Возврат или зачет государственной пошлины
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат или зачет государственной пошлины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
(ред. от 31.07.2025)Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 93. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
(ред. от 31.07.2025)Статья 93. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Вопрос о возврате или зачете госпошлины истцом не возникал
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Вопрос о возврате или зачете госпошлины истцом не возникал
Статья: Уплата налогов и взносов в 2023 году: ЕНП или "альтернатива"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 1)На заметку. Своим Приказом от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@ (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2022 N 71900) ФНС России утвердила новые формы и форматы документов, используемых в целях зачета и возврата переплаты, то есть теперь это в основном возврат или зачет средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, а для госпошлины возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы. Заявления, подаваемые налогоплательщиками, теперь называются заявлениями о распоряжении деньгами на ЕНС путем возврата или путем зачета. Для возврата или зачета госпошлины предусмотрены отдельные формы заявлений.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 1)На заметку. Своим Приказом от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@ (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2022 N 71900) ФНС России утвердила новые формы и форматы документов, используемых в целях зачета и возврата переплаты, то есть теперь это в основном возврат или зачет средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, а для госпошлины возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы. Заявления, подаваемые налогоплательщиками, теперь называются заявлениями о распоряжении деньгами на ЕНС путем возврата или путем зачета. Для возврата или зачета госпошлины предусмотрены отдельные формы заявлений.
Статья: Госпошлина при вынесении определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Минфин в Письме от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176 отметил, что в п. 1 ст. 333.40 НК РФ перечислены основания возврата или зачета государственной пошлины, учитываемой при наличии таких оснований в целях налогообложения в составе внереализационных доходов. Сумма возвращенной государственной пошлины подлежит включению в состав внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 18.01.2005 N 03-03-01-04/2/8).
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Минфин в Письме от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176 отметил, что в п. 1 ст. 333.40 НК РФ перечислены основания возврата или зачета государственной пошлины, учитываемой при наличии таких оснований в целях налогообложения в составе внереализационных доходов. Сумма возвращенной государственной пошлины подлежит включению в состав внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 18.01.2005 N 03-03-01-04/2/8).
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о зачете государственной пошлины особенно актуален при подаче исковых заявлений после отмены судебного приказа. Возможность зачета государственной пошлины, которая была уплачена при подаче заявления о вынесении судебного приказа, после отмены судебного приказа при обращении с исковым заявлением прямо предусмотрена пп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК РФ. "При подаче искового заявления по тому же требованию, по которому судебный приказ был отменен, уже уплаченная госпошлина может быть зачтена в счет подлежащей уплате госпошлины при подаче иска. И для рассмотрения заявления о зачете госпошлины определение мирового судьи о возврате госпошлины в связи с отменой судебного приказа не требуется" <8>. Однако по общим правилам к ходатайству о зачете государственной пошлины следует прикладывать подлинник документа, подтверждающего уплату государственной пошлины <9>, поскольку она может быть уже возвращена или зачтена по другому делу. "Нахождение подлинника платежного поручения об уплате государственной пошлины в материалах приказного производства не освобождает истца от обязанности представить документы, предусмотренные ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, для разрешения вопроса о зачете государственной пошлины" <10>. Встречается и противоположная практика, которая исходит из отсутствия необходимости представления для зачета государственной пошлины подлинника документа об уплате государственной пошлины <11>.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о зачете государственной пошлины особенно актуален при подаче исковых заявлений после отмены судебного приказа. Возможность зачета государственной пошлины, которая была уплачена при подаче заявления о вынесении судебного приказа, после отмены судебного приказа при обращении с исковым заявлением прямо предусмотрена пп. 13 п. 1 ст. 333.20 НК РФ. "При подаче искового заявления по тому же требованию, по которому судебный приказ был отменен, уже уплаченная госпошлина может быть зачтена в счет подлежащей уплате госпошлины при подаче иска. И для рассмотрения заявления о зачете госпошлины определение мирового судьи о возврате госпошлины в связи с отменой судебного приказа не требуется" <8>. Однако по общим правилам к ходатайству о зачете государственной пошлины следует прикладывать подлинник документа, подтверждающего уплату государственной пошлины <9>, поскольку она может быть уже возвращена или зачтена по другому делу. "Нахождение подлинника платежного поручения об уплате государственной пошлины в материалах приказного производства не освобождает истца от обязанности представить документы, предусмотренные ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, для разрешения вопроса о зачете государственной пошлины" <10>. Встречается и противоположная практика, которая исходит из отсутствия необходимости представления для зачета государственной пошлины подлинника документа об уплате государственной пошлины <11>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Возврат и зачет госпошлины >>>
Статья: Мировое соглашение в гражданском процессе
(Малинский Ю.В.)
("Российский судья", 2022, N 5)Мировое соглашение является важным документом для общества Российской Федерации и всего мира, поскольку оно позволяет разрешить конфликтные ситуации, урегулировать споры между сторонами, а также оказывает большое влияние по уменьшению нагрузки в судах. И если сравнивать мировое соглашение с окончательным решением суда по делу, то преимуществом мирового соглашения в первую очередь является то, что данное соглашение позволяет самостоятельно разрешать споры между сторонами, сохранив приятельские отношения и чаще всего являясь первым шагом к мирному урегулированию спора, тогда как при вынесении решения у сторон возникает больше разногласий между собой, а также как минимум недовольство одной из сторон дела. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена ст. 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета госпошлины". Так, при заключении мирового соглашения с последующим прекращением производства по делу, помимо возврата госпошлины, стороны экономят свое время, несут меньше расходов на оплату услуг представителя, на обжалование решения суда. Также заключение мирового соглашения влияет на экономию времени и денежных ресурсов не только сторон, но и судов, нежели чем вынесение решения после длительного рассмотрения дела. Еще одним преимуществом мирового соглашения является то, что определение об утверждении мирового соглашения по своей юридической силе приравнивается к решению суда и срок вступления данного определения меньше по сравнению с решением. Мировое соглашение предпочтительнее судебного решения, особенно в тех случаях, когда имеются трудности фактического порядка для вынесения решения, предъявления встречных требований между сторонами или трудности, связанные с исполнением будущего решения <18>.
(Малинский Ю.В.)
("Российский судья", 2022, N 5)Мировое соглашение является важным документом для общества Российской Федерации и всего мира, поскольку оно позволяет разрешить конфликтные ситуации, урегулировать споры между сторонами, а также оказывает большое влияние по уменьшению нагрузки в судах. И если сравнивать мировое соглашение с окончательным решением суда по делу, то преимуществом мирового соглашения в первую очередь является то, что данное соглашение позволяет самостоятельно разрешать споры между сторонами, сохранив приятельские отношения и чаще всего являясь первым шагом к мирному урегулированию спора, тогда как при вынесении решения у сторон возникает больше разногласий между собой, а также как минимум недовольство одной из сторон дела. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена ст. 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета госпошлины". Так, при заключении мирового соглашения с последующим прекращением производства по делу, помимо возврата госпошлины, стороны экономят свое время, несут меньше расходов на оплату услуг представителя, на обжалование решения суда. Также заключение мирового соглашения влияет на экономию времени и денежных ресурсов не только сторон, но и судов, нежели чем вынесение решения после длительного рассмотрения дела. Еще одним преимуществом мирового соглашения является то, что определение об утверждении мирового соглашения по своей юридической силе приравнивается к решению суда и срок вступления данного определения меньше по сравнению с решением. Мировое соглашение предпочтительнее судебного решения, особенно в тех случаях, когда имеются трудности фактического порядка для вынесения решения, предъявления встречных требований между сторонами или трудности, связанные с исполнением будущего решения <18>.
Статья: Зачет суммы государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в другой суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Все три процессуальных кодекса указывают, что основания и порядок возврата или зачета госпошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 93 ГПК РФ, ст. 105 КАС РФ, ст. 104 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Все три процессуальных кодекса указывают, что основания и порядок возврата или зачета госпошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 93 ГПК РФ, ст. 105 КАС РФ, ст. 104 АПК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, что ст. 333.35 - 333.39 НК РФ определяют льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций, установленные при уплате государственной пошлины. Показательно также и то, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины (ст. 333.40 НК РФ), особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины (ст. 333.41 НК РФ) регламентируются НК РФ особым образом по сравнению с общими положениями НК РФ, действующими в отношении налогов (гл. 9 и 12 НК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, что ст. 333.35 - 333.39 НК РФ определяют льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций, установленные при уплате государственной пошлины. Показательно также и то, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины (ст. 333.40 НК РФ), особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины (ст. 333.41 НК РФ) регламентируются НК РФ особым образом по сравнению с общими положениями НК РФ, действующими в отношении налогов (гл. 9 и 12 НК РФ).
Статья: Некоторые вопросы распределения судебных расходов при обжаловании определений, препятствующих дальнейшему движению дела
(Авдякова В.А.)
("Российский судья", 2025, N 11)Обжалуя соответствующие определения, истец защищает право на обращение в компетентный суд и должен иметь возможность возместить понесенные в этой связи судебные расходы в части уплаченной государственной пошлины. Поскольку причиной действий истца является необходимость реализации права на судебную защиту, включая право на разрешение спора судом по существу, а ответчиком данное право истца не нарушалось, иными словами, не ответчиком создана необходимость обращения в вышестоящий суд с жалобой, решение обозначенного вопроса возможно путем дополнения ст. 333.40 НК РФ таким основанием для возврата или зачета государственной пошлины, как отмена апелляционным (кассационным) судом определения о возвращении или отказе в принятии иска (жалобы) и направление дела в нижестоящий суд для решения вопроса о принятии иска (жалобы) к производству.
(Авдякова В.А.)
("Российский судья", 2025, N 11)Обжалуя соответствующие определения, истец защищает право на обращение в компетентный суд и должен иметь возможность возместить понесенные в этой связи судебные расходы в части уплаченной государственной пошлины. Поскольку причиной действий истца является необходимость реализации права на судебную защиту, включая право на разрешение спора судом по существу, а ответчиком данное право истца не нарушалось, иными словами, не ответчиком создана необходимость обращения в вышестоящий суд с жалобой, решение обозначенного вопроса возможно путем дополнения ст. 333.40 НК РФ таким основанием для возврата или зачета государственной пошлины, как отмена апелляционным (кассационным) судом определения о возвращении или отказе в принятии иска (жалобы) и направление дела в нижестоящий суд для решения вопроса о принятии иска (жалобы) к производству.