Возврат денег продавцу за некачественный товар
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат денег продавцу за некачественный товар (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 4 "Качество товара (работы, услуги)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьями 4, 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", положениями статей 454, 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что продавец продал покупателю товар ненадлежащего качества и нарушил срок возврата денежных средств за некачественный товар."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Статья 22 Закона о защите прав потребителей регулирует сроки удовлетворения отдельных требований потребителя и предусматривает, что требования потребителя, в том числе, о возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)При возврате товара ненадлежащего качества расходы по возврату денег несет продавец. При возврате товара надлежащего качества расходы по возврату денег распределяются согласно оферте (п. 23 Правил розничной продажи товаров).
(КонсультантПлюс, 2025)При возврате товара ненадлежащего качества расходы по возврату денег несет продавец. При возврате товара надлежащего качества расходы по возврату денег распределяются согласно оферте (п. 23 Правил розничной продажи товаров).
Ситуация: Какие документы вправе требовать продавец при возврате или обмене товара?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные документы потребуются при возврате денег за некачественный товар, приобретенный за счет потребительского кредита (займа). В этом случае продавец должен не только возвратить потребителю уплаченные за товар денежные средства, но и возместить проценты и иные платежи, уплаченные по кредитному договору (договору займа). Для этого следует представить продавцу копию указанного договора и платежные документы, подтверждающие оплату процентов и иных платежей по нему (п. 6 ст. 24 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные документы потребуются при возврате денег за некачественный товар, приобретенный за счет потребительского кредита (займа). В этом случае продавец должен не только возвратить потребителю уплаченные за товар денежные средства, но и возместить проценты и иные платежи, уплаченные по кредитному договору (договору займа). Для этого следует представить продавцу копию указанного договора и платежные документы, подтверждающие оплату процентов и иных платежей по нему (п. 6 ст. 24 Закона N 2300-1).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Статья 22 Закона о защите прав потребителей регулирует сроки удовлетворения отдельных требований потребителя и предусматривает, что требования потребителя, в том числе о возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Статья 22 Закона о защите прав потребителей регулирует сроки удовлетворения отдельных требований потребителя и предусматривает, что требования потребителя, в том числе о возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)Возмещение истцу убытков при возврате товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), предусмотрено п. 6 ст. 24 Закона о защите прав потребителей, согласно которому продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)Возмещение истцу убытков при возврате товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), предусмотрено п. 6 ст. 24 Закона о защите прав потребителей, согласно которому продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).
Статья: О некоторых проблемах развития института несостоятельности (банкротства)
(Шеншин В.М., Зудин Д.С., Тиханова Ю.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)На рынке товаров нередко возникают ситуации, когда покупатель желает вернуть не понравившуюся ему вещь обратно продавцу. Указанная ситуация может возникнуть по разным причинам. Например, товар оказался некачественным. Представим непростую ситуацию: физическое лицо приобрело в магазине дорогостоящий товар, который оказался некачественным, а при возвращении его обратно гражданин узнает, что продавец стал банкротом. Приведенный пример особенно актуален на вторичном рынке. С одной стороны, покупатель некачественного товара законно и справедливо требует обратно потраченных денежных средств, а с другой - продавец стал банкротом, денежных средств у него нет. Сразу стоит отметить, что вероятность обратно получить деньги от возврата некачественного товара представляется небольшой. Поэтому покупателю следует найти способы, как обезопасить себя, чтобы не попасть в подобного рода ситуацию. Например, гражданин или организация из открытых источников могут узнать информацию о финансовом состоянии покупателя.
(Шеншин В.М., Зудин Д.С., Тиханова Ю.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)На рынке товаров нередко возникают ситуации, когда покупатель желает вернуть не понравившуюся ему вещь обратно продавцу. Указанная ситуация может возникнуть по разным причинам. Например, товар оказался некачественным. Представим непростую ситуацию: физическое лицо приобрело в магазине дорогостоящий товар, который оказался некачественным, а при возвращении его обратно гражданин узнает, что продавец стал банкротом. Приведенный пример особенно актуален на вторичном рынке. С одной стороны, покупатель некачественного товара законно и справедливо требует обратно потраченных денежных средств, а с другой - продавец стал банкротом, денежных средств у него нет. Сразу стоит отметить, что вероятность обратно получить деньги от возврата некачественного товара представляется небольшой. Поэтому покупателю следует найти способы, как обезопасить себя, чтобы не попасть в подобного рода ситуацию. Например, гражданин или организация из открытых источников могут узнать информацию о финансовом состоянии покупателя.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Так, если потребитель предъявил продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества, об отказе от товара и о возврате уплаченной за товар суммы, а продавец вернул деньги с просрочкой (ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"), то потребитель может обратиться в суд с иском о взыскании с продавца неустойки за несвоевременный возврат денег (п. 1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). В этом случае, помимо требования о взыскании неустойки, можно заявить, например, требования о компенсации морального вреда, возмещении убытков и взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу N 33-13224/2017).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Так, если потребитель предъявил продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества, об отказе от товара и о возврате уплаченной за товар суммы, а продавец вернул деньги с просрочкой (ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"), то потребитель может обратиться в суд с иском о взыскании с продавца неустойки за несвоевременный возврат денег (п. 1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). В этом случае, помимо требования о взыскании неустойки, можно заявить, например, требования о компенсации морального вреда, возмещении убытков и взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу N 33-13224/2017).
Статья: О значении наличия функций платежного агента маркетплейса для механизма правового регулирования его деятельности и определения его статуса как агрегатора
(Илюшина М.Н.)
("Банковское право", 2024, N 1)Несомненно, многие операторы электронных платформ оказывают отдельные услуги по проведению расчетов между пользователями онлайн-платформы, однако признание ее одной из основных, определяющей наличие или отсутствие статуса "владелец агрегатора", означает, что таким образом мы значительно ухудшаем положение потребителей и исключаем действие правил ст. 9 и 12 Закона о защите прав потребителей на многочисленную группу операторов, которые только организовывают взаимодействие между пользователями - сторонами основного договора, но не осуществляют расчетных операций в принципе либо допускают возможность проведения расчетов в качестве дополнительной опции, применимой по желанию участников основной сделки <8>. Следует в связи с этим указать, что данная исходная теоретическая конструкция, которая выделяет наличие платежной функции в качестве обязательного признака агрегатора-маркетплейса, совершенно игнорируется при формировании позиций судов при решении вопроса об ответственности маркетплейсов за нарушение исключительного права прав на товарный знак <9>. Не имеет правового значения указанная совокупность признаков маркетплейсов как агрегаторов и при формировании позиций органов Роспотребнадзора по защите права потребителей в судебном порядке путем предъявления административных исков. В частности, по одному из дел при рассмотрении иска потребителя, приобретшего товар в маркетплейсе, было установлено, что ООО "Ситилинк" при продаже товара дистанционным способом допустило нарушение правила, закрепленного в п. 22 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи <10>, а именно произошла следующая ситуация: потребитель заказал дистанционным способом 2 модуля памяти для компьютера на сайте ООО "Ситилинк". Заказ получен в пункте выдачи, затем в связи с выявленными недостатками в одном модуле памяти заявитель обратился в пункт выдачи с претензией и требованием возврата денежных средств за некачественный товар. Потребителем был соблюден пятнадцатидневный срок для требования возврата денежных средств за некачественный товар (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В этом случае продавец обязан вернуть ему уплаченную сумму, за исключением суммы расходов, направленных на оплату доставки товара от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Так как в данном случае имело место нарушение прав потребителя по срокам возврата денег, на маркетплейс был наложен административный штраф <11>. Соответственно, в данном административном иске сам по себе факт выполнения платежной функции создает группу правоотношений, которые подчиняются правилам и способам защиты, установленным нормами потребительского законодательства. При этом следует признать существование вариативности при выполнении данной функции. Она может быть осуществлена маркетплейсом, который выполняет роль продавца или, не будучи продавцом, выполняет только платежную услугу. Однако от выбора указанной вариативности не меняются ни применяемая область законодательства, ни размер ответственности. Аналогичную позицию по такого рода делам занимают и другие судебные инстанции, которые также ссылаются в обоснование своей позиции на закрепленные особенности правового регулирования дистанционной продажи товаров, где установлена общая обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи в случае нарушения прав потребителей на качественный товар <12>.
(Илюшина М.Н.)
("Банковское право", 2024, N 1)Несомненно, многие операторы электронных платформ оказывают отдельные услуги по проведению расчетов между пользователями онлайн-платформы, однако признание ее одной из основных, определяющей наличие или отсутствие статуса "владелец агрегатора", означает, что таким образом мы значительно ухудшаем положение потребителей и исключаем действие правил ст. 9 и 12 Закона о защите прав потребителей на многочисленную группу операторов, которые только организовывают взаимодействие между пользователями - сторонами основного договора, но не осуществляют расчетных операций в принципе либо допускают возможность проведения расчетов в качестве дополнительной опции, применимой по желанию участников основной сделки <8>. Следует в связи с этим указать, что данная исходная теоретическая конструкция, которая выделяет наличие платежной функции в качестве обязательного признака агрегатора-маркетплейса, совершенно игнорируется при формировании позиций судов при решении вопроса об ответственности маркетплейсов за нарушение исключительного права прав на товарный знак <9>. Не имеет правового значения указанная совокупность признаков маркетплейсов как агрегаторов и при формировании позиций органов Роспотребнадзора по защите права потребителей в судебном порядке путем предъявления административных исков. В частности, по одному из дел при рассмотрении иска потребителя, приобретшего товар в маркетплейсе, было установлено, что ООО "Ситилинк" при продаже товара дистанционным способом допустило нарушение правила, закрепленного в п. 22 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи <10>, а именно произошла следующая ситуация: потребитель заказал дистанционным способом 2 модуля памяти для компьютера на сайте ООО "Ситилинк". Заказ получен в пункте выдачи, затем в связи с выявленными недостатками в одном модуле памяти заявитель обратился в пункт выдачи с претензией и требованием возврата денежных средств за некачественный товар. Потребителем был соблюден пятнадцатидневный срок для требования возврата денежных средств за некачественный товар (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В этом случае продавец обязан вернуть ему уплаченную сумму, за исключением суммы расходов, направленных на оплату доставки товара от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Так как в данном случае имело место нарушение прав потребителя по срокам возврата денег, на маркетплейс был наложен административный штраф <11>. Соответственно, в данном административном иске сам по себе факт выполнения платежной функции создает группу правоотношений, которые подчиняются правилам и способам защиты, установленным нормами потребительского законодательства. При этом следует признать существование вариативности при выполнении данной функции. Она может быть осуществлена маркетплейсом, который выполняет роль продавца или, не будучи продавцом, выполняет только платежную услугу. Однако от выбора указанной вариативности не меняются ни применяемая область законодательства, ни размер ответственности. Аналогичную позицию по такого рода делам занимают и другие судебные инстанции, которые также ссылаются в обоснование своей позиции на закрепленные особенности правового регулирования дистанционной продажи товаров, где установлена общая обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи в случае нарушения прав потребителей на качественный товар <12>.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении непродовольственного товара надлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Эта категория споров подразумевает ситуацию, когда потребитель приобрел у продавца товар надлежащего качества, однако тот не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). В этом случае потребитель имеет право при соблюдении некоторых условий (сохранение товарного вида, пломб, документа, подтверждающего оплату, и пр.) обменять товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, на аналогичный товар. Если в день обращения потребителя продавец не располагает аналогичным товаром, на который мог бы быть произведен обмен, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Иски по данной категории споров предъявляются потребителем, если продавец отказался обменять товар или вернуть за него деньги. Если же товар имеет недостатки, то есть потребитель приобрел у продавца товар ненадлежащего качества, то защита прав потребителя осуществляется в другом порядке.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Эта категория споров подразумевает ситуацию, когда потребитель приобрел у продавца товар надлежащего качества, однако тот не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). В этом случае потребитель имеет право при соблюдении некоторых условий (сохранение товарного вида, пломб, документа, подтверждающего оплату, и пр.) обменять товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, на аналогичный товар. Если в день обращения потребителя продавец не располагает аналогичным товаром, на который мог бы быть произведен обмен, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Иски по данной категории споров предъявляются потребителем, если продавец отказался обменять товар или вернуть за него деньги. Если же товар имеет недостатки, то есть потребитель приобрел у продавца товар ненадлежащего качества, то защита прав потребителя осуществляется в другом порядке.
Типовая ситуация: Возврат товара поставщику: учет у покупателя
(Издательство "Главная книга", 2025)При возврате брака направьте поставщику претензионное письмо с требованием принять товар обратно и вернуть деньги. К письму приложите акт о недостатках, возврат оформите накладной.
(Издательство "Главная книга", 2025)При возврате брака направьте поставщику претензионное письмо с требованием принять товар обратно и вернуть деньги. К письму приложите акт о недостатках, возврат оформите накладной.
Статья: Сумма невозвращенного НДС как неосновательное обогащение?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Компания оплатила поставленный товар с учетом НДС. В дальнейшем обнаружилось, что товар является некачественным. Компания обратилась в суд, который обязал покупателя вернуть бракованный товар, а поставщика - возвратить полученные за товар денежные средства.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Компания оплатила поставленный товар с учетом НДС. В дальнейшем обнаружилось, что товар является некачественным. Компания обратилась в суд, который обязал покупателя вернуть бракованный товар, а поставщика - возвратить полученные за товар денежные средства.
Ситуация: Как потребителю составить и направить претензию исполнителю (продавцу, изготовителю), в том числе о возврате денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исполнитель (продавец, изготовитель) должен исполнить требования потребителя в определенные сроки, например, возвратить денежные средства - в течение 10 дней, обменять некачественный товар - в срок от семи дней до месяца в зависимости от ситуации (п. 1 ст. 21, ст. 22, п. 1 ст. 31 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исполнитель (продавец, изготовитель) должен исполнить требования потребителя в определенные сроки, например, возвратить денежные средства - в течение 10 дней, обменять некачественный товар - в срок от семи дней до месяца в зависимости от ситуации (п. 1 ст. 21, ст. 22, п. 1 ст. 31 Закона N 2300-1).
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации-продавца операции, связанные с возвратом покупателем объекта основных средств (автомобиля), если возврат произведен покупателем в следующем году? Возврат автомобиля производится в связи с выявленными покупателем существенными недостатками...
(Консультация эксперта, 2025)Срок, в течение которого покупатель вправе предъявить свои требования об отказе от договора купли-продажи и о возврате денежных средств за проданный автомобиль, определяется в соответствии с нормами ст. 477 ГК РФ. В рассматриваемом случае на товар, качество которого не соответствует договору купли-продажи, продавец не установил гарантийный срок или срок годности. В соответствии с п. 2 ст. 477 ГК РФ покупатель вправе предъявить претензии продавцу при условии, что недостатки товара были обнаружены им в разумный срок, не превышающий двух лет со дня передачи товара покупателю. В данном случае товар был возвращен покупателем в следующем после реализации году.
(Консультация эксперта, 2025)Срок, в течение которого покупатель вправе предъявить свои требования об отказе от договора купли-продажи и о возврате денежных средств за проданный автомобиль, определяется в соответствии с нормами ст. 477 ГК РФ. В рассматриваемом случае на товар, качество которого не соответствует договору купли-продажи, продавец не установил гарантийный срок или срок годности. В соответствии с п. 2 ст. 477 ГК РФ покупатель вправе предъявить претензии продавцу при условии, что недостатки товара были обнаружены им в разумный срок, не превышающий двух лет со дня передачи товара покупателю. В данном случае товар был возвращен покупателем в следующем после реализации году.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Приобретает ли покупатель обязанность вернуть продавцу некачественный товар при отказе от договора купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)"...В силу пункта 1.1 договора от 14.04.2004 N 12-Е-04 обязанность покупателя состоит в приеме и оплате товара. Поэтому, отказываясь от исполнения договора, покупатель кроме права требования уплаченной за товар денежной суммы приобретает корреспондирующую обязанность возвратить продавцу товар ненадлежащего качества..."
Приобретает ли покупатель обязанность вернуть продавцу некачественный товар при отказе от договора купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)"...В силу пункта 1.1 договора от 14.04.2004 N 12-Е-04 обязанность покупателя состоит в приеме и оплате товара. Поэтому, отказываясь от исполнения договора, покупатель кроме права требования уплаченной за товар денежной суммы приобретает корреспондирующую обязанность возвратить продавцу товар ненадлежащего качества..."