Возврат неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2024 N 05АП-4519/2024 по делу N А59-6459/2023
Требование: О взыскании средств субсидии, перечисленных в соответствии с соглашением, в связи с недостижением целей предоставления субсидии.
Решение: Требование удовлетворено.Учитывая, что на дату окончания строительства Объекта из соответствующего отчета МО не подтверждается фактическая потребность в отношении денежных средств в сумме 2 065, 20 тыс. руб., при отсутствии доказательств исполнения обязательств на эту сумму, следует, что ответчик не полностью использовал полученные денежные средства в виде субсидии, и в целях соблюдения требований, установленных пунктом 5 статьи 242 БК РФ муниципальному образованию надлежало обеспечить возврат в доход бюджета области не использованного по состоянию на 1 января 2023 г. остатка межбюджетных трансфертов.
Требование: О взыскании средств субсидии, перечисленных в соответствии с соглашением, в связи с недостижением целей предоставления субсидии.
Решение: Требование удовлетворено.Учитывая, что на дату окончания строительства Объекта из соответствующего отчета МО не подтверждается фактическая потребность в отношении денежных средств в сумме 2 065, 20 тыс. руб., при отсутствии доказательств исполнения обязательств на эту сумму, следует, что ответчик не полностью использовал полученные денежные средства в виде субсидии, и в целях соблюдения требований, установленных пунктом 5 статьи 242 БК РФ муниципальному образованию надлежало обеспечить возврат в доход бюджета области не использованного по состоянию на 1 января 2023 г. остатка межбюджетных трансфертов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учреждению с 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 141 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета).
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 141 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета).
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете казенного учреждения записью Дт 1 401 40 000 Кт 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов (п. 104 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете казенного учреждения записью Дт 1 401 40 000 Кт 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов (п. 104 Инструкции N 162н).
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.";
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.";
Федеральный закон от 30.11.2024 N 423-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"7. Установить, что возвращенные в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации не использованные в 2024 году остатки средств на социальную поддержку Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы и на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и учтенные в бюджете Фонда по кодам бюджетной классификации "797 2 18 45198 06 0000 150 Доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на социальную поддержку Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" и "797 2 18 45252 06 0000 150 Доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы из бюджетов субъектов Российской Федерации" направляются Фондом в 2025 году на те же цели с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"7. Установить, что возвращенные в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации не использованные в 2024 году остатки средств на социальную поддержку Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы и на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и учтенные в бюджете Фонда по кодам бюджетной классификации "797 2 18 45198 06 0000 150 Доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на социальную поддержку Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" и "797 2 18 45252 06 0000 150 Доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы из бюджетов субъектов Российской Федерации" направляются Фондом в 2025 году на те же цели с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
Статья: Правовое регулирование межбюджетных субсидий как доходов бюджета
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Рассмотрев различные классификации доходов бюджета, можно сделать вывод, что субсидии, как и другие межбюджетные трансферты, относятся к доходам бюджета, обладая при этом особыми характеристиками, отличающими их от других доходов. В частности, к таким признакам относятся: целевой характер (за исключением отрицательных субсидий) и возвратность (в случае наличия неиспользованных остатков бюджетных средств).
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Рассмотрев различные классификации доходов бюджета, можно сделать вывод, что субсидии, как и другие межбюджетные трансферты, относятся к доходам бюджета, обладая при этом особыми характеристиками, отличающими их от других доходов. В частности, к таким признакам относятся: целевой характер (за исключением отрицательных субсидий) и возвратность (в случае наличия неиспользованных остатков бюджетных средств).
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Статья: Заполнение форм пояснительной записки (ф. 0503160) за 2022 год
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)5) дебиторская задолженность по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет, по возврату учреждениями (организациями) неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет, отраженная администратором доходов на конец отчетного периода на счетах аналитического учета счетов 1 205 5x 000 "Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера", 1 205 6x 000 "Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера", до наступления установленного срока перечисления указанных возвратов в доход бюджета не относится к просроченной задолженности.
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)5) дебиторская задолженность по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет, по возврату учреждениями (организациями) неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет, отраженная администратором доходов на конец отчетного периода на счетах аналитического учета счетов 1 205 5x 000 "Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера", 1 205 6x 000 "Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера", до наступления установленного срока перечисления указанных возвратов в доход бюджета не относится к просроченной задолженности.
Статья: Заполнение отдельных форм бюджетной отчетности за 2022 год
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- по коду счета 1 303 05 731 (831) - отражаются начисление возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, а также подтверждение потребности по таким возвратам (в корреспонденции со счетами 1 401 40 151, 1 401 40 161).
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- по коду счета 1 303 05 731 (831) - отражаются начисление возвратов неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, а также подтверждение потребности по таким возвратам (в корреспонденции со счетами 1 401 40 151, 1 401 40 161).
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Возврат неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов капитального характера: информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Возврат неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов капитального характера: информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Готовое решение: Как учреждению до 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 104 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 104 Инструкции N 162н).