Возврат протокола об административном правонарушении должностному лицу
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат протокола об административном правонарушении должностному лицу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.2 "Доказательства" КоАП РФ"По смыслу положений статьи 26.2, статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимосвязи нарушение порядка продления срока административного расследования к числу существенных нарушений процессуальных требований не относится, возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу, а также невозможность использования собранных в деле доказательств не влечет."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.12 "Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФМежду тем, определения о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности мировому судье вынесены 11 мая 2023 года и 23 мая 2023 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 13 Куртамышского судебного района Курганской области от 12 мая 2023 года о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол) заместителем начальника полиции по ООП МО МВД России "Куртамышский" Г. (л.д. 3, 7).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Привлечение к административной ответственности за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов. Эффективность правовой нормы
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Юрист", 2021, N 12)Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает право на обжалование определений судей о возвращении протоколов об административном правонарушении должностному лицу для устранения недостатков, нередко этим пользуются представители судебной власти, что впоследствии приводит к избеганию правонарушителями административной ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Данный факт снижает статистические показатели о привлечении к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ, но не является показателем неэффективности данной правовой нормы.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Юрист", 2021, N 12)Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает право на обжалование определений судей о возвращении протоколов об административном правонарушении должностному лицу для устранения недостатков, нередко этим пользуются представители судебной власти, что впоследствии приводит к избеганию правонарушителями административной ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Данный факт снижает статистические показатели о привлечении к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ, но не является показателем неэффективности данной правовой нормы.
Готовое решение: Как проводится конфискация имущества в рамках привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о назначении административного наказания в виде конфискации имущества должен быть решен при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Это следует из п. 11 названного Постановления, согласно которому судья может вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган (должностному лицу), который его составил, если в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на стадии возбуждения дела приняты меры по установлению собственника. Такой вывод сделан исходя из практики рассмотрения дел, которые связаны с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство. Однако полагаем, что это применимо и для всех остальных случаев назначения наказания в виде конфискации имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о назначении административного наказания в виде конфискации имущества должен быть решен при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Это следует из п. 11 названного Постановления, согласно которому судья может вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган (должностному лицу), который его составил, если в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на стадии возбуждения дела приняты меры по установлению собственника. Такой вывод сделан исходя из практики рассмотрения дел, которые связаны с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство. Однако полагаем, что это применимо и для всех остальных случаев назначения наказания в виде конфискации имущества.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Приходя к выводу о том, что протокол об административном правонарушении содержит неполное описание события административного правонарушения, материалы, приложенные к протоколу, представлены неполно, судье городского суда надлежало вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Приходя к выводу о том, что протокол об административном правонарушении содержит неполное описание события административного правонарушения, материалы, приложенные к протоколу, представлены неполно, судье городского суда надлежало вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Сказанное следует учитывать и при решении вопроса о соотношении правосудия с контрольной деятельностью судьи, осуществляемой в досудебном производстве по делам об административных правонарушениях, например, при рассмотрении жалоб на определения должностных лиц о возвращении протокола об административном правонарушении органу или должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков или на определение о направлении дела на рассмотрение по подведомственности (подсудности), а также в производстве по жалобам и протестам на постановления и (или) решения несудебных органов по таким делам. Эта деятельность судьи есть не что иное, как одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому включение ее в понятие правосудия сомнений не вызывает.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Сказанное следует учитывать и при решении вопроса о соотношении правосудия с контрольной деятельностью судьи, осуществляемой в досудебном производстве по делам об административных правонарушениях, например, при рассмотрении жалоб на определения должностных лиц о возвращении протокола об административном правонарушении органу или должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков или на определение о направлении дела на рассмотрение по подведомственности (подсудности), а также в производстве по жалобам и протестам на постановления и (или) решения несудебных органов по таким делам. Эта деятельность судьи есть не что иное, как одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях. Поэтому включение ее в понятие правосудия сомнений не вызывает.
Статья: К вопросу о сроках составления и направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Несмотря на эти законодательные установки, упомянутое выше Постановление Пленума ВС РФ предельно лапидарно, однозначно и недвусмысленно признает данные сроки непресекательными. Нарушение этих сроков высшая судебная инстанция квалифицирует как "несущественные недостатки", не влекущие за собой необходимость возвращения протокола и материалов дела об административном правонарушении органу, должностному лицу, направившим их в суд.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Несмотря на эти законодательные установки, упомянутое выше Постановление Пленума ВС РФ предельно лапидарно, однозначно и недвусмысленно признает данные сроки непресекательными. Нарушение этих сроков высшая судебная инстанция квалифицирует как "несущественные недостатки", не влекущие за собой необходимость возвращения протокола и материалов дела об административном правонарушении органу, должностному лицу, направившим их в суд.