Возврат субсидии бюджетным учреждением
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат субсидии бюджетным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении заявления, суды... пришли к выводу о... неэффективном расходовании учреждением бюджетных средств..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении заявления, суды... пришли к выводу о... неэффективном расходовании учреждением бюджетных средств..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В случае если утвержденный результат (запланированные показатели) предоставления субсидии или гранта в форме субсидии достигнут и подтвержден необходимой отчетностью, то соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. При этом в отличие от бюджетных учреждений БК РФ не устанавливает требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 78.1 БК РФ.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В случае если утвержденный результат (запланированные показатели) предоставления субсидии или гранта в форме субсидии достигнут и подтвержден необходимой отчетностью, то соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. При этом в отличие от бюджетных учреждений БК РФ не устанавливает требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 78.1 БК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Принятый в качестве Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ законопроект, как отмечалось его разработчиками, подготовлен в целях установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (средств, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ из федерального бюджета в виде субсидий), средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, усовершенствования механизма исполнения обязанности экспортера по возврату валютной выручки, а также минимизации и упрощения требования валютного контроля в отношении экспортеров, что будет способствовать увеличению объемов экспорта товаров. Также указывалось, что при подготовке законопроекта проведен анализ практики применения комментируемого Закона и выявлена недостаточность регулирования процедур осуществления валютного контроля за осуществлением валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (средств, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ из федерального бюджета в виде субсидий), средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, а также правового регулирования порядка осуществления валютных операций резидентов.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Принятый в качестве Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ законопроект, как отмечалось его разработчиками, подготовлен в целях установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (средств, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ из федерального бюджета в виде субсидий), средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, усовершенствования механизма исполнения обязанности экспортера по возврату валютной выручки, а также минимизации и упрощения требования валютного контроля в отношении экспортеров, что будет способствовать увеличению объемов экспорта товаров. Также указывалось, что при подготовке законопроекта проведен анализ практики применения комментируемого Закона и выявлена недостаточность регулирования процедур осуществления валютного контроля за осуществлением валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (средств, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ из федерального бюджета в виде субсидий), средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, а также правового регулирования порядка осуществления валютных операций резидентов.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Также на данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся возврат государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением остатков субсидий прошлых лет на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, грантов в форме субсидий, субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным, и иные аналогичные операции, а также выбытия в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала), операции государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений по перечислению денежного обеспечения.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Также на данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся возврат государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением остатков субсидий прошлых лет на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, грантов в форме субсидий, субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным, и иные аналогичные операции, а также выбытия в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала), операции государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений по перечислению денежного обеспечения.
Готовое решение: Какой порядок изменения типа учреждения на казенное, бюджетное, автономное
(КонсультантПлюс, 2025)Если тип федерального бюджетного (автономного) учреждения изменяется на казенное, неиспользованные остатки субсидии на выполнение государственного задания должны быть возвращены учредителю. Чтобы рассчитать объем возврата, нужно применить нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. п. 41, 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
(КонсультантПлюс, 2025)Если тип федерального бюджетного (автономного) учреждения изменяется на казенное, неиспользованные остатки субсидии на выполнение государственного задания должны быть возвращены учредителю. Чтобы рассчитать объем возврата, нужно применить нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. п. 41, 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<404> Письмо Минфина России от 12.04.2016 N 02-01-09/20629 "О возврате остатков субсидий, предоставленных в 2015 г. федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ)" // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. 2016. N 7.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<404> Письмо Минфина России от 12.04.2016 N 02-01-09/20629 "О возврате остатков субсидий, предоставленных в 2015 г. федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ)" // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. 2016. N 7.
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат (счет 0 205 30 000)
(КонсультантПлюс, 2025)5) счет 0 205 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" предназначен для отражения в учете учредителя доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму) (Письмо Минфина России от 26.05.2021 N 02-06-10/44098).
(КонсультантПлюс, 2025)5) счет 0 205 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" предназначен для отражения в учете учредителя доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму) (Письмо Минфина России от 26.05.2021 N 02-06-10/44098).
Статья: Методичка по проведению проверок в отношении субсидий, выделенных на госзадание
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 2)- осуществления контроля за возвратом учреждением субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного (муниципального) задания, характеризующим объем неоказанных услуг (невыполненных работ), если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 2)- осуществления контроля за возвратом учреждением субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного (муниципального) задания, характеризующим объем неоказанных услуг (невыполненных работ), если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению отразить расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 205 63 000 учредитель учитывает доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н, п. 9.6.3 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 205 63 000 учредитель учитывает доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н, п. 9.6.3 Порядка N 209н).
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)С учетом того что термин "документ" определяется в российском законодательстве в качестве материального носителя с зафиксированной на нем в любой форме информацией <27>, бюджетно-правовой договор выступает внешней формой для своего содержания. Исследование типовых форм бюджетно-правовых договоров показывает, что их содержанием являются правила поведения сторон индивидуального характера, которые выражаются в структурных единицах бюджетно-правового договора (пунктах). Отметим, что договорные правила поведения сторон фиксируются с использованием правил юридической техники, т.е. обладают внутренней формой, схожей с внутренней формой правовой нормы. Так, п. 4.3.3 Типовой формы соглашения о предоставлении федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ <28> (далее - Типовая форма) предусмотрено, что получатель субсидии обязан использовать ее на цели, указанные в перечне субсидий, в соответствии с условиями, установленными правилами предоставления субсидий и заключенным бюджетно-правовым договором. При этом в случае неисполнения данного условия на основании п. 4.3.11 Типовой формы получатель субсидии обязан вернуть в бюджет субсидию после получения от учредителя требования в соответствии с п. 4.1.9.2 соглашения в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)С учетом того что термин "документ" определяется в российском законодательстве в качестве материального носителя с зафиксированной на нем в любой форме информацией <27>, бюджетно-правовой договор выступает внешней формой для своего содержания. Исследование типовых форм бюджетно-правовых договоров показывает, что их содержанием являются правила поведения сторон индивидуального характера, которые выражаются в структурных единицах бюджетно-правового договора (пунктах). Отметим, что договорные правила поведения сторон фиксируются с использованием правил юридической техники, т.е. обладают внутренней формой, схожей с внутренней формой правовой нормы. Так, п. 4.3.3 Типовой формы соглашения о предоставлении федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ <28> (далее - Типовая форма) предусмотрено, что получатель субсидии обязан использовать ее на цели, указанные в перечне субсидий, в соответствии с условиями, установленными правилами предоставления субсидий и заключенным бюджетно-правовым договором. При этом в случае неисполнения данного условия на основании п. 4.3.11 Типовой формы получатель субсидии обязан вернуть в бюджет субсидию после получения от учредителя требования в соответствии с п. 4.1.9.2 соглашения в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Готовое решение: Как учреждению учитывать на счете 401 10 доходы текущего финансового года от обменных операций
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете на счете 1 401 10 136 отражается начисление администратором доходов от возврата бюджетными (автономными) учреждениями субсидий на государственное (муниципальное) задание прошлых лет в случаях (п. 78 Инструкции N 162н):
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете на счете 1 401 10 136 отражается начисление администратором доходов от возврата бюджетными (автономными) учреждениями субсидий на государственное (муниципальное) задание прошлых лет в случаях (п. 78 Инструкции N 162н):
Готовое решение: Как учитывать на счете 401 10 доходы текущего финансового года от необменных операций
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 1 401 10 153 "Поступления текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений" учитывайте доходы текущего финансового года от безвозмездных поступлений текущего характера от государственных (муниципальных) учреждений, в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий текущего характера прошлых лет, имеющих целевое назначение (п. п. 295, 298 Инструкции N 157н, п. 119 Инструкции N 162н, п. 9.5.3 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 1 401 10 153 "Поступления текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений" учитывайте доходы текущего финансового года от безвозмездных поступлений текущего характера от государственных (муниципальных) учреждений, в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий текущего характера прошлых лет, имеющих целевое назначение (п. п. 295, 298 Инструкции N 157н, п. 119 Инструкции N 162н, п. 9.5.3 Порядка N 209н).
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при возврате бюджетным учреждением остатка субсидии прошлых лет в федеральный бюджет бухгалтер в платежном документе укажет КБК получателя 000 2 18 01010 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" (Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 10.06.2024 N 85н).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при возврате бюджетным учреждением остатка субсидии прошлых лет в федеральный бюджет бухгалтер в платежном документе укажет КБК получателя 000 2 18 01010 01 0000 150 "Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" (Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 10.06.2024 N 85н).