Возврат денег за некачественный телефон
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат денег за некачественный телефон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) не провела проверку некачественного товара и (или) по требованию потребителя не вернула денежные средства за некачественный товар или за товар-принадлежность к некачественному товару (например, чехол к мобильному телефону)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) не провела проверку некачественного товара и (или) по требованию потребителя не вернула денежные средства за некачественный товар или за товар-принадлежность к некачественному товару (например, чехол к мобильному телефону)
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22.10.2024 по делу N 33-9849/2024 (УИД 64RS0042-01-2024-002315-29)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено, что недостатки в товаре впервые появились в период гарантийного срока, истец неоднократно обращался с претензиями к ответчику, последним не представлено доказательств, подтверждающих факт возврата стоимости товара потребителю.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку суд первой инстанции руководствовался совокупностью представленных стороной доказательств, а также заключением судебной экспертизы, и ввиду отсутствия каких-либо признаков нарушения потребителем руководства по эксплуатации и условий гарантийного обслуживания, причина возникновения выявленных дефектов в исследуемом мобильном телефоне носит производственный характер, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о возврате денежных средств за некачественный товар.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Установлено, что недостатки в товаре впервые появились в период гарантийного срока, истец неоднократно обращался с претензиями к ответчику, последним не представлено доказательств, подтверждающих факт возврата стоимости товара потребителю.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку суд первой инстанции руководствовался совокупностью представленных стороной доказательств, а также заключением судебной экспертизы, и ввиду отсутствия каких-либо признаков нарушения потребителем руководства по эксплуатации и условий гарантийного обслуживания, причина возникновения выявленных дефектов в исследуемом мобильном телефоне носит производственный характер, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о возврате денежных средств за некачественный товар.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как расторгнуть договор купли-продажи мобильного телефона?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Стоит учесть, что, возвращая деньги за мобильный телефон ненадлежащего качества, продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость мобильного телефона из-за его использования, утраты товарного вида, а также подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Стоит учесть, что, возвращая деньги за мобильный телефон ненадлежащего качества, продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость мобильного телефона из-за его использования, утраты товарного вида, а также подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК РФ).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 N 1994
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в) требовать перерасчет денежных средств вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги телефонной связи, вследствие непредоставления услуг телефонной связи не по вине абонента или предоставления их ненадлежащего качества;
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в) требовать перерасчет денежных средств вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги телефонной связи, вследствие непредоставления услуг телефонной связи не по вине абонента или предоставления их ненадлежащего качества;
Ситуация: Как потребителю составить и предъявить претензию о возврате денежных средств за некачественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для составления и предъявления претензии о возврате денежных средств за некачественный товар рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для составления и предъявления претензии о возврате денежных средств за некачественный товар рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Статья: Деликтные отношения с участием потребителей
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 9)Понятно, что в потребительских спорах суды учитывают те же критерии и принципы определения размера компенсации морального вреда, что и по другим категориям споров, и эти критерии и принципы могут быть подвергнуты единой критике. Однако специфика потребительских споров состоит в том, что, по толкованию Закона о защите прав потребителей, нарушение прав потребителя обязательно означает причинение ему нравственных страданий (они даже не презюмируются, они вообще не могут быть опровергнуты) и суду лишь остается оценить их степень. Из этого следует вопрос: может ли суд по своей инициативе взыскать компенсацию морального вреда по потребительскому спору? По одному из дел суд апелляционной инстанции посчитал, что "мировой судья, взыскав компенсацию морального вреда, вышел за пределы исковых требований", и отменил его решение в соответствующей части <25>. В то же время неизбежность морального вреда при нарушении прав потребителя может послужить причиной самостоятельного иска, даже если продавцом удовлетворены все требования, связанные с некачественным товаром. Так, потребитель купил некачественный телефон, обратился к продавцу с претензией, которая была удовлетворена и покупателю возвращена стоимость телефона. После этого потребитель обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. Суд исходит из признанного действиями ответчика факта нарушения прав потребителя, а следовательно, и причинения ему морального вреда, но, взыскивая компенсацию, не распространяет на нее потребительский штраф, так как продавец добровольно вернул деньги <26>. Штраф применяется к самостоятельному иску о компенсации морального вреда, только если нарушение прав потребителя ранее установлено решением суда <27>.
(Кирпичев А.Е.)
("Закон", 2021, N 9)Понятно, что в потребительских спорах суды учитывают те же критерии и принципы определения размера компенсации морального вреда, что и по другим категориям споров, и эти критерии и принципы могут быть подвергнуты единой критике. Однако специфика потребительских споров состоит в том, что, по толкованию Закона о защите прав потребителей, нарушение прав потребителя обязательно означает причинение ему нравственных страданий (они даже не презюмируются, они вообще не могут быть опровергнуты) и суду лишь остается оценить их степень. Из этого следует вопрос: может ли суд по своей инициативе взыскать компенсацию морального вреда по потребительскому спору? По одному из дел суд апелляционной инстанции посчитал, что "мировой судья, взыскав компенсацию морального вреда, вышел за пределы исковых требований", и отменил его решение в соответствующей части <25>. В то же время неизбежность морального вреда при нарушении прав потребителя может послужить причиной самостоятельного иска, даже если продавцом удовлетворены все требования, связанные с некачественным товаром. Так, потребитель купил некачественный телефон, обратился к продавцу с претензией, которая была удовлетворена и покупателю возвращена стоимость телефона. После этого потребитель обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. Суд исходит из признанного действиями ответчика факта нарушения прав потребителя, а следовательно, и причинения ему морального вреда, но, взыскивая компенсацию, не распространяет на нее потребительский штраф, так как продавец добровольно вернул деньги <26>. Штраф применяется к самостоятельному иску о компенсации морального вреда, только если нарушение прав потребителя ранее установлено решением суда <27>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- требовать перерасчет денежных средств вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги телефонной связи, вследствие непредоставления услуг телефонной связи не по вине абонента или предоставления их ненадлежащего качества;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- требовать перерасчет денежных средств вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги телефонной связи, вследствие непредоставления услуг телефонной связи не по вине абонента или предоставления их ненадлежащего качества;