Возврат имущества из хозяйственного ведения

Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат имущества из хозяйственного ведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 N 17АП-2167/2022(2)-АК по делу N А60-41308/2020
Требование: Об отмене определения о передаче социально значимых объектов или жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность или собственность жилищного фонда социального использования.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Учитывая, что имущество, принадлежащее МУП НГО "Новоуральскгаз", используется на территории закрытого территориального образования, его реализация стороннему лицу для осуществления коммерческой деятельности является практически невозможной. Исходя из правовой позиции, закрепленной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 г. возврат социально значимого имущества, реализация которого невозможна, в собственность муниципального образования свободным от права хозяйственного ведения, осуществляется с предоставлением компенсации.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 41 "Принципы определения доходов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Решением суда были разрешены разногласия между конкурсным управляющим и налоговым органом по вопросу наличия оснований для включения суммы компенсации стоимости исключенного из конкурсной массы имущества в состав доходов, образующих налоговую базу по налогу на прибыль. Спорные объекты представляли собой системы водоснабжения и водоотведения, которые в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" могут находиться только в федеральной или муниципальной собственности, следовательно, они ограничены в обороте. Указанные объекты не подлежат реализации в деле о банкротстве и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Между тем исходя из смысла ст. 250 НК РФ и общего понятия дохода, содержащегося в ст. 41 НК РФ, компенсация за исключенное из конкурсной массы имущество не образует внереализационный доход, поскольку не создает экономической выгоды для унитарного предприятия. Таким образом, рассматриваемая компенсация не является доходом для предприятия-банкрота. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для учета в составе доходов суммы компенсации уменьшения конкурсной массы должника при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Может ли собственник изъять имущество из хозяйственного ведения унитарного предприятия?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Нет, не может. Заинтересованное лицо вправе оспорить такое изъятие в суде. Имущество возвращается из хозяйственного ведения собственнику только при ликвидации унитарного предприятия.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)
При рассмотрении обособленного спора в рамках дела N А56-125327/2018 о признании недействительной сделки по передаче имущества из хозяйственного ведения должника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата имущества в хозяйственное ведение должника и обязания конкурсного управляющего включить имущество в конкурсную массу суды установили, что имущество, переданное конкурсным управляющим администрации, составляет централизованную систему водоснабжения и водоотведения на территории области, является изъятым из оборота и не может быть включено в конкурсную массу должника. Суды первой и апелляционной инстанций признали действия конкурсного управляющего и администрации законными и не усмотрели оснований для удовлетворения заявления конкурсного кредитора.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
Решением антимонопольного органа уполномоченный орган муниципального образования (далее - администрация) признан допустившим нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в передаче объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия без проведения конкурса. Администрации выдано предписание о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства>
Комитет по управлению государственным имуществом обратился в арбитражный суд с иском к государственному предприятию (должнику в исполнительном производстве) и акционерному обществу (покупателю на торгах) о признании недействительными публичных торгов по продаже имущества государственного предприятия, заключенного по итогам торгов договора купли-продажи и применении последствий недействительности сделки в виде возврата спорного имущества в казну, а денежных средств - покупателю.