Возврат товара, приобретенного со скидкой
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат товара, приобретенного со скидкой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непробитый кассовый чек с признаком расчета "возврат прихода"
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с пунктом... дополнительного соглашения к Договору купли-продажи товара... продавец обязуется предоставить покупателю скидку... путем уменьшения стоимости Товара на сумму... руб. и возврата денежных средств в указанном размере...
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии с пунктом... дополнительного соглашения к Договору купли-продажи товара... продавец обязуется предоставить покупателю скидку... путем уменьшения стоимости Товара на сумму... руб. и возврата денежных средств в указанном размере...
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 N 88-17688/2023 по делу N 2-1890/2022-79 (УИД 78MS0079-01-2022-003185-97)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: О взыскании денежных средств, уплаченных за товар.
Обстоятельства: Истец является держателем подарочного сертификата. Не желая использовать подарочный сертификат по его прямому назначению, истец обратился к ответчику с претензией, в которой содержалось требование о возврате уплаченных денежных средств в размере, соответствующем номиналу подарочного сертификата. Ответчик отказал в удовлетворении претензии истца.
Решение: Отказано.Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 426, 450.1, 487, 492, 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение тот факт, что ни М., ни какое-либо иное лицо не приобретали у ответчика путем внесения авансового платежа подарочный сертификат с целью его дальнейшего использования для оплаты товаров в магазине ООО "Трейд" розничной сети "585*ЗОЛОТОЙ", и, поскольку в данном случае сертификат предоставляет лишь право на получение скидки при соблюдении определенных условий в рамках утвержденной рекламной акции, и не подтверждает авансирование будущей оплаты товара, в счет его приобретения денежные средства не вносились, оснований для возложения на ответчика обязанности по возврату денежных средств не имеется.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: О взыскании денежных средств, уплаченных за товар.
Обстоятельства: Истец является держателем подарочного сертификата. Не желая использовать подарочный сертификат по его прямому назначению, истец обратился к ответчику с претензией, в которой содержалось требование о возврате уплаченных денежных средств в размере, соответствующем номиналу подарочного сертификата. Ответчик отказал в удовлетворении претензии истца.
Решение: Отказано.Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 426, 450.1, 487, 492, 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение тот факт, что ни М., ни какое-либо иное лицо не приобретали у ответчика путем внесения авансового платежа подарочный сертификат с целью его дальнейшего использования для оплаты товаров в магазине ООО "Трейд" розничной сети "585*ЗОЛОТОЙ", и, поскольку в данном случае сертификат предоставляет лишь право на получение скидки при соблюдении определенных условий в рамках утвержденной рекламной акции, и не подтверждает авансирование будущей оплаты товара, в счет его приобретения денежные средства не вносились, оснований для возложения на ответчика обязанности по возврату денежных средств не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Способ совершения преступления и предмет хищения: установление корреляционных связей
(Хилюта В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 12)"Продавец магазина спортивной одежды Б. вступил в сговор с начальником отдела обуви магазина К. Согласно их договоренности К. нашел в информационной базе магазина сведения об относительно крупной продаже обуви без использования клиентом О. клубной карты потребительской лояльности. После этого Б. выехал в другой магазин компании и приобрел по указанным К. артикулам обувь на сумму 16 397 руб. При этом он воспользовался клубной картой компании для оплаты части стоимости товара (30% или 4 918 руб.) ранее накопленными К. бонусными баллами. В тот же день Б. прибыл в магазин, где работал К., и оформил с его помощью возврат приобретенного товара на полную сумму без учета скидки по второму экземпляру кассового чека и данным клиента О. Компания заявила о причинении имущественного ущерба на сумму 4 918 руб. Следствие сочло, что в действиях Б. и К. имеются признаки мошенничества, совершенного группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159 УК РФ). Обман выразился во введении в заблуждение работников торговой организации относительно личности клиента путем указания в заявлении о возврате товара заведомо ложных сведений и незаконного использования кассового чека другого клиента. В результате действий Б. и К. компании был причинен материальный ущерб на сумму 4 918 руб., поскольку кассир магазина выдала Б. денежные средства, равные по сумме полной стоимости товара без учета скидки. Защитник К. в ходе ознакомления с материалами дела заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении подзащитного в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Позиция защиты основывалась на том, что в совершенном К. и Б. деянии отсутствуют обязательные признаки хищения, а именно безвозмездность и причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Возвращая товар по кассовому чеку другого клиента, Б. и К. заведомо осознавали, что потраченные при покупке бонусные баллы К. возвращены магазином не будут. С учетом того что согласно опубликованным правилам программы потребительской лояльности 1 бонус эквивалентен 1 рублю РФ, Б. и К. не причинили материального ущерба компании. Таким образом, обман был направлен не на хищение чужого имущества, а на преодоление ограничений бонусной программы компании, связанных с невозможностью обналичивания начисленных клиенту бонусных баллов. Потраченные Б. бонусы не были возвращены на счет клубной карты К. Б. фактически вернул в кассу компании полную стоимость товара, приобретенного со скидкой 30%. Прокурор после рассмотрения поступившего уголовного дела с обвинительным заключением в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК принял решение о его возвращении следователю с указанием прекратить уголовное преследование в отношении обоих фигурантов. Следователь прекратил уголовное дело в отношении Б. и К. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК" <6>.
(Хилюта В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 12)"Продавец магазина спортивной одежды Б. вступил в сговор с начальником отдела обуви магазина К. Согласно их договоренности К. нашел в информационной базе магазина сведения об относительно крупной продаже обуви без использования клиентом О. клубной карты потребительской лояльности. После этого Б. выехал в другой магазин компании и приобрел по указанным К. артикулам обувь на сумму 16 397 руб. При этом он воспользовался клубной картой компании для оплаты части стоимости товара (30% или 4 918 руб.) ранее накопленными К. бонусными баллами. В тот же день Б. прибыл в магазин, где работал К., и оформил с его помощью возврат приобретенного товара на полную сумму без учета скидки по второму экземпляру кассового чека и данным клиента О. Компания заявила о причинении имущественного ущерба на сумму 4 918 руб. Следствие сочло, что в действиях Б. и К. имеются признаки мошенничества, совершенного группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159 УК РФ). Обман выразился во введении в заблуждение работников торговой организации относительно личности клиента путем указания в заявлении о возврате товара заведомо ложных сведений и незаконного использования кассового чека другого клиента. В результате действий Б. и К. компании был причинен материальный ущерб на сумму 4 918 руб., поскольку кассир магазина выдала Б. денежные средства, равные по сумме полной стоимости товара без учета скидки. Защитник К. в ходе ознакомления с материалами дела заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении подзащитного в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Позиция защиты основывалась на том, что в совершенном К. и Б. деянии отсутствуют обязательные признаки хищения, а именно безвозмездность и причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Возвращая товар по кассовому чеку другого клиента, Б. и К. заведомо осознавали, что потраченные при покупке бонусные баллы К. возвращены магазином не будут. С учетом того что согласно опубликованным правилам программы потребительской лояльности 1 бонус эквивалентен 1 рублю РФ, Б. и К. не причинили материального ущерба компании. Таким образом, обман был направлен не на хищение чужого имущества, а на преодоление ограничений бонусной программы компании, связанных с невозможностью обналичивания начисленных клиенту бонусных баллов. Потраченные Б. бонусы не были возвращены на счет клубной карты К. Б. фактически вернул в кассу компании полную стоимость товара, приобретенного со скидкой 30%. Прокурор после рассмотрения поступившего уголовного дела с обвинительным заключением в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК принял решение о его возвращении следователю с указанием прекратить уголовное преследование в отношении обоих фигурантов. Следователь прекратил уголовное дело в отношении Б. и К. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК" <6>.
Статья: Товары в оптовых организациях: оценка при признании, особенности учета
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Возможность ознакомиться с зарубежным опытом учета операций с товарами предоставляют труды Е.В. Морозовой [9, 10]. Автор дает описание методов учета товаров в бухгалтерии, особенностей учета ценовых скидок при приобретении товаров, учета возврата товаров поставщикам, оценки товаров при выбытии.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Возможность ознакомиться с зарубежным опытом учета операций с товарами предоставляют труды Е.В. Морозовой [9, 10]. Автор дает описание методов учета товаров в бухгалтерии, особенностей учета ценовых скидок при приобретении товаров, учета возврата товаров поставщикам, оценки товаров при выбытии.
Нормативные акты
"Концептуальные основы финансовой отчетности"4.18 Обязательства возникают в результате прошлых операций или прочих прошлых событий. Таким образом, например, приобретение товаров и потребление услуг приводит к возникновению торговой кредиторской задолженности (если только они не были оплачены авансом или в момент поставки), а получение банковского займа влечет за собой обязанность его возвратить. Организация также может признать в качестве обязательств будущие скидки с объема ежегодных покупок, предоставляемые клиентам; в этом случае продажа товаров в прошлом является операцией, приводящей к возникновению обязательства.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)12. При рассмотрении спора о скидке на товар, предоставленной покупателю за приобретение дополнительных услуг третьих лиц, подлежат выяснению обстоятельства, связанные с доведением до потребителя всей необходимой информации, обеспечивающей ему возможность адекватно оценить условия предоставления скидки и наличие собственной выгоды либо неблагоприятных для себя последствий, в том числе не был ли потребитель изначально введен в заблуждение продавцом путем завышения цены автомобиля по договору и создания видимости скидки в целях навязать ему заключение дополнительных договоров на оказание услуг, а также соответствуют ли требования о возврате суммы скидки принципу пропорциональности при отказе не от всех, а от одного или нескольких договоров на оказание услуг.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)12. При рассмотрении спора о скидке на товар, предоставленной покупателю за приобретение дополнительных услуг третьих лиц, подлежат выяснению обстоятельства, связанные с доведением до потребителя всей необходимой информации, обеспечивающей ему возможность адекватно оценить условия предоставления скидки и наличие собственной выгоды либо неблагоприятных для себя последствий, в том числе не был ли потребитель изначально введен в заблуждение продавцом путем завышения цены автомобиля по договору и создания видимости скидки в целях навязать ему заключение дополнительных договоров на оказание услуг, а также соответствуют ли требования о возврате суммы скидки принципу пропорциональности при отказе не от всех, а от одного или нескольких договоров на оказание услуг.
Статья: Опасные связи: взаимосвязанные договоры в российском законодательстве и судебной практике
(Мертвищев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обусловить скидку дополнительными услугами можно - это нормальная бизнес-практика, вполне допускаемая действующими нормами законодательства. Однако у потребителя должна быть альтернатива: либо приобрести товар за полную стоимость, либо со скидкой, но с дополнительными услугами. Соответственно, при отказе потребителя от дополнительных услуг продавец получает право на компенсацию скидки, которая была предоставлена покупателю. При этом речь идет именно о компенсации. В частности, в ситуации, когда дополнительная услуга заключалась в личном страховании покупателя на период действия кредитного договора, скидка подлежит возмещению не полностью, а пропорционально сумме возвращенной страховой премии, так как корреляция между ними очевидна. Если же продавец действует недобросовестно, не предоставляя потребителю альтернативу, манипулируя ценой (например, если цена дополнительных услуг или цена товара без скидки превышает рыночные аналоги), предоставляя недостоверную информацию (цена противоречит рекламе или данным на сайте продавца и т.п.), то он вообще утрачивает право на возврат предоставленной скидки.
(Мертвищев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обусловить скидку дополнительными услугами можно - это нормальная бизнес-практика, вполне допускаемая действующими нормами законодательства. Однако у потребителя должна быть альтернатива: либо приобрести товар за полную стоимость, либо со скидкой, но с дополнительными услугами. Соответственно, при отказе потребителя от дополнительных услуг продавец получает право на компенсацию скидки, которая была предоставлена покупателю. При этом речь идет именно о компенсации. В частности, в ситуации, когда дополнительная услуга заключалась в личном страховании покупателя на период действия кредитного договора, скидка подлежит возмещению не полностью, а пропорционально сумме возвращенной страховой премии, так как корреляция между ними очевидна. Если же продавец действует недобросовестно, не предоставляя потребителю альтернативу, манипулируя ценой (например, если цена дополнительных услуг или цена товара без скидки превышает рыночные аналоги), предоставляя недостоверную информацию (цена противоречит рекламе или данным на сайте продавца и т.п.), то он вообще утрачивает право на возврат предоставленной скидки.
Готовое решение: Как покупателю на УСН учесть скидки
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на товары (работы, услуги) учитывайте так:
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на товары (работы, услуги) учитывайте так:
Готовое решение: Как продавцу вести бухгалтерский и налоговый учет при торговле через маркетплейс
(КонсультантПлюс, 2025)по договору на продвижение ваши товары могут участвовать в продвижении маркетплейса. Маркетплейс определяет, какие это будут товары, и устанавливает на них скидки. Если товар купят, маркетплейс вернет вам сумму скидки. Выплаты по договору придут после того, как вы заполните и подпишете закрывающие документы.
(КонсультантПлюс, 2025)по договору на продвижение ваши товары могут участвовать в продвижении маркетплейса. Маркетплейс определяет, какие это будут товары, и устанавливает на них скидки. Если товар купят, маркетплейс вернет вам сумму скидки. Выплаты по договору придут после того, как вы заполните и подпишете закрывающие документы.
Статья: Способы защиты, применяемые против несправедливых договорных условий
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 3)В связи с этим продавцы должны разъяснять покупателям информацию о рыночной стоимости транспортного средства, о размере скидки, а также о том, при каких условиях условие о скидке подлежит отмене. При этом Верховный Суд РФ отмечает, что суды, рассматривая иски продавцов о возврате суммы скидки, должны проверить, была ли покупателю действительно предоставлена скидка на автомобиль или только создана видимость ее предоставления путем изначального завышения цены, не навязаны ли покупателю невыгодные условия посредством обусловленности приобретения товара обязательным приобретением услуг страховых или кредитных организаций, а также наличие пропорциональности взыскания части предоставленной продавцом скидки тому объему выплат, которые покупатель не произвел или которые были ему возвращены по договорам о предоставлении дополнительных услуг в силу их досрочного и одностороннего прекращения. Для решения последней задачи необходимо установить, какова была стоимость услуг, оплаченная покупателем в пользу страховщика и банка <9>.
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 3)В связи с этим продавцы должны разъяснять покупателям информацию о рыночной стоимости транспортного средства, о размере скидки, а также о том, при каких условиях условие о скидке подлежит отмене. При этом Верховный Суд РФ отмечает, что суды, рассматривая иски продавцов о возврате суммы скидки, должны проверить, была ли покупателю действительно предоставлена скидка на автомобиль или только создана видимость ее предоставления путем изначального завышения цены, не навязаны ли покупателю невыгодные условия посредством обусловленности приобретения товара обязательным приобретением услуг страховых или кредитных организаций, а также наличие пропорциональности взыскания части предоставленной продавцом скидки тому объему выплат, которые покупатель не произвел или которые были ему возвращены по договорам о предоставлении дополнительных услуг в силу их досрочного и одностороннего прекращения. Для решения последней задачи необходимо установить, какова была стоимость услуг, оплаченная покупателем в пользу страховщика и банка <9>.
Вопрос: Каково предназначение кредит-ноты?
(Консультация эксперта, 2025)На практике кредит-нота представляет собой извещение, направляемое поставщиком покупателю, о записи в кредит-счете последнего определенной суммы в связи с выполнением покупателем условий договора, предусматривающих предоставление преференции - скидки, премии, бонуса:
(Консультация эксперта, 2025)На практике кредит-нота представляет собой извещение, направляемое поставщиком покупателю, о записи в кредит-счете последнего определенной суммы в связи с выполнением покупателем условий договора, предусматривающих предоставление преференции - скидки, премии, бонуса:
Статья: К вопросу о возмездности бонусного договора
(Епифанцева Т.Ю., Мильшина Т.С.)
("Нотариус", 2023, N 3)Действительно, присоединяясь к бонусному договору, клиент оплачивает товары или услуги для личных нужд по установленной для всех потребителей цене. Однако все преференции в виде скидки или возврата денежных единиц на счет возникают уже постфактум, уже после совершенной сделки. Фактически в рамках основной сделки, будь то розничная купля-продажа или оказание услуг потребителю, как участник бонусных договоров, так и обычный покупатель равны, ведь они платят одинаковую цену за товар (оказанную услугу).
(Епифанцева Т.Ю., Мильшина Т.С.)
("Нотариус", 2023, N 3)Действительно, присоединяясь к бонусному договору, клиент оплачивает товары или услуги для личных нужд по установленной для всех потребителей цене. Однако все преференции в виде скидки или возврата денежных единиц на счет возникают уже постфактум, уже после совершенной сделки. Фактически в рамках основной сделки, будь то розничная купля-продажа или оказание услуг потребителю, как участник бонусных договоров, так и обычный покупатель равны, ведь они платят одинаковую цену за товар (оказанную услугу).
Статья: Недобросовестные условия в договорах с участием потребителей: модернизация законодательства и развитие судебной практики
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)С точки зрения рассматриваемого вопроса интересно Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2023 г. N 88-511/2023 <19>. Истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности по договору купли-продажи, неустойки. В обоснование иска указал, что были заключены договор купли-продажи автомототранспортного средства и дополнительное соглашение, согласно которому ответчику была предоставлена скидка, для получения которой необходимо было приобрести страховые полисы (страхование жизни, страхование финансовых рисков, связанных с утратой транспортного средства, услуги помощи на дороге). Ответчик расторг один из страховых договоров, в связи с чем истец считает, что предоставленная скидка подлежит возврату в полном объеме. Суд первой инстанции взыскал стоимость скидки только в размере стоимости полиса, от которого ответчик отказался, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение районного суда оставлено без изменения. Истец не согласился с таким решением и подал кассационную жалобу. Суд кассационной инстанции, подтвердив право истца устанавливать подобного рода скидки ("между сторонами был заключен договор купли-продажи транспортного средства с предоставление скидки, обусловленной приобретением дополнительных услуг, что само по себе допустимо (курсив наш. - В.Б.), поскольку покупателю была предоставлена возможность приобретения товара без таких услуг, но за иную цену"), обратил внимание, что "условие договора о возможности предоставлении скидки является законным, в то время как условие о ее возврате в полном объеме при отказе только от одной из дополнительных услуг, нарушает положения ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
(Богдан В.В.)
("Цивилист", 2023, N 3)С точки зрения рассматриваемого вопроса интересно Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2023 г. N 88-511/2023 <19>. Истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности по договору купли-продажи, неустойки. В обоснование иска указал, что были заключены договор купли-продажи автомототранспортного средства и дополнительное соглашение, согласно которому ответчику была предоставлена скидка, для получения которой необходимо было приобрести страховые полисы (страхование жизни, страхование финансовых рисков, связанных с утратой транспортного средства, услуги помощи на дороге). Ответчик расторг один из страховых договоров, в связи с чем истец считает, что предоставленная скидка подлежит возврату в полном объеме. Суд первой инстанции взыскал стоимость скидки только в размере стоимости полиса, от которого ответчик отказался, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение районного суда оставлено без изменения. Истец не согласился с таким решением и подал кассационную жалобу. Суд кассационной инстанции, подтвердив право истца устанавливать подобного рода скидки ("между сторонами был заключен договор купли-продажи транспортного средства с предоставление скидки, обусловленной приобретением дополнительных услуг, что само по себе допустимо (курсив наш. - В.Б.), поскольку покупателю была предоставлена возможность приобретения товара без таких услуг, но за иную цену"), обратил внимание, что "условие договора о возможности предоставлении скидки является законным, в то время как условие о ее возврате в полном объеме при отказе только от одной из дополнительных услуг, нарушает положения ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июль 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)- при выявлении злоупотребления продавца своим правом, т.е. создания у покупателя видимости свободного выбора между вариантом приобретения товара "со скидкой" (но при необходимости приобретения на обременительных условиях иных товаров, работ, услуг) и вариантом приобретения товара "без скидки" по цене, превышающей рыночную, сумма скидки взысканию не подлежит;
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)- при выявлении злоупотребления продавца своим правом, т.е. создания у покупателя видимости свободного выбора между вариантом приобретения товара "со скидкой" (но при необходимости приобретения на обременительных условиях иных товаров, работ, услуг) и вариантом приобретения товара "без скидки" по цене, превышающей рыночную, сумма скидки взысканию не подлежит;
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)Если между продавцом и потребителем заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи автомобиля, в котором указано, что цена в основном договоре определена со скидкой, предоставленной потребителю в результате заключения различных договоров (кредита, страхования и пр.) с партнерами продавца, а затем потребитель досрочно расторг договоры с партнерами продавца, вследствие чего продавец потребовал вернуть скидку, то судам следует проверять, была ли покупателю действительно предоставлена скидка на автомобиль или только создана видимость ее предоставления путем изначального завышения цены, не навязаны ли покупателю невыгодные условия посредством обусловленности приобретения товара обязательным приобретением услуг страховых или кредитных организаций. Кроме того, необходимо установить пропорциональность взыскания части предоставленной продавцом скидки тому объему выплат, которые покупатель не произвел или которые были ему возвращены по договорам о предоставлении дополнительных услуг в силу их досрочного и одностороннего прекращения.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)Если между продавцом и потребителем заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи автомобиля, в котором указано, что цена в основном договоре определена со скидкой, предоставленной потребителю в результате заключения различных договоров (кредита, страхования и пр.) с партнерами продавца, а затем потребитель досрочно расторг договоры с партнерами продавца, вследствие чего продавец потребовал вернуть скидку, то судам следует проверять, была ли покупателю действительно предоставлена скидка на автомобиль или только создана видимость ее предоставления путем изначального завышения цены, не навязаны ли покупателю невыгодные условия посредством обусловленности приобретения товара обязательным приобретением услуг страховых или кредитных организаций. Кроме того, необходимо установить пропорциональность взыскания части предоставленной продавцом скидки тому объему выплат, которые покупатель не произвел или которые были ему возвращены по договорам о предоставлении дополнительных услуг в силу их досрочного и одностороннего прекращения.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-покупателя, применяющей УСН, получение от поставщика премии (бонуса) за достижение определенного объема закупок непродовольственных товаров за месяц, если премия предусмотрена договором поставки и по соглашению сторон засчитывается в качестве аванса, выданного поставщику в счет поставки следующих партий товара?..
(Консультация эксперта, 2025)В отношении признания скидок при отражении расходов Минфин России разъяснил, что в случае, если договором предусмотрено предоставление продавцом скидки, покупатель (заказчик) признает расходы по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки (за исключением случая, когда покупатель (заказчик) не способен (или не намерен) соблюдать условия получения скидки). При этом учитываются все скидки независимо от формы их предоставления (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.) (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027)).
(Консультация эксперта, 2025)В отношении признания скидок при отражении расходов Минфин России разъяснил, что в случае, если договором предусмотрено предоставление продавцом скидки, покупатель (заказчик) признает расходы по такому договору в сумме за вычетом предусмотренной договором скидки (за исключением случая, когда покупатель (заказчик) не способен (или не намерен) соблюдать условия получения скидки). При этом учитываются все скидки независимо от формы их предоставления (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.) (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027)).