого налогового счета в отношении конкретного налогоплательщика налоговыми органами готовятся распоряжения на списание соответствующих сумм переплаты с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета с отражением по коду бюджетной классификации источника покрытия дефицита федерального бюджета. В результате на счетах бюджетов, прежде всего на счетах бюджетов поселений, образуется временный кассовый разрыв.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 40
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"4. Судам следует учитывать, что при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается (абзац тридцать седьмой статьи 2, пункт 2 статьи 6 и пункт 2 статьи 33 Закона о банкротстве). Однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), абзац тринадцатый пункта 3 статьи 48, абзац седьмой пункта 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве).
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"4. Судам следует учитывать, что при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается (абзац тридцать седьмой статьи 2, пункт 2 статьи 6 и пункт 2 статьи 33 Закона о банкротстве). Однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), абзац тринадцатый пункта 3 статьи 48, абзац седьмой пункта 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве).
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;
(ред. от 31.07.2025)временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Безусловно, такое разделение может принести практическую пользу, ведь разработчики законопроекта, по сути, подчеркивают, что несостоятельность может возникнуть до принятия судебного решения. Однако определение по-прежнему не содержит признаков наличия классификации видов несостоятельности. Но более существенным недостатком этого определения является то, что в любой экономической обстановке ни один должник (за редчайшим исключением) не способен удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме. Видимо, разработчики законопроекта имели в виду длящуюся неспособность должника погашать долги в ординарном порядке, т.е. согласно обязательствам. Однако сейчас даже временный кассовый разрыв подпадает под определение несостоятельности, как в соответствии с законом, так и согласно законопроекту.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Безусловно, такое разделение может принести практическую пользу, ведь разработчики законопроекта, по сути, подчеркивают, что несостоятельность может возникнуть до принятия судебного решения. Однако определение по-прежнему не содержит признаков наличия классификации видов несостоятельности. Но более существенным недостатком этого определения является то, что в любой экономической обстановке ни один должник (за редчайшим исключением) не способен удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме. Видимо, разработчики законопроекта имели в виду длящуюся неспособность должника погашать долги в ординарном порядке, т.е. согласно обязательствам. Однако сейчас даже временный кассовый разрыв подпадает под определение несостоятельности, как в соответствии с законом, так и согласно законопроекту.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Под кассовым планом понимается прогноз поступлений в бюджет и перечислений из бюджета в текущем финансовом году в целях определения прогнозного состояния единого счета бюджета, включая временный кассовый разрыв и объем временно свободных средств (ст. 217.1 БК РФ). Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации). Составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Под кассовым планом понимается прогноз поступлений в бюджет и перечислений из бюджета в текущем финансовом году в целях определения прогнозного состояния единого счета бюджета, включая временный кассовый разрыв и объем временно свободных средств (ст. 217.1 БК РФ). Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации). Составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство.
Статья: Кассовый разрыв: почему возникает и как его избежать?
(Голубева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 9)При этом важно не путать кассовый разрыв с дефицитом денежных средств из-за убыточности бизнеса. Кассовый разрыв предполагает временную нехватку денег, когда в будущем компания ожидает подтвержденный доход, с помощью которого получится покрыть расходы.
(Голубева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 9)При этом важно не путать кассовый разрыв с дефицитом денежных средств из-за убыточности бизнеса. Кассовый разрыв предполагает временную нехватку денег, когда в будущем компания ожидает подтвержденный доход, с помощью которого получится покрыть расходы.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;
Статья: Новые критерии банкротства
(Потихонина Ж.Н.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Суд вправе отказать во введении процедуры, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения (пункт 1 статьи 6 ГК РФ, абзац тринадцатый п. 3 ст. 48, абзац седьмой п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве).
(Потихонина Ж.Н.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Суд вправе отказать во введении процедуры, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения (пункт 1 статьи 6 ГК РФ, абзац тринадцатый п. 3 ст. 48, абзац седьмой п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве).
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Остатки средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта РФ, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Остатки средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта РФ, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
Статья: Новая модель рассмотрения требований и другие нововведения в банкротстве: что они означают для кредитора
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Верховный Суд РФ склонился ко второй позиции, указав в п. 4 Постановления N 40, что "при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается; однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения".
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Верховный Суд РФ склонился ко второй позиции, указав в п. 4 Постановления N 40, что "при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается; однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения".
Статья: Правовой режим единого счета бюджета
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Закрепленный в БК РФ принцип единства кассы впервые на уровне закона определил категорию единого счета бюджета, с 2007 г. этот принцип стал уже не просто принципом исполнения бюджета, а принципом бюджетной системы в целом. Единый счет бюджета позволяет обеспечить реализацию и иных принципов бюджетной системы. Осуществление всех платежей через единый счет бюджета гарантирует полную прозрачность всех доходов и расходов бюджета вследствие их учета на кассовой основе на единственном счете. При сосредоточении всех средств на едином счете минимизируются временные кассовые разрывы бюджета и гарантируется своевременность выплат из бюджетов.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Закрепленный в БК РФ принцип единства кассы впервые на уровне закона определил категорию единого счета бюджета, с 2007 г. этот принцип стал уже не просто принципом исполнения бюджета, а принципом бюджетной системы в целом. Единый счет бюджета позволяет обеспечить реализацию и иных принципов бюджетной системы. Осуществление всех платежей через единый счет бюджета гарантирует полную прозрачность всех доходов и расходов бюджета вследствие их учета на кассовой основе на единственном счете. При сосредоточении всех средств на едином счете минимизируются временные кассовые разрывы бюджета и гарантируется своевременность выплат из бюджетов.
Статья: Производство по делам о банкротстве: современные тенденции и перспективы
(Ланг П.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Рассматривая обоснованность заявления кредитора о банкротстве должника, необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума N 40, согласно которым суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения. Подобное расширение дискретных полномочий суда представляется оправданным, поскольку является отступлением от формального подхода при разрешении подобного рода споров.
(Ланг П.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Рассматривая обоснованность заявления кредитора о банкротстве должника, необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума N 40, согласно которым суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения. Подобное расширение дискретных полномочий суда представляется оправданным, поскольку является отступлением от формального подхода при разрешении подобного рода споров.