Возврат товара не подошедшего по размеру
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат товара не подошедшего по размеру (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""При этом судами приведено правильное суждение о том, что право покупателя обменять товар надлежащего качества предусмотрено в случае, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, размеру или комплектации, и только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения, потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, однако требования истца были направлены не на обмен товара, а на возврат стоимости товара, следовательно отсутствуют основания для удовлетворения иска и с применением статьи 25 Закона о защите прав потребителей."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая настоящий спор, мировой судья, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 25 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", статьи 502 ГК РФ, исходил из того, что право покупателя обменять товар надлежащего качества предусмотрено в случае, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, размеру или комплектации, и только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения, потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, и, установив, что требования истца были направлены не на обмен товара, а на возврат стоимости товара, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, позволяющих истцу требовать возврата стоимости товара надлежащего качества, в связи с чем отказал в иске."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как обменять качественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форма заявления обычно имеется у продавца и вам необходимо будет только заполнить ее. Как правило, в ней указываются данные продавца; Ф.И.О. покупателя, его паспортные данные, адрес, телефон; наименование приобретенного товара; причина его возврата (товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации); требование заменить товар на аналогичный.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Форма заявления обычно имеется у продавца и вам необходимо будет только заполнить ее. Как правило, в ней указываются данные продавца; Ф.И.О. покупателя, его паспортные данные, адрес, телефон; наименование приобретенного товара; причина его возврата (товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации); требование заменить товар на аналогичный.
Ситуация: В каких случаях гражданин вправе отказаться от товара, полученного по договору розничной купли-продажи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и вернуть непродовольственный товар надлежащего качества, который не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, если соблюдены следующие условия (п. 1 ст. 502 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 25 Закона N 2300-1):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и вернуть непродовольственный товар надлежащего качества, который не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, если соблюдены следующие условия (п. 1 ст. 502 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 25 Закона N 2300-1):
Нормативные акты
Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства N 6
"О единых правилах в области защиты прав потребителей"
(принят в г. Минске 06.12.2024)1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
"О единых правилах в области защиты прав потребителей"
(принят в г. Минске 06.12.2024)1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Требования потребителей о замене товара или (если отсутствует товар для замены) о расторжении договора и о возвращении уплаченных за товар денежных средств могут быть заявлены в отношении товаров надлежащего качества, не подошедших по цвету, фасону, размеру, на основании ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона РФ о защите прав потребителей. При этом существует перечень исключений, когда товар надлежащего качества заменить нельзя (например, когда речь идет о ювелирных изделиях или мебельных гарнитурах) <107>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Требования потребителей о замене товара или (если отсутствует товар для замены) о расторжении договора и о возвращении уплаченных за товар денежных средств могут быть заявлены в отношении товаров надлежащего качества, не подошедших по цвету, фасону, размеру, на основании ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона РФ о защите прав потребителей. При этом существует перечень исключений, когда товар надлежащего качества заменить нельзя (например, когда речь идет о ювелирных изделиях или мебельных гарнитурах) <107>.
Готовое решение: Как учреждению вернуть покупателю денежные средства при возврате товара
(КонсультантПлюс, 2025)причину возврата. Например: "недостаток товара" с указанием конкретного недостатка, а в случае возврата товара надлежащего качества: "не подошел по форме (или габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации)" (п. 1 ст. 18, ст. 25 Закона о защите прав потребителей);
(КонсультантПлюс, 2025)причину возврата. Например: "недостаток товара" с указанием конкретного недостатка, а в случае возврата товара надлежащего качества: "не подошел по форме (или габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации)" (п. 1 ст. 18, ст. 25 Закона о защите прав потребителей);
Статья: Возврат товара надлежащего качества потребителем: контроль за соблюдением условий реализации права
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Однако, поскольку речь идет о товаре надлежащего качества, не подошедшем потребителю по субъективным эстетическим параметрам, наличие аналогичного товара, в том числе других расцветок, размера, фасона, вовсе не означает, что среди имеющегося ассортимента покупателю должно что-то подойти. В результате потребитель приобретает полное право отказаться от договора и требовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителя). Данная возможность открывает потребителю лазейку, позволяющую возвратить продавцу товар, ссылаясь на то, что вещь не подошла по цвету, фасону, размеру. В литературе отмечается, что хозяйствующие субъекты, как правило, сразу принимают требование об отказе от потребительского договора, не требуя соблюдения предварительной процедуры предъявления требования об обмене товара <5>.
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Однако, поскольку речь идет о товаре надлежащего качества, не подошедшем потребителю по субъективным эстетическим параметрам, наличие аналогичного товара, в том числе других расцветок, размера, фасона, вовсе не означает, что среди имеющегося ассортимента покупателю должно что-то подойти. В результате потребитель приобретает полное право отказаться от договора и требовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителя). Данная возможность открывает потребителю лазейку, позволяющую возвратить продавцу товар, ссылаясь на то, что вещь не подошла по цвету, фасону, размеру. В литературе отмечается, что хозяйствующие субъекты, как правило, сразу принимают требование об отказе от потребительского договора, не требуя соблюдения предварительной процедуры предъявления требования об обмене товара <5>.
Ситуация: Может ли потребитель по договору розничной купли-продажи вернуть продавцу мебель надлежащего качества?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако потребитель вправе потребовать обмена такой мебели в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар, в частности, если мебель не подошла по форме, габаритам, расцветке, размеру или комплектации.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако потребитель вправе потребовать обмена такой мебели в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар, в частности, если мебель не подошла по форме, габаритам, расцветке, размеру или комплектации.
Статья: Учет прав и интересов потребителей при заключении оптовых договоров на реализацию товаров
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)Согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять не бывший в употреблении товар, не подошедший ему по размеру, фасону и пр. Причем заявить это требование он может как к продавцу, так и к импортеру, и к изготовителю. В случае массовости таких возвратов в оптовых договорах с розничным торговцем (т.е. продавцом, к которому потребитель предъявит данное требование) может встать вопрос о том, за чей счет будут осуществляться данные возвраты. Возможно ли включить в договор с оптовым продавцом условие, которое давало бы продавцу право возвращать данные товары, не оплачивая их в случае, если количество отказов потребителей превысит согласованное сторонами оптового договора число? Прямого запрета на включение данного условия нет. Однако это будет также влиять на формирование условий о цене, порядке оплаты в договоре поставки (оптовой купли-продажи), а также о налоговых последствиях данного договора (в части выставления новых счетов-фактур и восстановления НДС, а также изменения расходов по налогу на прибыль).
(Маслова В.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 3)Согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять не бывший в употреблении товар, не подошедший ему по размеру, фасону и пр. Причем заявить это требование он может как к продавцу, так и к импортеру, и к изготовителю. В случае массовости таких возвратов в оптовых договорах с розничным торговцем (т.е. продавцом, к которому потребитель предъявит данное требование) может встать вопрос о том, за чей счет будут осуществляться данные возвраты. Возможно ли включить в договор с оптовым продавцом условие, которое давало бы продавцу право возвращать данные товары, не оплачивая их в случае, если количество отказов потребителей превысит согласованное сторонами оптового договора число? Прямого запрета на включение данного условия нет. Однако это будет также влиять на формирование условий о цене, порядке оплаты в договоре поставки (оптовой купли-продажи), а также о налоговых последствиях данного договора (в части выставления новых счетов-фактур и восстановления НДС, а также изменения расходов по налогу на прибыль).
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации розничной торговли (продажа непродовольственных товаров) операции, связанные с возвратом покупателем (физическим лицом) товара, проданного за наличный расчет, без претензий к качеству, если продажа и возврат товара произведены в одном календарном году (до истечения 14 дней с даты продажи)? Учет товаров ведется по продажным ценам...
(Консультация эксперта, 2025)На основании п. 1 ст. 502 ГК РФ и п. 1 ст. 25 Закона РФ N 2300-1 покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
(Консультация эксперта, 2025)На основании п. 1 ст. 502 ГК РФ и п. 1 ст. 25 Закона РФ N 2300-1 покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете возврат покупателем качественного товара, проданного в розницу (за наличный расчет), в текущем месяце? Учет товаров ведется по стоимости их приобретения...
(Консультация эксперта, 2025)Потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня покупки непродовольственного товара надлежащего качества, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за этот товар суммы. Таким правом он может воспользоваться в случае, если приобретенный товар не подошел ему (по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации), а аналогичный товар, на который потребитель мог бы обменять его, на день обращения к продавцу отсутствует в продаже. Возврат производится при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Это следует из п. п. 1, 2 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 1 ст. 502 ГК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня покупки непродовольственного товара надлежащего качества, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за этот товар суммы. Таким правом он может воспользоваться в случае, если приобретенный товар не подошел ему (по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации), а аналогичный товар, на который потребитель мог бы обменять его, на день обращения к продавцу отсутствует в продаже. Возврат производится при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Это следует из п. п. 1, 2 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 1 ст. 502 ГК РФ.
Статья: Относительно определенные нормы-аналогии в частноправовом регулировании экономической деятельности
(Микрюков В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Однако столь широкий перечень параметров (форма, габариты, фасон, расцветка, размер, комплектация), по которым товар может "не подойти" покупателю в силу сугубо субъективных эстетических представлений последнего, делает понятие "аналогичный товар" настолько расплывчатым, что покупатель практически во всех случаях имеет возможность запросить у продавца такой другой товар взамен приобретенного, который у продавца отсутствует. Фактически это открывает лазейку к произвольному возврату товара вместо обмена [15, с. 58 - 63], создавая почву для так называемого потребительского терроризма [4, с. 33 - 41].
(Микрюков В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Однако столь широкий перечень параметров (форма, габариты, фасон, расцветка, размер, комплектация), по которым товар может "не подойти" покупателю в силу сугубо субъективных эстетических представлений последнего, делает понятие "аналогичный товар" настолько расплывчатым, что покупатель практически во всех случаях имеет возможность запросить у продавца такой другой товар взамен приобретенного, который у продавца отсутствует. Фактически это открывает лазейку к произвольному возврату товара вместо обмена [15, с. 58 - 63], создавая почву для так называемого потребительского терроризма [4, с. 33 - 41].