Возврат гранта в форме субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат гранта в форме субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Гранты в форме субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем, поскольку на момент обращения в суд полученные денежные средства были израсходованы ответчиком в соответствии с целями предоставления гранта, оснований для их возврата не имеется..."
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем, поскольку на момент обращения в суд полученные денежные средства были израсходованы ответчиком в соответствии с целями предоставления гранта, оснований для их возврата не имеется..."
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 N 15АП-77/2024 по делу N А53-15733/2023
Требование: О взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие семейной животноводческой фермы и субсидии из областного бюджета, в связи с нарушением условий соглашений.
Решение: Требование удовлетворено.Отсутствие выполненных работ по строительству фермы для КРС ввиду невыполнения ООО "МП Строй" работ в рамках заключенного между указанными обществом и ИП Шаповаленко В.А. договора подряда на строительство коровника от 27.02.2020 N 128 не свидетельствует о соблюдении И.П. Шаповаленко условий Соглашений о предоставлении гранта в форме субсидии и отсутствия оснований для возврата денежных средств в бюджет.
Требование: О взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие семейной животноводческой фермы и субсидии из областного бюджета, в связи с нарушением условий соглашений.
Решение: Требование удовлетворено.Отсутствие выполненных работ по строительству фермы для КРС ввиду невыполнения ООО "МП Строй" работ в рамках заключенного между указанными обществом и ИП Шаповаленко В.А. договора подряда на строительство коровника от 27.02.2020 N 128 не свидетельствует о соблюдении И.П. Шаповаленко условий Соглашений о предоставлении гранта в форме субсидии и отсутствия оснований для возврата денежных средств в бюджет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О возврате гранта в форме субсидии с лицевого счета ИП - участника казначейского сопровождения при прекращении деятельности физлица в качестве ИП.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 02-12-08/123245)Вопрос: О возврате гранта в форме субсидии с лицевого счета ИП - участника казначейского сопровождения при прекращении деятельности физлица в качестве ИП.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 02-12-08/123245)Вопрос: О возврате гранта в форме субсидии с лицевого счета ИП - участника казначейского сопровождения при прекращении деятельности физлица в качестве ИП.
Вопрос: О возврате средств гранта в форме субсидий, предоставленных ИП из бюджета субъекта РФ, при исключении сведений о нем из реестра МСП.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132478)Вопрос: О возврате средств гранта в форме субсидий, предоставленных ИП из бюджета субъекта РФ, при исключении сведений о нем из реестра МСП.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132478)Вопрос: О возврате средств гранта в форме субсидий, предоставленных ИП из бюджета субъекта РФ, при исключении сведений о нем из реестра МСП.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 N 130
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"у участника конкурса должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (за исключением грантов, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям);
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"у участника конкурса должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (за исключением грантов, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям);
Постановление Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782
(ред. от 16.11.2024)
"Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий"г) положения, указанные в подпункте "к" пункта 3, абзаце втором подпункта "а" пункта 5, пункте 6 и абзаце втором подпункта "б" пункта 7 настоящего документа (в части возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае недостижения значений результатов предоставления субсидий), - в отношении грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности в социально-культурной сфере, а также субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов).
(ред. от 16.11.2024)
"Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий"г) положения, указанные в подпункте "к" пункта 3, абзаце втором подпункта "а" пункта 5, пункте 6 и абзаце втором подпункта "б" пункта 7 настоящего документа (в части возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае недостижения значений результатов предоставления субсидий), - в отношении грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности в социально-культурной сфере, а также субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов).
Вопрос: Об отнесении просроченной задолженности по возврату субсидий к обязательным платежам в бюджет бюджетной системы РФ в рамках предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 02-12-10/57520)<1> Правила предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 (далее - Правила N 1780).
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 02-12-10/57520)<1> Правила предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 (далее - Правила N 1780).
Статья: Гранты в форме субсидий в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 1)При расчете размера гранта могут применяться нормативные затраты на выполнение государственного задания в социальной сфере. Если при расчете размера гранта в форме субсидии применялись нормативные затраты, которые являются достаточными для оказания такой услуги в соответствии со стандартами, принятие решения о возврате в бюджет сложившихся остатков грантов в форме субсидий может демотивировать получателей к использованию оптимальных решений организации финансово-хозяйственной деятельности, применению новых (инновационных) методов оказания услуг в социальной сфере, снижению затрат.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 1)При расчете размера гранта могут применяться нормативные затраты на выполнение государственного задания в социальной сфере. Если при расчете размера гранта в форме субсидии применялись нормативные затраты, которые являются достаточными для оказания такой услуги в соответствии со стандартами, принятие решения о возврате в бюджет сложившихся остатков грантов в форме субсидий может демотивировать получателей к использованию оптимальных решений организации финансово-хозяйственной деятельности, применению новых (инновационных) методов оказания услуг в социальной сфере, снижению затрат.
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В случае если утвержденный результат (запланированные показатели) предоставления субсидии или гранта в форме субсидии достигнут и подтвержден необходимой отчетностью, то соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. При этом в отличие от бюджетных учреждений БК РФ не устанавливает требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 78.1 БК РФ.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)В случае если утвержденный результат (запланированные показатели) предоставления субсидии или гранта в форме субсидии достигнут и подтвержден необходимой отчетностью, то соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. При этом в отличие от бюджетных учреждений БК РФ не устанавливает требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 78.1 БК РФ.
Статья: Факт нецелевого использования бюджетных средств не подтвержден судом
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении иска, исходили из того, что требования истца о возврате гранта в форме субсидии носят формальный характер, учитывая несущественность выявленных нарушений, а также достижение ответчиком результатов предоставления гранта в форме субсидии и израсходование средств в соответствии с их целевым назначением.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении иска, исходили из того, что требования истца о возврате гранта в форме субсидии носят формальный характер, учитывая несущественность выявленных нарушений, а также достижение ответчиком результатов предоставления гранта в форме субсидии и израсходование средств в соответствии с их целевым назначением.
Статья: Совершенствование механизма договорного регулирования при предоставлении бюджетных субсидий
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Следует отметить, что в рассмотренных делах получатели субсидии не возвращали бюджетные средства в добровольном порядке после выявления нарушений. Учитывая длительность судебного разрешения спора и сохраняющуюся неопределенность в процессе рассмотрения судебного дела, представляется необходимым внедрение досудебной процедуры разрешения бюджетно-правового спора. Анализ типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам <14> (далее - Типовая форма договора) показывает, что в бюджетно-правовых договорах о предоставлении субсидий частным лицам отсутствует какой-либо механизм досудебного урегулирования конфликтов, за исключением обязанности органа публичной власти направить претензию получателю при установлении каких-либо нарушений договорных положений (п. 4.1.9) и правила о том, что споры по возможности разрешаются путем переговоров, результаты которых оформляются протоколами (п. 7.1). Учитывая, что в рассмотренных ранее судебных решениях отсутствует информация о проведении каких-либо переговоров между сторонами, можно предположить декларативный характер данного договорного правила.
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Следует отметить, что в рассмотренных делах получатели субсидии не возвращали бюджетные средства в добровольном порядке после выявления нарушений. Учитывая длительность судебного разрешения спора и сохраняющуюся неопределенность в процессе рассмотрения судебного дела, представляется необходимым внедрение досудебной процедуры разрешения бюджетно-правового спора. Анализ типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам <14> (далее - Типовая форма договора) показывает, что в бюджетно-правовых договорах о предоставлении субсидий частным лицам отсутствует какой-либо механизм досудебного урегулирования конфликтов, за исключением обязанности органа публичной власти направить претензию получателю при установлении каких-либо нарушений договорных положений (п. 4.1.9) и правила о том, что споры по возможности разрешаются путем переговоров, результаты которых оформляются протоколами (п. 7.1). Учитывая, что в рассмотренных ранее судебных решениях отсутствует информация о проведении каких-либо переговоров между сторонами, можно предположить декларативный характер данного договорного правила.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)По инициативе Счетной палаты Оренбургской области в 2024 г. был проведен контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет" в части использования средств грантов, выделенных в 2022 г. из областного бюджета в форме субсидий. По результатам контрольного мероприятия установлено: неэффективное использование средств гранта, возврат гранта (частичный) в областной бюджет в результате недостижения одного из трех показателей <8>.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)По инициативе Счетной палаты Оренбургской области в 2024 г. был проведен контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет" в части использования средств грантов, выделенных в 2022 г. из областного бюджета в форме субсидий. По результатам контрольного мероприятия установлено: неэффективное использование средств гранта, возврат гранта (частичный) в областной бюджет в результате недостижения одного из трех показателей <8>.
Статья: Время новых налоговых решений
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 11)Это очередной пример эффективного использования концепции налогового капитала. Напомним, сама идея в том, чтобы по аналогии с коммерческими программами лояльности покупателей и в публичной сфере использовать некие показатели для поддержания взаимной лояльности, и одним из таких надежных и качественных показателей может быть размер налогового капитала. У каждого налогоплательщика он свой, но при наличии единой для всех пропорции предоставляемых взамен публичных благ (скидок, бонусов, кешбэков, грантов, субсидий, привилегий, иммунитетов и т.п.) каждый получает соразмерно вложенному им в госказну.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 11)Это очередной пример эффективного использования концепции налогового капитала. Напомним, сама идея в том, чтобы по аналогии с коммерческими программами лояльности покупателей и в публичной сфере использовать некие показатели для поддержания взаимной лояльности, и одним из таких надежных и качественных показателей может быть размер налогового капитала. У каждого налогоплательщика он свой, но при наличии единой для всех пропорции предоставляемых взамен публичных благ (скидок, бонусов, кешбэков, грантов, субсидий, привилегий, иммунитетов и т.п.) каждый получает соразмерно вложенному им в госказну.
Вопрос: Об отражении в отчете об осуществлении расходов остатков восстановленных средств (возвратов), расходы на которые профинансированы из средств, полученных по соглашению о предоставлении субсидии.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)Форма Отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2021 N 199н "Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам" (далее - Форма).
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)Форма Отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2021 N 199н "Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам" (далее - Форма).
Вопрос: О некоммерческих организациях, которым предоставляется субсидия в виде имущественного взноса, и возврате остатка предоставленной АНО субсидии из бюджета Челябинской области и его использовании.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 02-08-12/70403)В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предоставление автономным некоммерческим организациям государственной финансовой поддержки из федерального бюджета осуществляется в форме субсидии (пункт 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса) или гранта в форме субсидии (пункт 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 02-08-12/70403)В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предоставление автономным некоммерческим организациям государственной финансовой поддержки из федерального бюджета осуществляется в форме субсидии (пункт 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса) или гранта в форме субсидии (пункт 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).