Возврат невыясненных поступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат невыясненных поступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 N 18АП-367/2023 по делу N А07-29144/2018
Требование: Об отмене определения о признании недействительной сделки и применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение отменено.Заявка Валиевой A.M. на участие в торгах не соответствовала требованиям, установленным п. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку в платежном документе, направленным в банк, плательщиком неверно указан Получатель платежа, что закономерно привело к тому, что денежные средства не поступили на расчетный счет ООО "Бизнес-Консалт" и направлены банком Получателя на "невыясненные платежи" и впоследствии возвращены плательщику. Заявитель и его представитель, как профессиональные участники рассматриваемых отношений должно были осознавать риск неверного заполнения платежных документов, и убедится в правильности внесения реквизитов.
Требование: Об отмене определения о признании недействительной сделки и применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение отменено.Заявка Валиевой A.M. на участие в торгах не соответствовала требованиям, установленным п. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку в платежном документе, направленным в банк, плательщиком неверно указан Получатель платежа, что закономерно привело к тому, что денежные средства не поступили на расчетный счет ООО "Бизнес-Консалт" и направлены банком Получателя на "невыясненные платежи" и впоследствии возвращены плательщику. Заявитель и его представитель, как профессиональные участники рассматриваемых отношений должно были осознавать риск неверного заполнения платежных документов, и убедится в правильности внесения реквизитов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-шестых, законопроектом в целях внедрения ЕНС устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что может привести к упрощению платежного календаря налогоплательщика, однако сроки теперь сдвигаются на более ранние даты. В-седьмых, имеются определенные недоработки в реализации технической части данной новеллы. Согласно нововведениям сумма налогового платежа поступает на счет Федерального казначейства, а Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) распределяет средства по назначению, исходя из имеющихся данных и информации, которую представит сам налогоплательщик. Однако, как известно, если налогоплательщик отправляет неверно оформленную платежную документацию, казначейство регистрирует невыясненный платеж. Как правило, невыясненный платеж отражается по коду формы дохода, однако в таком налоговом платеже в поручении указывается только ИНН плательщика и сумма платежа. Таким образом, на плечи налоговых органов ляжет серьезная нагрузка в части уточнения и возврата невыясненных платежей. В-восьмых, предприниматели будут лишены возможности выбирать время оплаты конкретных налогов в определенных случаях, что не совсем выгодно с позиций финансового менеджмента. В качестве еще одного недостатка следует отметить, что внедряемая система ЕНС направлена на борьбу с теневым сектором экономики, на усиление прозрачности документов бухгалтерского учета, однако вполне вероятной становится ситуация, при которой бизнес может попытаться, наоборот, скрыть свою документацию.
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-шестых, законопроектом в целях внедрения ЕНС устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что может привести к упрощению платежного календаря налогоплательщика, однако сроки теперь сдвигаются на более ранние даты. В-седьмых, имеются определенные недоработки в реализации технической части данной новеллы. Согласно нововведениям сумма налогового платежа поступает на счет Федерального казначейства, а Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) распределяет средства по назначению, исходя из имеющихся данных и информации, которую представит сам налогоплательщик. Однако, как известно, если налогоплательщик отправляет неверно оформленную платежную документацию, казначейство регистрирует невыясненный платеж. Как правило, невыясненный платеж отражается по коду формы дохода, однако в таком налоговом платеже в поручении указывается только ИНН плательщика и сумма платежа. Таким образом, на плечи налоговых органов ляжет серьезная нагрузка в части уточнения и возврата невыясненных платежей. В-восьмых, предприниматели будут лишены возможности выбирать время оплаты конкретных налогов в определенных случаях, что не совсем выгодно с позиций финансового менеджмента. В качестве еще одного недостатка следует отметить, что внедряемая система ЕНС направлена на борьбу с теневым сектором экономики, на усиление прозрачности документов бухгалтерского учета, однако вполне вероятной становится ситуация, при которой бизнес может попытаться, наоборот, скрыть свою документацию.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, действующее бюджетное законодательство не содержит нормативное понятие администрирования доходов. По нашему мнению, законодательное определение этого понятия необходимо, и в целях преодоления данного пробела мы сформулировали его следующим образом: "Администрирование доходов является специфической бюджетно-правовой деятельностью особых государственных органов и организаций, позволяющей обеспечить постоянный оперативный контроль за поступлением доходов в соответствующие бюджеты; реализовать предусмотренные законодательством финансово-правовые меры государственного принуждения по отношению к плательщикам, не исполняющим свои обязанности; упростить процедуру уточнения невыясненных платежей; минимизировать затраты (в том числе временные) по возврату излишне уплаченных или неправильно уплаченных сумм; обеспечить контроль за полной и своевременностью поступления соответствующих доходов бюджета".
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, действующее бюджетное законодательство не содержит нормативное понятие администрирования доходов. По нашему мнению, законодательное определение этого понятия необходимо, и в целях преодоления данного пробела мы сформулировали его следующим образом: "Администрирование доходов является специфической бюджетно-правовой деятельностью особых государственных органов и организаций, позволяющей обеспечить постоянный оперативный контроль за поступлением доходов в соответствующие бюджеты; реализовать предусмотренные законодательством финансово-правовые меры государственного принуждения по отношению к плательщикам, не исполняющим свои обязанности; упростить процедуру уточнения невыясненных платежей; минимизировать затраты (в том числе временные) по возврату излишне уплаченных или неправильно уплаченных сумм; обеспечить контроль за полной и своевременностью поступления соответствующих доходов бюджета".
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Суммы поступлений на казначейский счет, отнесенные к невыясненным поступлениям, возвращаются плательщику до истечения установленного срока на основании письменного обращения не позднее второго рабочего дня, следующего за днем его представления.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Суммы поступлений на казначейский счет, отнесенные к невыясненным поступлениям, возвращаются плательщику до истечения установленного срока на основании письменного обращения не позднее второго рабочего дня, следующего за днем его представления.
Статья: Критерии раскрытия информации при составлении отчетности за 2024 год
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Раскрытие информации об ошибочно зачисленных на лицевые счета бюджетного (автономного) учреждения суммах, по которым не указан или указан ошибочный (несуществующий) код по бюджетной классификации, не указан или указан ошибочный номер лицевого счета, подлежащих последующему возврату плательщику или уточнению, осуществляется на счете 0 205 81 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям".
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Раскрытие информации об ошибочно зачисленных на лицевые счета бюджетного (автономного) учреждения суммах, по которым не указан или указан ошибочный (несуществующий) код по бюджетной классификации, не указан или указан ошибочный номер лицевого счета, подлежащих последующему возврату плательщику или уточнению, осуществляется на счете 0 205 81 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям".
Статья: ЕНС: порядок формирования остатка, зачета или возврата переплаты при положительном сальдо счета
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)- суммы невыясненных платежей на 31.12.2022.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)- суммы невыясненных платежей на 31.12.2022.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежные средства, в отношении которых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет. Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет соответствующего бюджета.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежные средства, в отношении которых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет. Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет соответствующего бюджета.
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению отразить расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Администратор доходов бюджета после того, как невыясненный платеж поступил, уточняет реквизиты или возвращает деньги плательщику.
(КонсультантПлюс, 2025)Администратор доходов бюджета после того, как невыясненный платеж поступил, уточняет реквизиты или возвращает деньги плательщику.
Статья: Отчетность по форме 0409265 "Сведения о счетах клиентов кредитной организации и переводах денежных средств, проведенных кредитной организацией, а также о деятельности банковских платежных агентов (субагентов)"
("Официальный сайт Банка России", 2025)В отчет не включаются корректировки переводов, возвраты, операции перераспределения денежных средств между счетами отчитывающейся кредитной организации (например, подкрепление корреспондентского счета), списание невыясненных сумм и т.п., а также операции, не предполагающие указанного выше движения денежных средств.
("Официальный сайт Банка России", 2025)В отчет не включаются корректировки переводов, возвраты, операции перераспределения денежных средств между счетами отчитывающейся кредитной организации (например, подкрепление корреспондентского счета), списание невыясненных сумм и т.п., а также операции, не предполагающие указанного выше движения денежных средств.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 03.02.2025 N 03-02-08/9075 <О повышении госпошлин, ЕНС и других вопросах>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)- снизилось количество невыясненных платежей и ошибок (ранее деньги часто терялись, например, из-за ошибок в КБК);
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)- снизилось количество невыясненных платежей и ошибок (ранее деньги часто терялись, например, из-за ошибок в КБК);
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, доходы бюджетов как материальная категория - это денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы и невыясненные поступления. Доходы бюджетов как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие объем доходов бюджетов, а также нормативы распределения доходов между бюджетами. Доходы бюджетов как экономическая категория - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, доходы бюджетов как материальная категория - это денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы и невыясненные поступления. Доходы бюджетов как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие объем доходов бюджетов, а также нормативы распределения доходов между бюджетами. Доходы бюджетов как экономическая категория - это совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.
Вопрос: О вопросах, касающихся сроков обращения налоговых органов в суд, ЕНС, предела взыскиваемой задолженности по налогам, предложений по налоговой амнистии, уплаты госпошлины при обращении в суд.
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-02-08/9075)Единый налоговый счет введен как постоянный институт налоговых правоотношений, и его отмена представляется нецелесообразной, поскольку он упорядочил осуществляемые платежи в бюджетную систему Российской Федерации, снизил количество невыясненных и ошибочных платежей, а также убрал трехлетнее ограничение на сроки возврата плательщиком излишне уплаченных в бюджетную систему им платежей.
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-02-08/9075)Единый налоговый счет введен как постоянный институт налоговых правоотношений, и его отмена представляется нецелесообразной, поскольку он упорядочил осуществляемые платежи в бюджетную систему Российской Федерации, снизил количество невыясненных и ошибочных платежей, а также убрал трехлетнее ограничение на сроки возврата плательщиком излишне уплаченных в бюджетную систему им платежей.
Статья: Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, не вправе уточнить основание и тип платежа
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Уплаченный обществом платежными поручениями НДС инспекция отнесла в счет невыясненных поступлений по причине отсутствия у заявителя открытой КРСБ по НДС. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС. В ответ инспекция сообщила, что ранее на основании заявлений общества денежные средства, которые оно просит вернуть, уточнены на другое лицо. Суд удовлетворил требование налогоплательщика. Уточнение платежа может производить только он сам, то есть организация, на которую в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог, и уточнению подлежат только определенные реквизиты платежного поручения (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Общество не является плательщиком НДС, а применяет УСН. Платежные поручения об уплате НДС содержат его ИНН и КПП; оно также указано в качестве плательщика. Следовательно, оснований рассматривать платежные поручения как документы, свидетельствующие об уплате обществом налога за иное лицо, не имелось, равно как не имелось оснований считать платежные поручения доказательством исполнения со стороны заявителя обязанности уплаты НДС, поскольку на него данная обязанность не возложена в силу применяемого специального режима налогообложения. Суд установил, что заявление об уточнении платежа подано лицом, не являющимся налогоплательщиком, и не содержало оснований уточнения платежа, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ (просьбы уточнения основания платежа, типа и принадлежности платежа, налогового периода, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Возможность же уточнения платежек путем замены в них реквизитов одной организации-плательщика (ИНН, КПП) на реквизиты другой НК РФ не предусмотрена. У инспекции не было правовых оснований для рассмотрения заявления по существу и исполнения содержащихся в нем указаний в том виде, в котором это было сделано - путем принятия оспариваемых решений об уточнении платежей.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Уплаченный обществом платежными поручениями НДС инспекция отнесла в счет невыясненных поступлений по причине отсутствия у заявителя открытой КРСБ по НДС. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС. В ответ инспекция сообщила, что ранее на основании заявлений общества денежные средства, которые оно просит вернуть, уточнены на другое лицо. Суд удовлетворил требование налогоплательщика. Уточнение платежа может производить только он сам, то есть организация, на которую в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог, и уточнению подлежат только определенные реквизиты платежного поручения (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Общество не является плательщиком НДС, а применяет УСН. Платежные поручения об уплате НДС содержат его ИНН и КПП; оно также указано в качестве плательщика. Следовательно, оснований рассматривать платежные поручения как документы, свидетельствующие об уплате обществом налога за иное лицо, не имелось, равно как не имелось оснований считать платежные поручения доказательством исполнения со стороны заявителя обязанности уплаты НДС, поскольку на него данная обязанность не возложена в силу применяемого специального режима налогообложения. Суд установил, что заявление об уточнении платежа подано лицом, не являющимся налогоплательщиком, и не содержало оснований уточнения платежа, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ (просьбы уточнения основания платежа, типа и принадлежности платежа, налогового периода, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Возможность же уточнения платежек путем замены в них реквизитов одной организации-плательщика (ИНН, КПП) на реквизиты другой НК РФ не предусмотрена. У инспекции не было правовых оснований для рассмотрения заявления по существу и исполнения содержащихся в нем указаний в том виде, в котором это было сделано - путем принятия оспариваемых решений об уточнении платежей.
Готовое решение: Как заполнить заявку на возврат (ф. 0531803)
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение о совершении казначейских платежей в форме заявки на возврат (ф. 0531803) заполняйте, если являетесь прямым участником системы казначейских платежей и вам нужно вернуть средства плательщику, которые были излишне или ошибочно перечислены на ваш счет, а также для возврата невыясненных поступлений или средств во временном распоряжении. Для этого укажите реквизиты документа-основания, по которому поступили средства, и сведения о получателе, которому нужно их вернуть.
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение о совершении казначейских платежей в форме заявки на возврат (ф. 0531803) заполняйте, если являетесь прямым участником системы казначейских платежей и вам нужно вернуть средства плательщику, которые были излишне или ошибочно перечислены на ваш счет, а также для возврата невыясненных поступлений или средств во временном распоряжении. Для этого укажите реквизиты документа-основания, по которому поступили средства, и сведения о получателе, которому нужно их вернуть.