Возврат страховых взносов до 2017
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат страховых взносов до 2017 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель за 2016 год уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, превышающем установленный законом, в связи с чем в 2019 году обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Фонд отказал в возврате излишне уплаченных взносов, указав на наличие у плательщика ряда задолженностей. Также Фонд указал, что не может быть ответчиком по заявленному требованию, поскольку с 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Федеральную налоговую службу и соответствующие территориальные налоговые органы. Суд обязал Фонд вынести решение о начислении и выплате предпринимателю процентов на сумму несвоевременно возвращенных излишне уплаченных страховых взносов и направить указанное решение на исполнение в налоговый орган по месту учета предпринимателя. Поскольку речь идет о возврате переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, органом, полномочным принимать решения о ее возврате и о начислении процентов на сумму несвоевременно возвращенных взносов и пеней, является именно Фонд, а органом, обязанным исполнять указанное решение, после 01.01.2017 является налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика. Суд отметил, что плательщик, осуществляя спорные платежи, четко указал их назначение - в оплату за 2016 год, в связи с чем у Фонда не имелось законных оснований зачесть платежи в счет других обязательств за периоды 2013, 2014, 2015 годов. Кроме того, Фонд не представил документального подтверждения образования недоимки за периоды, в счет которых проведен зачет, расчет недоимки, доказательств выставления требований по уплате указанной недоимки, взыскания этой недоимки во внесудебном или судебном порядке.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель за 2016 год уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, превышающем установленный законом, в связи с чем в 2019 году обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Фонд отказал в возврате излишне уплаченных взносов, указав на наличие у плательщика ряда задолженностей. Также Фонд указал, что не может быть ответчиком по заявленному требованию, поскольку с 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Федеральную налоговую службу и соответствующие территориальные налоговые органы. Суд обязал Фонд вынести решение о начислении и выплате предпринимателю процентов на сумму несвоевременно возвращенных излишне уплаченных страховых взносов и направить указанное решение на исполнение в налоговый орган по месту учета предпринимателя. Поскольку речь идет о возврате переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, органом, полномочным принимать решения о ее возврате и о начислении процентов на сумму несвоевременно возвращенных взносов и пеней, является именно Фонд, а органом, обязанным исполнять указанное решение, после 01.01.2017 является налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика. Суд отметил, что плательщик, осуществляя спорные платежи, четко указал их назначение - в оплату за 2016 год, в связи с чем у Фонда не имелось законных оснований зачесть платежи в счет других обязательств за периоды 2013, 2014, 2015 годов. Кроме того, Фонд не представил документального подтверждения образования недоимки за периоды, в счет которых проведен зачет, расчет недоимки, доказательств выставления требований по уплате указанной недоимки, взыскания этой недоимки во внесудебном или судебном порядке.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию Управления ПФР правомерной, общество обратилось с заявлением о возврате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, при этом исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты страховых взносов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию Управления ПФР правомерной, общество обратилось с заявлением о возврате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, при этом исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты страховых взносов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Срок на возврат страховых взносов по недействительным выплатам
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)Компания в 2021 г. представила в инспекцию уточненные расчеты по страховым взносам за 2017 г. с суммой к уменьшению. Также она подала в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)Компания в 2021 г. представила в инспекцию уточненные расчеты по страховым взносам за 2017 г. с суммой к уменьшению. Также она подала в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Готовое решение: Как осуществить зачет или возврат переплаты по страховым взносам (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов составляется по установленной форме (см. Приложение N 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@). По заявлению можно вернуть взносы, которые работодатель переплатил не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов составляется по установленной форме (см. Приложение N 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@). По заявлению можно вернуть взносы, которые работодатель переплатил не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Законом N 212-ФЗ, учитывая, что спорные суммы излишне уплаченных страховых взносов, относящиеся к периоду до 1 января 2017 г., были заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, суды пришли к выводу, что указанные суммы не подлежат возврату обществу, поскольку в силу ограничения, установленного положениями п. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, в то время как зачет спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов не является предметом рассмотрения настоящего дела. Как указали суды, несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ с 1 января 2017 г. Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются гл. 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 1 января 2017 г., не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Законом N 212-ФЗ, учитывая, что спорные суммы излишне уплаченных страховых взносов, относящиеся к периоду до 1 января 2017 г., были заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, суды пришли к выводу, что указанные суммы не подлежат возврату обществу, поскольку в силу ограничения, установленного положениями п. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, в то время как зачет спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов не является предметом рассмотрения настоящего дела. Как указали суды, несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ с 1 января 2017 г. Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются гл. 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 1 января 2017 г., не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 N 32-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"частью 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года), предусматривавшей, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"частью 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года), предусматривавшей, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- возврат переплаты страховых взносов, которые ранее были учтены в расходах;
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- возврат переплаты страховых взносов, которые ранее были учтены в расходах;
Статья: Новые регионы РФ определили особенности налогообложения в переходный период
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)На момент подготовки настоящего материала нет информации о разработке специальных форм таких заявлений для налогоплательщиков из новых регионов. Поэтому пока (до появления возможных разъяснений) мы можем рекомендовать использовать в первом случае форму заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), приведенную в приложении 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)На момент подготовки настоящего материала нет информации о разработке специальных форм таких заявлений для налогоплательщиков из новых регионов. Поэтому пока (до появления возможных разъяснений) мы можем рекомендовать использовать в первом случае форму заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), приведенную в приложении 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@.
Корреспонденция счетов: Организация предоставила работнику долгосрочный процентный заем в денежной форме. По условиям договора проценты уплачиваются единовременно на дату возврата основной суммы займа. Впоследствии организация простила долг по возврату займа (с учетом начисленных процентов). Как отразить в учете прощение долга по выданному работнику процентному займу, оформленное договором дарения?..
(Консультация эксперта, 2025)Прощение долга, вытекающего из договора займа, не связано с выполнением работником трудовых обязанностей, не зависит от результатов его труда, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой и не предусмотрено трудовым (коллективным) договором. Соответственно, сумма прощенного долга не относится к выплатам, произведенным в рамках трудовых отношений, в связи с чем она не является объектом обложения страховыми взносами. Аналогичный вывод (в отношении страховых взносов, предусмотренных гл. 34 НК РФ) можно сделать из Письма ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/8019. Указанный подход, на наш взгляд, может быть применен и в отношении страховых взносов, предусмотренных Законом N 125-ФЗ <**>.
(Консультация эксперта, 2025)Прощение долга, вытекающего из договора займа, не связано с выполнением работником трудовых обязанностей, не зависит от результатов его труда, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой и не предусмотрено трудовым (коллективным) договором. Соответственно, сумма прощенного долга не относится к выплатам, произведенным в рамках трудовых отношений, в связи с чем она не является объектом обложения страховыми взносами. Аналогичный вывод (в отношении страховых взносов, предусмотренных гл. 34 НК РФ) можно сделать из Письма ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/8019. Указанный подход, на наш взгляд, может быть применен и в отношении страховых взносов, предусмотренных Законом N 125-ФЗ <**>.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Результат льготирования ставок страховых взносов для системы
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Результат льготирования ставок страховых взносов для системы
Статья: Неналоговый характер преступлений, связанных с уплатой страховых взносов в государственный внебюджетный фонд и его влияние на их квалификацию (ст. 199.3, 199.4 УК)
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2023, N 5)Однако с 1 января 2017 г. после принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ страховые взносы были возвращены в круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а часть вторая НК РФ дополнена новым разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
(Мелешко Д.А.)
("Законность", 2023, N 5)Однако с 1 января 2017 г. после принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ страховые взносы были возвращены в круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а часть вторая НК РФ дополнена новым разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
Статья: Прощение долга по договору займа заемщику - директору организации связи
(Герасимова Н.В.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Разъяснения ФНС. Исходя из представленных норм, ФНС в Письме от 26.04.2017 N БС-4-11/8019 сделала вывод о том, что выплаты по договору займа не относятся к объекту обложения страховыми взносами. В случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору займа сумма невозвращенного долга также не подлежит обложению страховыми взносами на основании п. 1 ст. 420 НК РФ.
(Герасимова Н.В.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Разъяснения ФНС. Исходя из представленных норм, ФНС в Письме от 26.04.2017 N БС-4-11/8019 сделала вывод о том, что выплаты по договору займа не относятся к объекту обложения страховыми взносами. В случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору займа сумма невозвращенного долга также не подлежит обложению страховыми взносами на основании п. 1 ст. 420 НК РФ.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации прощение долга по уплате процентов по договору займа, заключенному с работником, если по истечении срока, на который предоставлены денежные средства, стороны заключили договор дарения, согласно которому организация освобождает работника от исполнения его обязательств по уплате процентов по договору займа?..
(Консультация эксперта, 2025)Прощение долга, вытекающего из договора займа, не связано с выполнением работником трудовых обязанностей, не зависит от результатов его труда, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой и не предусмотрено трудовым (коллективным) договором. Соответственно, сумма прощенного долга не относится к выплатам, произведенным в рамках трудовых отношений, поэтому она не является объектом обложения страховыми взносами. Аналогичный вывод (в отношении страховых взносов, предусмотренных гл. 34 НК РФ, и суммы прощенного долга по выданному займу) можно сделать из Письма ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/8019. Указанный подход, на наш взгляд, может быть применен и в отношении страховых взносов, предусмотренных Законом N 125-ФЗ <*>.
(Консультация эксперта, 2025)Прощение долга, вытекающего из договора займа, не связано с выполнением работником трудовых обязанностей, не зависит от результатов его труда, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой и не предусмотрено трудовым (коллективным) договором. Соответственно, сумма прощенного долга не относится к выплатам, произведенным в рамках трудовых отношений, поэтому она не является объектом обложения страховыми взносами. Аналогичный вывод (в отношении страховых взносов, предусмотренных гл. 34 НК РФ, и суммы прощенного долга по выданному займу) можно сделать из Письма ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/8019. Указанный подход, на наш взгляд, может быть применен и в отношении страховых взносов, предусмотренных Законом N 125-ФЗ <*>.
Статья: Взносы в социальные фонды: политико-правовые аспекты реформ
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<24> Хочуев В.А. Администрирование страховых взносов: анализ проблем теории и практики // Научные известия. 2017. N 6. С. 67 - 73.
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<24> Хочуев В.А. Администрирование страховых взносов: анализ проблем теории и практики // Научные известия. 2017. N 6. С. 67 - 73.
Последние изменения: Проверки, проводимые страховщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Органы ПФР контролируют исчисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 г. Факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней и штрафов может быть обнаружен территориальным органом ПФР по итогам камеральной и выездной проверок. Территориальные органы ПФР принимают решение о возврате без учета взносов, поступивших после 1 января 2017 г. Данные суммы не являются объектом проверок ПФР.
(КонсультантПлюс, 2025)Органы ПФР контролируют исчисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 г. Факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней и штрафов может быть обнаружен территориальным органом ПФР по итогам камеральной и выездной проверок. Территориальные органы ПФР принимают решение о возврате без учета взносов, поступивших после 1 января 2017 г. Данные суммы не являются объектом проверок ПФР.