Временно проживающий иностранный гражданин НДФЛ
Подборка наиболее важных документов по запросу Временно проживающий иностранный гражданин НДФЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 19.03.2025 по делу N 7-2394/2025 (УИД 77RS0033-02-2024-016444-36)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности Б. покинуть адрес по истечении срока временного пребывания по делу не установлено, находился на адрес суммарно более 90 суток в течение периода в 180 суток, в отсутствие сведений об оформлении в установленном порядке патента на осуществление трудовой деятельности и об оплате налогов на доходы физического лица, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации на основании Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо об обращении им с заявлением о разрешении на временное проживание на адрес.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности Б. покинуть адрес по истечении срока временного пребывания по делу не установлено, находился на адрес суммарно более 90 суток в течение периода в 180 суток, в отсутствие сведений об оформлении в установленном порядке патента на осуществление трудовой деятельности и об оплате налогов на доходы физического лица, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации на основании Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо об обращении им с заявлением о разрешении на временное проживание на адрес.
Решение Московского городского суда от 27.02.2025 по делу N 7-2508/2025 (УИД 77RS0033-02-2024-018223-34)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности А. у. покинуть адрес по истечении срока временного пребывания по делу также не установлено, изложенные в жалобе доводы о адрес Ш.М.у. на адрес лишь 03 июля 2024 года опровергаются представленными в материалы дела сведениями ГИСМУ ГУ МВД России по адрес, согласно которым, заявитель состоял на миграционном учете по месту его пребывания по адресу: адрес., помещ. 4, в период с 16 апреля 2024 года по 02 июля 2024 года и в период с 18 июля 2024 года по 01 октября 2024 года (л.д. 16, оборот), с учетом того, что 03 июля 2024 года он выехал из Российской Федерации и 03 июля 2024 года вновь въехал на адрес, то есть до момента своего задержания 27 августа 2024 года находился на адрес суммарно более 90 суток в течение периода в 180 суток, в отсутствие сведений об оформлении в установленном порядке патента на осуществление трудовой деятельности и об оплате налогов на доходы физического лица, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации на основании Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо об обращении им с заявлением о разрешении на временное проживание на адрес.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности А. у. покинуть адрес по истечении срока временного пребывания по делу также не установлено, изложенные в жалобе доводы о адрес Ш.М.у. на адрес лишь 03 июля 2024 года опровергаются представленными в материалы дела сведениями ГИСМУ ГУ МВД России по адрес, согласно которым, заявитель состоял на миграционном учете по месту его пребывания по адресу: адрес., помещ. 4, в период с 16 апреля 2024 года по 02 июля 2024 года и в период с 18 июля 2024 года по 01 октября 2024 года (л.д. 16, оборот), с учетом того, что 03 июля 2024 года он выехал из Российской Федерации и 03 июля 2024 года вновь въехал на адрес, то есть до момента своего задержания 27 августа 2024 года находился на адрес суммарно более 90 суток в течение периода в 180 суток, в отсутствие сведений об оформлении в установленном порядке патента на осуществление трудовой деятельности и об оплате налогов на доходы физического лица, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации на основании Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо об обращении им с заявлением о разрешении на временное проживание на адрес.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагается НДФЛ зарплата работников - иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)7. Как облагаются НДФЛ доходы работника-иностранца, имеющего вид на жительство или временно проживающего в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)7. Как облагаются НДФЛ доходы работника-иностранца, имеющего вид на жительство или временно проживающего в РФ
Готовое решение: Как облагается НДФЛ зарплата работников - иностранных граждан до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Налоговое законодательство, в частности гл. 23 НК РФ, не устанавливает специальных правил исчисления или уплаты НДФЛ в отношении иностранцев, которые имеют вид на жительство в РФ или временно проживают на территории России.
(КонсультантПлюс, 2024)Налоговое законодательство, в частности гл. 23 НК РФ, не устанавливает специальных правил исчисления или уплаты НДФЛ в отношении иностранцев, которые имеют вид на жительство в РФ или временно проживают на территории России.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 08.07.2014 N АКПИ14-642
<О признании частично недействующим пункта 21.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215>Пунктом 21.4 Административного регламента предусмотрено, что для получения вида на жительство иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. Такими документами являются: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, патент с документом, подтверждающим уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность.
<О признании частично недействующим пункта 21.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215>Пунктом 21.4 Административного регламента предусмотрено, что для получения вида на жительство иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. Такими документами являются: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, патент с документом, подтверждающим уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.10.2014 N АПЛ14-489
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2014 N АКПИ14-642 о признании частично недействующим пункта 21.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215>Пунктом 21.4 Административного регламента предусмотрено, что для получения вида на жительство иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. Такими документами являются: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, патент с документом, подтверждающим уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2014 N АКПИ14-642 о признании частично недействующим пункта 21.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215>Пунктом 21.4 Административного регламента предусмотрено, что для получения вида на жительство иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. Такими документами являются: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, патент с документом, подтверждающим уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность.
Статья: Привлечение к работе иностранных преподавателей
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- оплата проживания на время работы в РФ.
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- оплата проживания на время работы в РФ.
Типовая ситуация: Иностранный работник: взносы, НДФЛ, больничные
(Издательство "Главная книга", 2025)Иностранный работник: взносы, НДФЛ, больничные
(Издательство "Главная книга", 2025)Иностранный работник: взносы, НДФЛ, больничные
Интервью: Тонкости расчета НДФЛ у работников-иностранцев и удаленщиков
("Главная книга", 2024, N 22)- от трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом;
("Главная книга", 2024, N 22)- от трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом;
Статья: Основные направления реформирования современного миграционного законодательства в России (по материалам законопроекта о правовом положении иностранных граждан)
(Безруков А.В., Невирко Д.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)4. Иностранные граждане, независимо от порядка въезда в Российскую Федерацию, будут вправе осуществлять трудовую деятельность как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Кроме того, иностранные граждане смогут работать в качестве "самозанятых" либо осуществлять хозяйственную деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица. От патентов предполагается отказаться.
(Безруков А.В., Невирко Д.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 3)4. Иностранные граждане, независимо от порядка въезда в Российскую Федерацию, будут вправе осуществлять трудовую деятельность как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Кроме того, иностранные граждане смогут работать в качестве "самозанятых" либо осуществлять хозяйственную деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица. От патентов предполагается отказаться.
Статья: Дистанционный работник, выполняющий трудовую функцию за границей: вопросы налогового, трудового и валютного законодательства, а также права социального обеспечения
(Лозовицкая А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На работника - гражданина РФ (лицо, с которым заключен трудовой договор), выполняющего трудовую функцию за пределами РФ, необходимо продолжать уплачивать взносы на ОПС. На иностранных граждан - работников необходимо платить взносы на ОМС, только если эти иностранные граждане (лица без гражданства) постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации, временно пребывают на территории Российской Федерации.
(Лозовицкая А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На работника - гражданина РФ (лицо, с которым заключен трудовой договор), выполняющего трудовую функцию за пределами РФ, необходимо продолжать уплачивать взносы на ОПС. На иностранных граждан - работников необходимо платить взносы на ОМС, только если эти иностранные граждане (лица без гражданства) постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации, временно пребывают на территории Российской Федерации.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Таким образом, иностранные граждане, временно проживающие или временно пребывающие на территории РФ, являются нерезидентами (данное правило не имеет отношения к налоговому статусу налогоплательщика НДФЛ).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Таким образом, иностранные граждане, временно проживающие или временно пребывающие на территории РФ, являются нерезидентами (данное правило не имеет отношения к налоговому статусу налогоплательщика НДФЛ).
Статья: Как работодателю уменьшать НДФЛ с доходов иностранца с патентом на уплаченные им НДФЛ-"авансы"
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 12)Если иностранец получил разрешение на временное проживание, а срок действия патента еще не истек, то на фиксированные платежи все равно можно уменьшать исчисленный НДФЛ. Именно такое разъяснение давал нашему журналу специалист ФНС Дмитрий Морозов.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 12)Если иностранец получил разрешение на временное проживание, а срок действия патента еще не истек, то на фиксированные платежи все равно можно уменьшать исчисленный НДФЛ. Именно такое разъяснение давал нашему журналу специалист ФНС Дмитрий Морозов.
Статья: Язык соглашений об избежании двойного налогообложения: трудности перевода
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Концепция "лица, имеющего постоянное место жительства" появилась лишь в ст. 1 Закона СССР от 23 апреля 1990 г. N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", по которой к гражданам, которые в целях налогообложения рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в СССР, относятся граждане, находящиеся в СССР более 183 дней в календарном году. Аналогичное положение появилось в Законе РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. N 1998-1, по которому к лицу, имеющему постоянное место жительства, "относятся лица, проживающие в РСФСР в общей сложности не менее 183 дней в календарном году".
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Концепция "лица, имеющего постоянное место жительства" появилась лишь в ст. 1 Закона СССР от 23 апреля 1990 г. N 1443-1 "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", по которой к гражданам, которые в целях налогообложения рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в СССР, относятся граждане, находящиеся в СССР более 183 дней в календарном году. Аналогичное положение появилось в Законе РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г. N 1998-1, по которому к лицу, имеющему постоянное место жительства, "относятся лица, проживающие в РСФСР в общей сложности не менее 183 дней в календарном году".
Готовое решение: Как облагаются выплаты иностранным работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Категория, к которой относится иностранный работник (временно или постоянно проживающий в РФ, временно пребывающий, имеющий вид на жительство), значения не имеет.
(КонсультантПлюс, 2025)Категория, к которой относится иностранный работник (временно или постоянно проживающий в РФ, временно пребывающий, имеющий вид на жительство), значения не имеет.
Статья: Кого коснется новая сила ФНС?
(Васильева А.)
("Трудовое право", 2021, N 6)Кроме того, в настоящее время ведется работа над созданием единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. Принят Закон, определяющий основы его функционирования <8>. Заниматься ведением такого реестра будет ФНС России. В стратегической карте ФНС России на 2021 - 2023 гг. указана такая задача, как создание, внедрение и развитие федерального регистра сведений о населении <9>. В данный регистр будут включаться личные сведения о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность. В пояснительной записке к проекту федерального закона указано, что создание и ведение такого регистра призвано "обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц".
(Васильева А.)
("Трудовое право", 2021, N 6)Кроме того, в настоящее время ведется работа над созданием единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. Принят Закон, определяющий основы его функционирования <8>. Заниматься ведением такого реестра будет ФНС России. В стратегической карте ФНС России на 2021 - 2023 гг. указана такая задача, как создание, внедрение и развитие федерального регистра сведений о населении <9>. В данный регистр будут включаться личные сведения о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность. В пояснительной записке к проекту федерального закона указано, что создание и ведение такого регистра призвано "обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц".