Возврат компенсационного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат компенсационного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Ликвидационная квота
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом споре имуществом, подлежащим распределению единственному участнику общества... являлось переданное обществом по договору право требования денежных средств - возврата уплаченного взноса в компенсационный фонд в размере 300000 руб., правовой режим которого регламентирован частью 14 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом споре имуществом, подлежащим распределению единственному участнику общества... являлось переданное обществом по договору право требования денежных средств - возврата уплаченного взноса в компенсационный фонд в размере 300000 руб., правовой режим которого регламентирован частью 14 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55.16 "Компенсационные фонды саморегулируемой организации" Градостроительного кодекса РФ"В настоящее время ст. 55.16 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возврата денежных средств из компенсационных фондов саморегулируемых организаций."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)3. Норма ч. 5 ст. 55.7 ГрК РФ должна ограничивать возможность уменьшения средств компенсационного фонда, а именно устанавливать запрет требовать возврата выплаты в компенсационный фонд при выходе члена из саморегулируемой организации. Однако эта норма при ее телеологическом толковании (толковании на основе учета целей законодательного регулирования) не должна охватывать ситуацию, когда членство в саморегулируемой организации прекращается ввиду особого основания - реорганизации в форме присоединения к другому члену, которая не влияет на стабильность средств компенсационных фондов и объем обязательств, по которым саморегулируемая организация может нести ответственность.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)3. Норма ч. 5 ст. 55.7 ГрК РФ должна ограничивать возможность уменьшения средств компенсационного фонда, а именно устанавливать запрет требовать возврата выплаты в компенсационный фонд при выходе члена из саморегулируемой организации. Однако эта норма при ее телеологическом толковании (толковании на основе учета целей законодательного регулирования) не должна охватывать ситуацию, когда членство в саморегулируемой организации прекращается ввиду особого основания - реорганизации в форме присоединения к другому члену, которая не влияет на стабильность средств компенсационных фондов и объем обязательств, по которым саморегулируемая организация может нести ответственность.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)- размещение денежных средств компенсационного фонда в рекомендуемых Советом СРО банках было невозможно ввиду того, что предлагаемые ими условия не соотносились с требованиями градостроительного законодательства об условиях возврата денежных средств компенсационного фонда в случае необходимости выплат для компенсации вреда в десятидневный срок;
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)- размещение денежных средств компенсационного фонда в рекомендуемых Советом СРО банках было невозможно ввиду того, что предлагаемые ими условия не соотносились с требованиями градостроительного законодательства об условиях возврата денежных средств компенсационного фонда в случае необходимости выплат для компенсации вреда в десятидневный срок;
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов электронных площадок средства ее компенсационного фонда размещаются на специальных счетах в российских кредитных организациях. В случае необходимости осуществления компенсационных выплат из компенсационного фонда этой саморегулируемой организации срок возврата средств компенсационного фонда с указанного счета не должен превышать десять рабочих дней.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов электронных площадок средства ее компенсационного фонда размещаются на специальных счетах в российских кредитных организациях. В случае необходимости осуществления компенсационных выплат из компенсационного фонда этой саморегулируемой организации срок возврата средств компенсационного фонда с указанного счета не должен превышать десять рабочих дней.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)16. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.
(ред. от 31.07.2025)16. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- возврат имущества, составляющего компенсационный фонд и переданного национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- возврат имущества, составляющего компенсационный фонд и переданного национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи установлено общее правило о том, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации. Однако при этом делается оговорка о том, что иное может быть предусмотрено Федеральным законом о введении в действие Градостроительного кодекса РФ. Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 08.08.2024). В ч. 14 ст. 3.3 указанного Закона отмечено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с ч. 6 или 7 настоящей статьи и которые не вступили в иную саморегулируемую организацию, вправе в течение года после 1 июля 2021 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьей, о возврате внесенных такими лицами взносов в компенсационный фонд. В этом случае саморегулируемая организация обязана в течение десяти дней со дня поступления в указанную саморегулируемую организацию соответствующего заявления возвратить взносы указанным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уплаченные ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, за исключением случаев, если в соответствии со ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлялись выплаты из компенсационного фонда такой саморегулируемой организации в результате наступления солидарной ответственности за вред, возникший вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполненных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Со дня возврата таким лицам взносов, уплаченных ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, саморегулируемая организация не может быть привлечена к солидарной ответственности, предусмотренной ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении таких лиц.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи установлено общее правило о том, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации. Однако при этом делается оговорка о том, что иное может быть предусмотрено Федеральным законом о введении в действие Градостроительного кодекса РФ. Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 08.08.2024). В ч. 14 ст. 3.3 указанного Закона отмечено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с ч. 6 или 7 настоящей статьи и которые не вступили в иную саморегулируемую организацию, вправе в течение года после 1 июля 2021 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьей, о возврате внесенных такими лицами взносов в компенсационный фонд. В этом случае саморегулируемая организация обязана в течение десяти дней со дня поступления в указанную саморегулируемую организацию соответствующего заявления возвратить взносы указанным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уплаченные ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, за исключением случаев, если в соответствии со ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлялись выплаты из компенсационного фонда такой саморегулируемой организации в результате наступления солидарной ответственности за вред, возникший вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполненных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Со дня возврата таким лицам взносов, уплаченных ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, саморегулируемая организация не может быть привлечена к солидарной ответственности, предусмотренной ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении таких лиц.
Статья: Корпоративные права и обязанности членов саморегулируемых организаций: некоторые вопросы правоприменения
(Лескова Ю.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)К сожалению, действующее законодательство, предусмотрев расширение обеспечительной функции СРО (теперь она связана также и с финансовой поддержкой членов СРО), не урегулировало до конца вопрос о последствиях невосполнения КФ ОДО в случае неисполнения обязанностей заемщика - члена СРО. Необходимо обратить внимание на то, что правило п. 8 ст. 55.16 ГрК рассчитано на случаи восполнения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае только выплат в соответствии со ст. 60.1 названного Кодекса и связано с обязанностью исключительно членов саморегулируемой организации, внесших взносы в такой компенсационный фонд. Поэтому указанная норма не может быть применена к случаям восполнения КФ ОДО из-за невыплаты займов членами СРО в сфере строительства. Н.И. Капинус и Ю.Г. Лескова предлагают в изменениях к Положению о КФ ОДО предусматривать последствия невозврата займа членом СРО и невозможности пополнить компенсационный фонд за счет способов обеспечения возврата займа <12>. Указанное предложение нашло отражение в п. 2.7 Методических рекомендаций НОПРИЗ "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <13>. И хотя в настоящее время этот вопрос не урегулирован действующим законодательством, признать недействительным указанное правило, если оно закреплено во внутреннем документе СРО, можно только в случае его несоответствия действующему законодательству.
(Лескова Ю.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)К сожалению, действующее законодательство, предусмотрев расширение обеспечительной функции СРО (теперь она связана также и с финансовой поддержкой членов СРО), не урегулировало до конца вопрос о последствиях невосполнения КФ ОДО в случае неисполнения обязанностей заемщика - члена СРО. Необходимо обратить внимание на то, что правило п. 8 ст. 55.16 ГрК рассчитано на случаи восполнения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае только выплат в соответствии со ст. 60.1 названного Кодекса и связано с обязанностью исключительно членов саморегулируемой организации, внесших взносы в такой компенсационный фонд. Поэтому указанная норма не может быть применена к случаям восполнения КФ ОДО из-за невыплаты займов членами СРО в сфере строительства. Н.И. Капинус и Ю.Г. Лескова предлагают в изменениях к Положению о КФ ОДО предусматривать последствия невозврата займа членом СРО и невозможности пополнить компенсационный фонд за счет способов обеспечения возврата займа <12>. Указанное предложение нашло отражение в п. 2.7 Методических рекомендаций НОПРИЗ "О порядке предоставления займов членам саморегулируемой организации и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" <13>. И хотя в настоящее время этот вопрос не урегулирован действующим законодательством, признать недействительным указанное правило, если оно закреплено во внутреннем документе СРО, можно только в случае его несоответствия действующему законодательству.