Возврат уплаченных страховых взносов
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат уплаченных страховых взносов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Общество взаимного страхования
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо может требовать возврата добровольно уплаченного вступительного взноса с общества взаимного страхования, если он не стал его членом из-за отсутствия с его стороны соответствующего заявления
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо может требовать возврата добровольно уплаченного вступительного взноса с общества взаимного страхования, если он не стал его членом из-за отсутствия с его стороны соответствующего заявления
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Учреждение обратилось в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов по истечении трехлетнего срока. Учреждение отметило, что налоговый орган не проинформировал его об имеющейся переплате и тем самым помешал ее своевременному возврату. Суд отклонил доводы учреждения, указав, что о наличии переплаты учреждению должно было стать известно не позднее дат получения справок состоянии расчетов с бюджетом, то есть до 25.10.2019, а также не позднее 15.01.2020 - даты представления уточняющих расчетов по страховым взносам. В то же время в суд страхователь обратился только 06.07.2023. Следовательно, учреждение пропустило трехлетний срок на возврат излишне уплаченных страховых взносов. Тот факт, что налоговый орган не сообщил учреждению о наличии переплаты, не означает, что сам страхователь не должен был знать о состоянии своих расчетов с бюджетом, поэтому суд отказал в возврате переплаты.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Учреждение обратилось в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов по истечении трехлетнего срока. Учреждение отметило, что налоговый орган не проинформировал его об имеющейся переплате и тем самым помешал ее своевременному возврату. Суд отклонил доводы учреждения, указав, что о наличии переплаты учреждению должно было стать известно не позднее дат получения справок состоянии расчетов с бюджетом, то есть до 25.10.2019, а также не позднее 15.01.2020 - даты представления уточняющих расчетов по страховым взносам. В то же время в суд страхователь обратился только 06.07.2023. Следовательно, учреждение пропустило трехлетний срок на возврат излишне уплаченных страховых взносов. Тот факт, что налоговый орган не сообщил учреждению о наличии переплаты, не означает, что сам страхователь не должен был знать о состоянии своих расчетов с бюджетом, поэтому суд отказал в возврате переплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить заявление о возврате (зачете) переплаты по налогам и страховым взносам до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1. По какой форме и как заполнить письменное заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных налогов (страховых взносов на ОПС, ОМС, по ВНиМ)
(КонсультантПлюс, 2022)1. По какой форме и как заполнить письменное заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных налогов (страховых взносов на ОПС, ОМС, по ВНиМ)
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, не учитываемых в совокупной обязанности (КНД 1165166)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, не учитываемых в совокупной обязанности (КНД 1165166)
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Рекомендуемый формат представления заявления о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, не учитываемых в совокупной обязанности
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Рекомендуемый формат представления заявления о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, не учитываемых в совокупной обязанности
Статья: Особенности защиты прав предпринимателей в Конституционном Суде Российской Федерации
(Захарова А.Э.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)По запросу Верховного Суда Российской Федерации (в связи с рассмотрением дела с участием хозяйственного общества) Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 2019 г. N 32-П <21>, проверив положения Налогового кодекса Российской Федерации и ряда законодательных актов, подтвердил право страхователя на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(Захарова А.Э.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)По запросу Верховного Суда Российской Федерации (в связи с рассмотрением дела с участием хозяйственного общества) Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 2019 г. N 32-П <21>, проверив положения Налогового кодекса Российской Федерации и ряда законодательных актов, подтвердил право страхователя на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статья: Правовые институты общей части науки финансового права: вопросы теории
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Представляется, что именно такая ситуация сегодня сложилась в сфере финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей. Дело в том, что в результате разветвленности и все большей детализированности финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей фактически возник комплексный финансово-правовой институт возврата фискальных платежей. Он включает в себя нормы налогового права, устанавливающие возврат и зачет налогов в бюджет; нормы, предусматривающие возврат и зачет излишне уплаченных страховых взносов; нормы института неналоговых доходов бюджета, включающие в себя возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных: а) платы за негативное воздействие на окружающую природную среду; б) утилизационного сбора; в) платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами; г) экологического сбора; д) таможенных пошлин и др. Кроме того, этот институт включает в себя нормы бюджетного права, предусматривающие исполнение бюджета по доходам в части возврата и зачета фискальных платежей. Бюджетно-правовой сектор возврата и зачета фискальных платежей в комплексном финансово-правовом институте возврата и зачета фискальных платежей является "стягивающим" весь комплекс норм этого института, ибо возврат любого фискального платежа обязательно осуществляется в опоре на бюджетное право, а именно: в опоре на нормы БК РФ (ст. 218) и нормы Приказа Минфина РФ от 29 декабря 2022 г. N 198н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ". В этом отношении справедлив вывод, что возврат и зачет фискальных платежей осуществляются в рамках налоговых правоотношений, правоотношений неналоговых доходов бюджета и бюджетных правоотношений, "связь между которыми носит функциональный характер: бюджетные правоотношения возникают с целью исполнения решений, принимаемых в результате развития" <25> иных финансовых правоотношений - налоговых, правоотношений неналоговых доходов и др. На основании всех этих норм возникают различные виды финансовых правоотношений, но одного и того же рода - правоотношения возврата и зачета фискальных платежей. А раз это так, то в целях эффективного правоприменения в совокупности этих правоотношений могут быть выделены некоторые общие (схожие) стороны. Именно эти общие стороны правоотношений и нормы, на основе которых они возникают, и могут быть объединены в общий правовой институт возврата и зачета фискальных платежей.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Представляется, что именно такая ситуация сегодня сложилась в сфере финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей. Дело в том, что в результате разветвленности и все большей детализированности финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей фактически возник комплексный финансово-правовой институт возврата фискальных платежей. Он включает в себя нормы налогового права, устанавливающие возврат и зачет налогов в бюджет; нормы, предусматривающие возврат и зачет излишне уплаченных страховых взносов; нормы института неналоговых доходов бюджета, включающие в себя возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных: а) платы за негативное воздействие на окружающую природную среду; б) утилизационного сбора; в) платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами; г) экологического сбора; д) таможенных пошлин и др. Кроме того, этот институт включает в себя нормы бюджетного права, предусматривающие исполнение бюджета по доходам в части возврата и зачета фискальных платежей. Бюджетно-правовой сектор возврата и зачета фискальных платежей в комплексном финансово-правовом институте возврата и зачета фискальных платежей является "стягивающим" весь комплекс норм этого института, ибо возврат любого фискального платежа обязательно осуществляется в опоре на бюджетное право, а именно: в опоре на нормы БК РФ (ст. 218) и нормы Приказа Минфина РФ от 29 декабря 2022 г. N 198н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ". В этом отношении справедлив вывод, что возврат и зачет фискальных платежей осуществляются в рамках налоговых правоотношений, правоотношений неналоговых доходов бюджета и бюджетных правоотношений, "связь между которыми носит функциональный характер: бюджетные правоотношения возникают с целью исполнения решений, принимаемых в результате развития" <25> иных финансовых правоотношений - налоговых, правоотношений неналоговых доходов и др. На основании всех этих норм возникают различные виды финансовых правоотношений, но одного и того же рода - правоотношения возврата и зачета фискальных платежей. А раз это так, то в целях эффективного правоприменения в совокупности этих правоотношений могут быть выделены некоторые общие (схожие) стороны. Именно эти общие стороны правоотношений и нормы, на основе которых они возникают, и могут быть объединены в общий правовой институт возврата и зачета фискальных платежей.
Статья: Неналоговый характер преступлений, связанных с уплатой страховых взносов в государственный внебюджетный фонд и его влияние на их квалификацию (ст. 199.3, 199.4 УК)
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2023, N 5)В завершение следует остановиться на недопустимости квалификации по ст. 199.3 и 199.4 УК деяний, связанных с незаконным получением страхователем возврата уже уплаченных сумм страховых взносов. Так, согласно п. 11 ст. 26.12 Федерального закона N 125-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению страхователя, поданному в течение одного месяца со дня получения страховщиком такого заявления. В случае же получения страхователем возврата уплаченных взносов путем обмана (который может заключаться, например, в предоставлении страховщику заведомо ложных сведений) содеянное образует состав мошенничества.
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2023, N 5)В завершение следует остановиться на недопустимости квалификации по ст. 199.3 и 199.4 УК деяний, связанных с незаконным получением страхователем возврата уже уплаченных сумм страховых взносов. Так, согласно п. 11 ст. 26.12 Федерального закона N 125-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению страхователя, поданному в течение одного месяца со дня получения страховщиком такого заявления. В случае же получения страхователем возврата уплаченных взносов путем обмана (который может заключаться, например, в предоставлении страховщику заведомо ложных сведений) содеянное образует состав мошенничества.
Вопрос: О возврате излишне уплаченных сумм налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых по состоянию на 31.12.2022 прошло более трех лет.
(Письмо Минфина России от 07.08.2024 N 03-02-06/73804)Вопрос: О возврате излишне уплаченных сумм налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых по состоянию на 31.12.2022 прошло более трех лет.
(Письмо Минфина России от 07.08.2024 N 03-02-06/73804)Вопрос: О возврате излишне уплаченных сумм налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых по состоянию на 31.12.2022 прошло более трех лет.
Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
Готовое решение: Что нужно знать о ЕНП и ЕНС организациям и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм фиксированного авансового платежа, уплачиваемого в порядке ст. 227.1 НК РФ, НПД, ряда сборов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения заявления (пп. 5 п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм фиксированного авансового платежа, уплачиваемого в порядке ст. 227.1 НК РФ, НПД, ряда сборов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения заявления (пп. 5 п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 30.12.2022 N 03-04-06/129902 <Об НДФЛ и страховых взносах при выплате суточных и безотчетных сумм работникам в период пребывания в служебных командировках в августе 2022 г. на территории ДНР, а также их зачете и возврате>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)Возвращаем уплаченные НДФЛ и страховые взносы
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)Возвращаем уплаченные НДФЛ и страховые взносы