Возврат субсидии учредителю
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат субсидии учредителю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)"...Комитет по развитию городского хозяйства Администрации города... (далее - заявитель, КРГХ) обратился в арбитражный суд... с заявлением к Комитету государственного и финансового контроля... (далее - ...КГФК...) о признании недействительным предписания... которым... возложена обязанность по возвращению в доход бюджета... области на счет Министерства... неиспользованного остатка субсидии...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Комитет по развитию городского хозяйства Администрации города... (далее - заявитель, КРГХ) обратился в арбитражный суд... с заявлением к Комитету государственного и финансового контроля... (далее - ...КГФК...) о признании недействительным предписания... которым... возложена обязанность по возвращению в доход бюджета... области на счет Министерства... неиспользованного остатка субсидии...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, учредитель предоставил ему целевой беспроцентный заем, средства для которого были получены в виде субсидии из федерального бюджета. На момент проведения проверки заем возвращен не был, и намерение налогоплательщика вернуть долг не усматривается.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, учредитель предоставил ему целевой беспроцентный заем, средства для которого были получены в виде субсидии из федерального бюджета. На момент проведения проверки заем возвращен не был, и намерение налогоплательщика вернуть долг не усматривается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой порядок изменения типа учреждения на казенное, бюджетное, автономное
(КонсультантПлюс, 2025)Если тип федерального бюджетного (автономного) учреждения изменяется на казенное, неиспользованные остатки субсидии на выполнение государственного задания должны быть возвращены учредителю. Чтобы рассчитать объем возврата, нужно применить нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. п. 41, 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
(КонсультантПлюс, 2025)Если тип федерального бюджетного (автономного) учреждения изменяется на казенное, неиспользованные остатки субсидии на выполнение государственного задания должны быть возвращены учредителю. Чтобы рассчитать объем возврата, нужно применить нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. п. 41, 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нарушение условий предоставления субсидий является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подобное правонарушение предусматривает два вида негативного воздействия на нарушителя: штраф и возврат субсидии в соответствующий бюджет, однако это не свидетельствует о двойном наказании за одно и то же нарушение. Пояснения Минфина России по этому поводу сводятся к следующему: возврат субсидии и штраф имеют различную правовую природу. Возврат субсидии нацелен на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления бюджетных средств и обеспечение восстановления этих средств в случае нарушения, то есть носит компенсационный характер. Сумму возврата субсидии определяет учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания, учитывая нормативные затраты на оказание услуги. Данное действие является обязанностью получателя средств, а не наказанием. Административная ответственность в виде штрафа наступает за противоправное деяние виновного лица, предусмотренное соответствующей статьей, и является санкцией за совершенное правонарушение, соответственно, носит карательный характер <400>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нарушение условий предоставления субсидий является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подобное правонарушение предусматривает два вида негативного воздействия на нарушителя: штраф и возврат субсидии в соответствующий бюджет, однако это не свидетельствует о двойном наказании за одно и то же нарушение. Пояснения Минфина России по этому поводу сводятся к следующему: возврат субсидии и штраф имеют различную правовую природу. Возврат субсидии нацелен на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления бюджетных средств и обеспечение восстановления этих средств в случае нарушения, то есть носит компенсационный характер. Сумму возврата субсидии определяет учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания, учитывая нормативные затраты на оказание услуги. Данное действие является обязанностью получателя средств, а не наказанием. Административная ответственность в виде штрафа наступает за противоправное деяние виновного лица, предусмотренное соответствующей статьей, и является санкцией за совершенное правонарушение, соответственно, носит карательный характер <400>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")При изменении в течение текущего финансового года типа федерального бюджетного или автономного учреждения на казенное неиспользованные остатки субсидии подлежат возврату органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")При изменении в течение текущего финансового года типа федерального бюджетного или автономного учреждения на казенное неиспользованные остатки субсидии подлежат возврату органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий при принятии решения учредителем о подтверждении потребности в их использовании отражается по дебету счета 030305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (530305831, 630305831) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 "Доходы будущих периодов" (540140152, 540140162, 640140162);
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий при принятии решения учредителем о подтверждении потребности в их использовании отражается по дебету счета 030305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (530305831, 630305831) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 "Доходы будущих периодов" (540140152, 540140162, 640140162);
Статья: Списание неустойки по контрактам в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Если условия о возврате учредителю неустойки нет или договор оплачен за счет средств субсидии на выполнение госзадания, пени и штрафы, поступающие в бюджетные и автономные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и должны расходоваться в общеустановленном порядке (см. Письма Минфина России от 02.04.2020 N 09-07-07/26162, от 14.02.2020 N 09-07-05/10342).
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Если условия о возврате учредителю неустойки нет или договор оплачен за счет средств субсидии на выполнение госзадания, пени и штрафы, поступающие в бюджетные и автономные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и должны расходоваться в общеустановленном порядке (см. Письма Минфина России от 02.04.2020 N 09-07-07/26162, от 14.02.2020 N 09-07-05/10342).
Статья: Расчет нормативных затрат в образовательных учреждениях в 2025 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Если учреждение не выполнило госзадание с учетом допустимых отклонений, учредитель обязан скорректировать госзадание и направить учреждению расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет. В соглашении учредитель и учреждение должны установить срок в рабочих днях после принятия предварительного отчета, в течение которого учредитель обязан рассчитать сумму возврата.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Если учреждение не выполнило госзадание с учетом допустимых отклонений, учредитель обязан скорректировать госзадание и направить учреждению расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет. В соглашении учредитель и учреждение должны установить срок в рабочих днях после принятия предварительного отчета, в течение которого учредитель обязан рассчитать сумму возврата.
Готовое решение: НДС при взаимозачете
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагенты расторгли взаимные договоры и зачли авансы, которые перечисляли друг другу, то считается, что был возврат авансов. Применяются правила вычета и восстановления НДС при возврате авансов.
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагенты расторгли взаимные договоры и зачли авансы, которые перечисляли друг другу, то считается, что был возврат авансов. Применяются правила вычета и восстановления НДС при возврате авансов.
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат (счет 0 205 30 000)
(КонсультантПлюс, 2025)5) счет 0 205 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" предназначен для отражения в учете учредителя доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму) (Письмо Минфина России от 26.05.2021 N 02-06-10/44098).
(КонсультантПлюс, 2025)5) счет 0 205 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" предназначен для отражения в учете учредителя доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму) (Письмо Минфина России от 26.05.2021 N 02-06-10/44098).
Статья: Вопросы по заполнению отчета (ф. 0503127) за I квартал 2024 года
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Возврат учредителю остатка целевой субсидии
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Возврат учредителю остатка целевой субсидии
Готовое решение: Что такое автономное учреждение, какие права оно имеет и как ими распоряжается
(КонсультантПлюс, 2025)Если учреждение потратит субсидию не на те цели, учредитель заставит вернуть ее в бюджет. Такой вывод следует из судебной практики. За нецелевое расходование бюджетных средств больше 1,5 млн руб. должностное лицо учреждения привлекут к ответственности по ст. 285.1 УК РФ, за меньшую сумму - по ст. 15.14 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если учреждение потратит субсидию не на те цели, учредитель заставит вернуть ее в бюджет. Такой вывод следует из судебной практики. За нецелевое расходование бюджетных средств больше 1,5 млн руб. должностное лицо учреждения привлекут к ответственности по ст. 285.1 УК РФ, за меньшую сумму - по ст. 15.14 КоАП РФ.
Статья: Условия предоставления или использования субсидии: есть ли разница?
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Подобный случай произошел с федеральным автономным образовательным учреждением (университетом), которое выиграло конкурс на получение гранта из федерального бюджета. При проверке орган Казначейства обнаружил, что у университета все же образовалась просроченная задолженность по возврату ранее выданной субсидии, но в направленной органу-учредителю справке учреждение указало на отсутствие какой-либо задолженности. Контролеры выписали штраф в размере почти 400 тыс. руб. (2% суммы полученного гранта), а вуз с этим не согласился.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Подобный случай произошел с федеральным автономным образовательным учреждением (университетом), которое выиграло конкурс на получение гранта из федерального бюджета. При проверке орган Казначейства обнаружил, что у университета все же образовалась просроченная задолженность по возврату ранее выданной субсидии, но в направленной органу-учредителю справке учреждение указало на отсутствие какой-либо задолженности. Контролеры выписали штраф в размере почти 400 тыс. руб. (2% суммы полученного гранта), а вуз с этим не согласился.
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)С учетом того что термин "документ" определяется в российском законодательстве в качестве материального носителя с зафиксированной на нем в любой форме информацией <27>, бюджетно-правовой договор выступает внешней формой для своего содержания. Исследование типовых форм бюджетно-правовых договоров показывает, что их содержанием являются правила поведения сторон индивидуального характера, которые выражаются в структурных единицах бюджетно-правового договора (пунктах). Отметим, что договорные правила поведения сторон фиксируются с использованием правил юридической техники, т.е. обладают внутренней формой, схожей с внутренней формой правовой нормы. Так, п. 4.3.3 Типовой формы соглашения о предоставлении федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ <28> (далее - Типовая форма) предусмотрено, что получатель субсидии обязан использовать ее на цели, указанные в перечне субсидий, в соответствии с условиями, установленными правилами предоставления субсидий и заключенным бюджетно-правовым договором. При этом в случае неисполнения данного условия на основании п. 4.3.11 Типовой формы получатель субсидии обязан вернуть в бюджет субсидию после получения от учредителя требования в соответствии с п. 4.1.9.2 соглашения в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)С учетом того что термин "документ" определяется в российском законодательстве в качестве материального носителя с зафиксированной на нем в любой форме информацией <27>, бюджетно-правовой договор выступает внешней формой для своего содержания. Исследование типовых форм бюджетно-правовых договоров показывает, что их содержанием являются правила поведения сторон индивидуального характера, которые выражаются в структурных единицах бюджетно-правового договора (пунктах). Отметим, что договорные правила поведения сторон фиксируются с использованием правил юридической техники, т.е. обладают внутренней формой, схожей с внутренней формой правовой нормы. Так, п. 4.3.3 Типовой формы соглашения о предоставлении федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ <28> (далее - Типовая форма) предусмотрено, что получатель субсидии обязан использовать ее на цели, указанные в перечне субсидий, в соответствии с условиями, установленными правилами предоставления субсидий и заключенным бюджетно-правовым договором. При этом в случае неисполнения данного условия на основании п. 4.3.11 Типовой формы получатель субсидии обязан вернуть в бюджет субсидию после получения от учредителя требования в соответствии с п. 4.1.9.2 соглашения в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Готовое решение: На какие цели казенные, бюджетные и автономные учреждения могут расходовать предоставленные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Если учреждение потратит субсидию не на установленные цели, учредитель потребует вернуть ее в бюджет. В том числе и через суд.
(КонсультантПлюс, 2025)Если учреждение потратит субсидию не на установленные цели, учредитель потребует вернуть ее в бюджет. В том числе и через суд.
Статья: Характеристики дебиторской и кредиторской задолженности
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)Есть задолженность, которая должна признаваться синхронно в учете учредителя и подведомственного учреждения. Например, дебиторская задолженность учреждения по возврату остатков целевых субсидий прошлых лет признается просроченной у учредителя после 1 июня (установленный срок возврата). У учреждения в этот же срок она становится просроченной кредиторской.
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)Есть задолженность, которая должна признаваться синхронно в учете учредителя и подведомственного учреждения. Например, дебиторская задолженность учреждения по возврату остатков целевых субсидий прошлых лет признается просроченной у учредителя после 1 июня (установленный срок возврата). У учреждения в этот же срок она становится просроченной кредиторской.