Возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2024 N 05АП-4519/2024 по делу N А59-6459/2023
Требование: О взыскании средств субсидии, перечисленных в соответствии с соглашением, в связи с недостижением целей предоставления субсидии.
Решение: Требование удовлетворено.Учитывая, что на дату окончания строительства Объекта из соответствующего отчета МО не подтверждается фактическая потребность в отношении денежных средств в сумме 2 065, 20 тыс. руб., при отсутствии доказательств исполнения обязательств на эту сумму, следует, что ответчик не полностью использовал полученные денежные средства в виде субсидии, и в целях соблюдения требований, установленных пунктом 5 статьи 242 БК РФ муниципальному образованию надлежало обеспечить возврат в доход бюджета области не использованного по состоянию на 1 января 2023 г. остатка межбюджетных трансфертов.
Требование: О взыскании средств субсидии, перечисленных в соответствии с соглашением, в связи с недостижением целей предоставления субсидии.
Решение: Требование удовлетворено.Учитывая, что на дату окончания строительства Объекта из соответствующего отчета МО не подтверждается фактическая потребность в отношении денежных средств в сумме 2 065, 20 тыс. руб., при отсутствии доказательств исполнения обязательств на эту сумму, следует, что ответчик не полностью использовал полученные денежные средства в виде субсидии, и в целях соблюдения требований, установленных пунктом 5 статьи 242 БК РФ муниципальному образованию надлежало обеспечить возврат в доход бюджета области не использованного по состоянию на 1 января 2023 г. остатка межбюджетных трансфертов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование межбюджетных субсидий как доходов бюджета
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Э.Н. Берендтс в качестве одной из главных отличительных черт доходов отметил безвозвратность и подчеркнул, что по этой причине заключаемые государством займы не могут быть отнесены к доходам бюджета. По мнению данного автора, займы являются ресурсами, поскольку при целесообразном употреблении их последствием может стать повышение суммы доходов государства. До этого события заем не дает доход, а предоставляет в казну только средства для временного пользования <5>. Таким образом, безвозвратные поступления в бюджет не относились к доходам, что не является актуальным для настоящего времени, в чем можно убедиться на примере возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов.
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Э.Н. Берендтс в качестве одной из главных отличительных черт доходов отметил безвозвратность и подчеркнул, что по этой причине заключаемые государством займы не могут быть отнесены к доходам бюджета. По мнению данного автора, займы являются ресурсами, поскольку при целесообразном употреблении их последствием может стать повышение суммы доходов государства. До этого события заем не дает доход, а предоставляет в казну только средства для временного пользования <5>. Таким образом, безвозвратные поступления в бюджет не относились к доходам, что не является актуальным для настоящего времени, в чем можно убедиться на примере возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<45> На основании п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение 15 рабочих дней текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<45> На основании п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение 15 рабочих дней текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)- от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов;
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)- от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов;
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""5. Не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.";
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""5. Не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.";
Готовое решение: Как учреждению до 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 104 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 104 Инструкции N 162н).
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Возврат неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов капитального характера: информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Возврат неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов капитального характера: информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов;
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов;
Вопрос: Об использовании заказчиком экономии средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта РФ за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Дополнительно отмечаем, что согласно положениям пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Дополнительно отмечаем, что согласно положениям пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Информация о начисленных расчетах по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта капитального характера раскрывается администратором в справке (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 с отражением в графе 9 "Код корреспондирующего счета бюджетного учета" соответствующего счета 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Готовое решение: Как отразить в бюджетном учете межбюджетные трансферты
(КонсультантПлюс, 2025)возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов.
(КонсультантПлюс, 2025)возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов.
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете казенного учреждения записью Дт 1 401 40 000 Кт 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов (п. 104 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете казенного учреждения записью Дт 1 401 40 000 Кт 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов (п. 104 Инструкции N 162н).
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
Готовое решение: Как учреждению с 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 141 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета).
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 05 000 может отражаться, например, начисление администратором доходов от расчетов по возврату неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых при подтверждении потребности текущего характера (п. 141 Порядка применения Плана счетов бюджетного учета).