Возврат неналоговых доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат неналоговых доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФС учетом изложенного оснований для несогласия с выводами судов о недействительности требований пункта 7 представления в части возврата неналоговых доходов в сумме, превышающей 129 440 руб., суд округа не усматривает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О возврате физлицу денежных средств, перечисленных им в 2014 г. в уплату административного штрафа, отмененного в 2023 г. решением суда.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 02-05-08/64111)При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 459-ФЗ указанные прочие неналоговые доходы федерального бюджета возврату, зачету, уточнению не подлежат.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 02-05-08/64111)При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 459-ФЗ указанные прочие неналоговые доходы федерального бюджета возврату, зачету, уточнению не подлежат.
Статья: Правовые институты общей части науки финансового права: вопросы теории
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Представляется, что именно такая ситуация сегодня сложилась в сфере финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей. Дело в том, что в результате разветвленности и все большей детализированности финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей фактически возник комплексный финансово-правовой институт возврата фискальных платежей. Он включает в себя нормы налогового права, устанавливающие возврат и зачет налогов в бюджет; нормы, предусматривающие возврат и зачет излишне уплаченных страховых взносов; нормы института неналоговых доходов бюджета, включающие в себя возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных: а) платы за негативное воздействие на окружающую природную среду; б) утилизационного сбора; в) платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами; г) экологического сбора; д) таможенных пошлин и др. Кроме того, этот институт включает в себя нормы бюджетного права, предусматривающие исполнение бюджета по доходам в части возврата и зачета фискальных платежей. Бюджетно-правовой сектор возврата и зачета фискальных платежей в комплексном финансово-правовом институте возврата и зачета фискальных платежей является "стягивающим" весь комплекс норм этого института, ибо возврат любого фискального платежа обязательно осуществляется в опоре на бюджетное право, а именно: в опоре на нормы БК РФ (ст. 218) и нормы Приказа Минфина РФ от 29 декабря 2022 г. N 198н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ". В этом отношении справедлив вывод, что возврат и зачет фискальных платежей осуществляются в рамках налоговых правоотношений, правоотношений неналоговых доходов бюджета и бюджетных правоотношений, "связь между которыми носит функциональный характер: бюджетные правоотношения возникают с целью исполнения решений, принимаемых в результате развития" <25> иных финансовых правоотношений - налоговых, правоотношений неналоговых доходов и др. На основании всех этих норм возникают различные виды финансовых правоотношений, но одного и того же рода - правоотношения возврата и зачета фискальных платежей. А раз это так, то в целях эффективного правоприменения в совокупности этих правоотношений могут быть выделены некоторые общие (схожие) стороны. Именно эти общие стороны правоотношений и нормы, на основе которых они возникают, и могут быть объединены в общий правовой институт возврата и зачета фискальных платежей.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Представляется, что именно такая ситуация сегодня сложилась в сфере финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей. Дело в том, что в результате разветвленности и все большей детализированности финансово-правового регулирования возврата и зачета фискальных платежей фактически возник комплексный финансово-правовой институт возврата фискальных платежей. Он включает в себя нормы налогового права, устанавливающие возврат и зачет налогов в бюджет; нормы, предусматривающие возврат и зачет излишне уплаченных страховых взносов; нормы института неналоговых доходов бюджета, включающие в себя возврат и зачет излишне уплаченных или взысканных: а) платы за негативное воздействие на окружающую природную среду; б) утилизационного сбора; в) платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами; г) экологического сбора; д) таможенных пошлин и др. Кроме того, этот институт включает в себя нормы бюджетного права, предусматривающие исполнение бюджета по доходам в части возврата и зачета фискальных платежей. Бюджетно-правовой сектор возврата и зачета фискальных платежей в комплексном финансово-правовом институте возврата и зачета фискальных платежей является "стягивающим" весь комплекс норм этого института, ибо возврат любого фискального платежа обязательно осуществляется в опоре на бюджетное право, а именно: в опоре на нормы БК РФ (ст. 218) и нормы Приказа Минфина РФ от 29 декабря 2022 г. N 198н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ". В этом отношении справедлив вывод, что возврат и зачет фискальных платежей осуществляются в рамках налоговых правоотношений, правоотношений неналоговых доходов бюджета и бюджетных правоотношений, "связь между которыми носит функциональный характер: бюджетные правоотношения возникают с целью исполнения решений, принимаемых в результате развития" <25> иных финансовых правоотношений - налоговых, правоотношений неналоговых доходов и др. На основании всех этих норм возникают различные виды финансовых правоотношений, но одного и того же рода - правоотношения возврата и зачета фискальных платежей. А раз это так, то в целях эффективного правоприменения в совокупности этих правоотношений могут быть выделены некоторые общие (схожие) стороны. Именно эти общие стороны правоотношений и нормы, на основе которых они возникают, и могут быть объединены в общий правовой институт возврата и зачета фискальных платежей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)9. По истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату, зачету и иному распоряжению в счет уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не подлежат.
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)9. По истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату, зачету и иному распоряжению в счет уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не подлежат.
Статья: Эмиссионное право как общий финансово-правовой институт
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Представляется, что правовой институт эмиссионного права должен в вышеуказанном сегменте содержаться в общей части финансового права потому, что именно в имущественном финансовом правоотношении, являющемся по природе властным, правовой статус денег выражает суверенное право государства на эмиссию денежных знаков. И это потому, что здесь деньги не являются предметом наследования, дарения, займа и т.д., т.е. предметом диспозитивных отношений, как это имеет место в гражданском праве. В финансовом правоотношении деньги являются манифестацией государственного суверенитета. Деньги эмитируются государством как сувереном, и им же устанавливается в законе организация денежного обращения, а потом, в рамках финансово-правовых отношений к нему же деньги возвращаются в виде налогов, сборов, пошлин, неналоговых доходов. В этом смысле весьма важно подчеркнуть, что экономические функции денег в рамках отношений финансового оборота принципиально отличаются от функций денег в рамках отношений гражданского оборота. Так, в рамках гражданского правоотношения деньги выполняют функции меры стоимости, обращения, платежа, накопления, мировых денег. Что же касается финансовых правоотношений, то в них деньги, объективируясь как предмет реализации суверенного права государства, не выполняют функции меры стоимости, средства обращения и, как сегодня отмечают экономисты, даже функцию средства платежа, а выполняют лишь функции средства распределения и накопления <17>. В этом смысле финансовое правоотношение как правоотношение денежное в самой большей мере имманентно реализации суверенной воли государства.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Представляется, что правовой институт эмиссионного права должен в вышеуказанном сегменте содержаться в общей части финансового права потому, что именно в имущественном финансовом правоотношении, являющемся по природе властным, правовой статус денег выражает суверенное право государства на эмиссию денежных знаков. И это потому, что здесь деньги не являются предметом наследования, дарения, займа и т.д., т.е. предметом диспозитивных отношений, как это имеет место в гражданском праве. В финансовом правоотношении деньги являются манифестацией государственного суверенитета. Деньги эмитируются государством как сувереном, и им же устанавливается в законе организация денежного обращения, а потом, в рамках финансово-правовых отношений к нему же деньги возвращаются в виде налогов, сборов, пошлин, неналоговых доходов. В этом смысле весьма важно подчеркнуть, что экономические функции денег в рамках отношений финансового оборота принципиально отличаются от функций денег в рамках отношений гражданского оборота. Так, в рамках гражданского правоотношения деньги выполняют функции меры стоимости, обращения, платежа, накопления, мировых денег. Что же касается финансовых правоотношений, то в них деньги, объективируясь как предмет реализации суверенного права государства, не выполняют функции меры стоимости, средства обращения и, как сегодня отмечают экономисты, даже функцию средства платежа, а выполняют лишь функции средства распределения и накопления <17>. В этом смысле финансовое правоотношение как правоотношение денежное в самой большей мере имманентно реализации суверенной воли государства.
Статья: Механизм взыскания неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ: актуальные вопросы правоприменения
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Таким образом, возврат посредством взыскания ошибочно предоставленных налоговых вычетов по НДФЛ образует категорию задолженности перед бюджетом, компенсацию понесенных ранее бюджетом Российской Федерации неправомерных расходов. Категория "налоговые вычеты по НДФЛ" с учетом положений глав 6 и 7, статей 41, 50 и 51 БК РФ не может относиться к доходам бюджета. В силу положений статьи 41 БК РФ перечень доходов бюджета является исчерпывающим: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Следовательно, возврат ошибочно предоставленных налоговых вычетов по НДФЛ - это компенсация понесенных ранее бюджетом Российской Федерации неправомерных расходов. Это не может считаться налогом, соответственно, налоговым платежом, налоговым доходом. Также это не относится к неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Таким образом, возврат посредством взыскания ошибочно предоставленных налоговых вычетов по НДФЛ образует категорию задолженности перед бюджетом, компенсацию понесенных ранее бюджетом Российской Федерации неправомерных расходов. Категория "налоговые вычеты по НДФЛ" с учетом положений глав 6 и 7, статей 41, 50 и 51 БК РФ не может относиться к доходам бюджета. В силу положений статьи 41 БК РФ перечень доходов бюджета является исчерпывающим: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Следовательно, возврат ошибочно предоставленных налоговых вычетов по НДФЛ - это компенсация понесенных ранее бюджетом Российской Федерации неправомерных расходов. Это не может считаться налогом, соответственно, налоговым платежом, налоговым доходом. Также это не относится к неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям.