Возврат МБТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат МБТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.1 "Понятие бюджетного нарушения" БК РФСуд округа считает необходимым отметить, что применение мер ответственности в виде возврата средств в связи с недостижением значения результата предоставления межбюджетного трансферта допустимо лишь в случае существенного нарушения получателем предусмотренных соглашением обязательств и (или) прав уполномоченного органа, производящего выделение денежных средств, в результате совершения умышленных недобросовестных действий (бездействия), противоречащих смыслу и направленности такого соглашения, что в данном случае отсутствует."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О КБК для отражения возврата средств межбюджетного трансферта из бюджета муниципального образования в бюджет субъекта РФ, в том числе в связи с их нецелевым использованием.
(Письмо Минфина России от 19.08.2025 N 02-05-08/80646)Вопрос: О КБК для отражения возврата средств межбюджетного трансферта из бюджета муниципального образования в бюджет субъекта РФ, в том числе в связи с их нецелевым использованием.
(Письмо Минфина России от 19.08.2025 N 02-05-08/80646)Вопрос: О КБК для отражения возврата средств межбюджетного трансферта из бюджета муниципального образования в бюджет субъекта РФ, в том числе в связи с их нецелевым использованием.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ред. от 31.07.2025)4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке предоставления и использования межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)непринятие мер по возврату получателем МБТ средств в случае, когда он не достиг показателей результативности;
(КонсультантПлюс, 2025)непринятие мер по возврату получателем МБТ средств в случае, когда он не достиг показателей результативности;
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Здесь же следует обратить внимание на ряд недостатков в системе правового регулирования межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам. Как мы уже говорили выше, часть норм, регулирующих бюджетно-правовое положение государственных внебюджетных фондов, сосредоточена в гл. 17 БК РФ. Вместе с тем в указанной главе отсутствует отдельная статья, регулирующая вопросы предоставления межбюджетных трансфертов указанным фондам. Отдельные нормы можно встретить в гл. 16 "Межбюджетные трансферты" БК РФ, а случаи возврата неизрасходованных межбюджетных трансфертов определены в ст. 242 БК РФ <45>.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Здесь же следует обратить внимание на ряд недостатков в системе правового регулирования межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам. Как мы уже говорили выше, часть норм, регулирующих бюджетно-правовое положение государственных внебюджетных фондов, сосредоточена в гл. 17 БК РФ. Вместе с тем в указанной главе отсутствует отдельная статья, регулирующая вопросы предоставления межбюджетных трансфертов указанным фондам. Отдельные нормы можно встретить в гл. 16 "Межбюджетные трансферты" БК РФ, а случаи возврата неизрасходованных межбюджетных трансфертов определены в ст. 242 БК РФ <45>.
Вопрос: О применении бюджетной классификации для учета возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности из бюджетов субъектов РФ и их поступления в федеральный бюджет.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-05-07/115127)Вопрос: О применении бюджетной классификации для учета возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности из бюджетов субъектов РФ и их поступления в федеральный бюджет.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-05-07/115127)Вопрос: О применении бюджетной классификации для учета возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности из бюджетов субъектов РФ и их поступления в федеральный бюджет.
Готовое решение: Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения оплату кредиторской задолженности прошлых лет
(КонсультантПлюс, 2025)303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" - в части оплаты сумм по налогам и сборам, взносам на обязательное социальное страхование, по штрафам, пеням по налогам, иным платежам в бюджет, а также расчеты по возвратам межбюджетных трансфертов прошлых лет и расчеты по возмещению государственным внебюджетным фондом РФ расходов, понесенных учреждениями как страхователями в связи с реализацией требований законодательства РФ (п. 259 Инструкции N 157н);
(КонсультантПлюс, 2025)303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" - в части оплаты сумм по налогам и сборам, взносам на обязательное социальное страхование, по штрафам, пеням по налогам, иным платежам в бюджет, а также расчеты по возвратам межбюджетных трансфертов прошлых лет и расчеты по возмещению государственным внебюджетным фондом РФ расходов, понесенных учреждениями как страхователями в связи с реализацией требований законодательства РФ (п. 259 Инструкции N 157н);
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проводя анализ юридической природы мер бюджетного принуждения, авторы указывают: "Перечень бюджетных мер принуждения, представленный в ст. 306.2 БК РФ, однако, имеет смешанную природу: здесь перечислены и меры пресечения, направленные на прекращение противоправного деяния, в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и меры, которые в праве принято относить к способам обеспечения исполнения обязательств - бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств и специфические санкции, такие как бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, применение мер бюджетного принуждения скорее носит обеспечительный, правовосстановительный характер" <481>. Аналогичного мнения придерживается и Е.С. Алексеева, которая утверждает, что "бюджетные меры принуждения - не меры юридической ответственности, а инструмент бюджетного регулирования. Они имеют правовосстановительную (бесспорное взыскание пени) или пресекательную (бесспорное взыскание предоставленных бюджетных средств) цель. Эти особенные санкции, которые встречаются в бюджетном законодательстве, являются превентивными и выступают в роли мер обеспечительного характера" <482>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проводя анализ юридической природы мер бюджетного принуждения, авторы указывают: "Перечень бюджетных мер принуждения, представленный в ст. 306.2 БК РФ, однако, имеет смешанную природу: здесь перечислены и меры пресечения, направленные на прекращение противоправного деяния, в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и меры, которые в праве принято относить к способам обеспечения исполнения обязательств - бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств и специфические санкции, такие как бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, применение мер бюджетного принуждения скорее носит обеспечительный, правовосстановительный характер" <481>. Аналогичного мнения придерживается и Е.С. Алексеева, которая утверждает, что "бюджетные меры принуждения - не меры юридической ответственности, а инструмент бюджетного регулирования. Они имеют правовосстановительную (бесспорное взыскание пени) или пресекательную (бесспорное взыскание предоставленных бюджетных средств) цель. Эти особенные санкции, которые встречаются в бюджетном законодательстве, являются превентивными и выступают в роли мер обеспечительного характера" <482>.
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты"
(КонсультантПлюс, 2025)иные платежи в бюджет (включая расчеты по возвратам межбюджетных трансфертов прошлых лет), а также возмещения государственным внебюджетным фондом РФ расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)иные платежи в бюджет (включая расчеты по возвратам межбюджетных трансфертов прошлых лет), а также возмещения государственным внебюджетным фондом РФ расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Вопрос: О применении кодов классификации доходов бюджетов для отражения возврата (поступления) остатков межбюджетных трансфертов.
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 02-05-09/22129)Вопрос: О применении кодов классификации доходов бюджетов для отражения возврата (поступления) остатков межбюджетных трансфертов.
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 02-05-09/22129)Вопрос: О применении кодов классификации доходов бюджетов для отражения возврата (поступления) остатков межбюджетных трансфертов.
Вопрос: О возврате в добровольном порядке средств межбюджетного трансферта, предоставленного из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования и использованного не по целевому назначению.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-09-08/60484)Вопрос: О возврате в добровольном порядке средств межбюджетного трансферта, предоставленного из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования и использованного не по целевому назначению.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-09-08/60484)Вопрос: О возврате в добровольном порядке средств межбюджетного трансферта, предоставленного из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования и использованного не по целевому назначению.
Готовое решение: Как отразить в бюджетном учете межбюджетные трансферты
(КонсультантПлюс, 2025)возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов.
(КонсультантПлюс, 2025)возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов.
Вопрос: О КБК для отражения возврата остатков иных межбюджетных трансфертов и поступления в доход федерального бюджета указанных средств.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 02-05-07/17990)Вопрос: О КБК для отражения возврата остатков иных межбюджетных трансфертов и поступления в доход федерального бюджета указанных средств.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 02-05-07/17990)Вопрос: О КБК для отражения возврата остатков иных межбюджетных трансфертов и поступления в доход федерального бюджета указанных средств.