Возврат неиспользованной субвенции
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат неиспользованной субвенции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ч. 10 комментируемой статьи установлена норма, согласно которой в случае, если финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий предусматривалось путем предоставления субвенций из федерального бюджета или бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изъятие переданных полномочий в текущем финансовом году влечет со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий прекращение предоставления таких субвенций соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и возврат их неиспользованных остатков в месячный срок соответственно в федеральный бюджет или бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения осуществления изъятых полномочий.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ч. 10 комментируемой статьи установлена норма, согласно которой в случае, если финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий предусматривалось путем предоставления субвенций из федерального бюджета или бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, изъятие переданных полномочий в текущем финансовом году влечет со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий прекращение предоставления таких субвенций соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и возврат их неиспользованных остатков в месячный срок соответственно в федеральный бюджет или бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения осуществления изъятых полномочий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Прекращение осуществления органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета влечет за собой прекращение предоставления соответствующих субвенций местным бюджетам и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Прекращение осуществления органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета влечет за собой прекращение предоставления соответствующих субвенций местным бюджетам и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
Федеральный закон от 29.12.2017 N 442-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий не предоставляются, а предоставленные и не использованные до дня вступления в силу указанного решения субвенции подлежат возврату в федеральный бюджет.
(ред. от 08.08.2024)
"О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий не предоставляются, а предоставленные и не использованные до дня вступления в силу указанного решения субвенции подлежат возврату в федеральный бюджет.
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"
(КонсультантПлюс, 2025)начисление администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов с условиями, имеющих целевое назначение, возврата неиспользованных остатков целевого межбюджетного трансферта (п. 104 Инструкции N 162н);
(КонсультантПлюс, 2025)начисление администратором доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов с условиями, имеющих целевое назначение, возврата неиспользованных остатков целевого межбюджетного трансферта (п. 104 Инструкции N 162н);
Готовое решение: Какие операции отражаются на счете 205 51 "Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
(КонсультантПлюс, 2025)предоставляемые с условиями при передаче активов - это межбюджетные трансферты, на которые распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по возврату их неиспользованных сумм (например, субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение).
(КонсультантПлюс, 2025)предоставляемые с условиями при передаче активов - это межбюджетные трансферты, на которые распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по возврату их неиспользованных сумм (например, субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение).
Готовое решение: Как учитывать расчеты на счете 206 51 "Расчеты по перечислениям текущего характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
(КонсультантПлюс, 2025)К межбюджетным трансфертам, предоставляемым с условиями при передаче активов, относятся межбюджетные трансферты, на которые распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по возврату их неиспользованных сумм. Это субвенции, субсидии, другие межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666).
(КонсультантПлюс, 2025)К межбюджетным трансфертам, предоставляемым с условиями при передаче активов, относятся межбюджетные трансферты, на которые распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по возврату их неиспользованных сумм. Это субвенции, субсидии, другие межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666).
Вопрос: Об использовании заказчиком экономии средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта РФ за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Дополнительно отмечаем, что согласно положениям пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Дополнительно отмечаем, что согласно положениям пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.