Возврат дебитОрской задолженности в бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат дебитОрской задолженности в бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)- принять меры по погашению дебиторской задолженности... по контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)- принять меры по погашению дебиторской задолженности... по контракту...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки, проводимые казначейством (внутренний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)- принять меры по погашению дебиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на... в сумме... по контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)- принять меры по погашению дебиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на... в сумме... по контракту...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об использовании (возврате) остатков целевых средств и средств от возврата дебиторской задолженности, формируемых за счет целевых средств, юрлицам из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 21.03.2025 N 02-14-07/28301)Вопрос: Об использовании (возврате) остатков целевых средств и средств от возврата дебиторской задолженности, формируемых за счет целевых средств, юрлицам из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 21.03.2025 N 02-14-07/28301)Вопрос: Об использовании (возврате) остатков целевых средств и средств от возврата дебиторской задолженности, формируемых за счет целевых средств, юрлицам из федерального бюджета.
Готовое решение: Как зачесть или вернуть переплату при УСН до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)В бухучете возврат отражайте как погашение (уменьшение) дебиторской задолженности бюджета в виде переплаты налога при УСН.
(КонсультантПлюс, 2022)В бухучете возврат отражайте как погашение (уменьшение) дебиторской задолженности бюджета в виде переплаты налога при УСН.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"15. В случае неисполнения юридическими лицами требования, установленного частью 14 настоящей статьи, территориальные органы Федерального казначейства перечисляют в доходы федерального бюджета остатки субсидий или средства от возврата дебиторской задолженности, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"15. В случае неисполнения юридическими лицами требования, установленного частью 14 настоящей статьи, территориальные органы Федерального казначейства перечисляют в доходы федерального бюджета остатки субсидий или средства от возврата дебиторской задолженности, находящиеся на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет;
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет;
Готовое решение: Как раскрыть информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в пояснениях к бухгалтерскому балансу
(КонсультантПлюс, 2025)Просроченной считается дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок исполнения обязательства. Просроченной может стать любая задолженность перед организацией, не погашенная вовремя, в том числе: задолженность бюджета по возврату излишне уплаченных налогов и сборов, задолженность подотчетных лиц, задолженность поставщиков и подрядчиков.
(КонсультантПлюс, 2025)Просроченной считается дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок исполнения обязательства. Просроченной может стать любая задолженность перед организацией, не погашенная вовремя, в том числе: задолженность бюджета по возврату излишне уплаченных налогов и сборов, задолженность подотчетных лиц, задолженность поставщиков и подрядчиков.
Вопрос: Об использовании АО средств возвращенного аванса по расторгнутым договорам в связи с недобросовестностью подрядчиков, финансируемым за счет бюджетных инвестиций, и остатков бюджетных инвестиций.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 02-14-07/52918)Решения об использовании средств от возврата дебиторской задолженности принимаются по согласованию с Минфином России на основании сформированной Распорядителем информации об использовании средств от возврата дебиторской задолженности с указанием причин ее образования в информационной системе "Электронный бюджет" в порядке и по формам, которые установлены Приказом N 229н <3> (пункт 33 Положения N 1496).
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 02-14-07/52918)Решения об использовании средств от возврата дебиторской задолженности принимаются по согласованию с Минфином России на основании сформированной Распорядителем информации об использовании средств от возврата дебиторской задолженности с указанием причин ее образования в информационной системе "Электронный бюджет" в порядке и по формам, которые установлены Приказом N 229н <3> (пункт 33 Положения N 1496).
Вопрос: О возврате займа, предоставленного АО за счет полученных им бюджетных инвестиций из бюджета субъекта РФ юрлицу, ошибочно перечисленного юрлицом на расчетный счет АО в кредитной организации.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 02-12-08/18295)корпорация вправе направлять средства от возврата дебиторской задолженности на осуществление расходов, соответствующих цели, установленной при предоставлении бюджетных инвестиций.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 02-12-08/18295)корпорация вправе направлять средства от возврата дебиторской задолженности на осуществление расходов, соответствующих цели, установленной при предоставлении бюджетных инвестиций.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
Готовое решение: Как организации вернуть суммы излишне взысканных налогов до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Вместе с тем закон не запрещает передать на баланс выделившейся организации дебиторскую задолженность реорганизованного лица по расчетам с бюджетом. Тогда входящая в нее сумма излишне взысканных платежей подлежит возврату выделившимся организациям в порядке, установленном п. 10 ст. 50 НК РФ. Право на возврат косвенно подтвердил и Минфин России в Письме от 22.10.2010 N 03-02-07/1-485.
(КонсультантПлюс, 2022)Вместе с тем закон не запрещает передать на баланс выделившейся организации дебиторскую задолженность реорганизованного лица по расчетам с бюджетом. Тогда входящая в нее сумма излишне взысканных платежей подлежит возврату выделившимся организациям в порядке, установленном п. 10 ст. 50 НК РФ. Право на возврат косвенно подтвердил и Минфин России в Письме от 22.10.2010 N 03-02-07/1-485.
Вопрос: О возврате остатка аванса при расторжении госконтракта на строительство объекта капитального строительства с головным исполнителем, в отношении которого открыто конкурсное производство.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса средства от возврата дебиторской задолженности, поступающие в том числе в связи с расторжением в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации ранее заключенного государственного контракта, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), относятся к неналоговым доходам бюджетов, которые зачисляются на счета органов Федерального казначейства (пункт 1 статьи 40 Бюджетного кодекса), и в этой связи, по мнению Минфина России, средства неиспользованного аванса, перечисленного на лицевой счет головного исполнителя, не могут рассматриваться как средства должника и формировать конкурсную массу должника по делу о несостоятельности (банкротстве).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса средства от возврата дебиторской задолженности, поступающие в том числе в связи с расторжением в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации ранее заключенного государственного контракта, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), относятся к неналоговым доходам бюджетов, которые зачисляются на счета органов Федерального казначейства (пункт 1 статьи 40 Бюджетного кодекса), и в этой связи, по мнению Минфина России, средства неиспользованного аванса, перечисленного на лицевой счет головного исполнителя, не могут рассматриваться как средства должника и формировать конкурсную массу должника по делу о несостоятельности (банкротстве).
Готовое решение: Как раскрыть информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в пояснениях к бухгалтерскому балансу на 31 декабря 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Просроченной считается дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок исполнения обязательства. Просроченной может стать любая задолженность перед организацией, не погашенная вовремя, в том числе: задолженность бюджета по возврату излишне уплаченных налогов и сборов, задолженность подотчетных лиц, задолженность поставщиков и подрядчиков.
(КонсультантПлюс, 2025)Просроченной считается дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок исполнения обязательства. Просроченной может стать любая задолженность перед организацией, не погашенная вовремя, в том числе: задолженность бюджета по возврату излишне уплаченных налогов и сборов, задолженность подотчетных лиц, задолженность поставщиков и подрядчиков.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)В заключительной части цикла статей об НДС, с учетом последних законодательных изменений, в том числе распространяющихся на "упрощенцев", рассматриваем вопросы восстановления и возмещения НДС, а также исправления ошибок при искажении налоговой базы по НДС. В частности, порядок восстановления НДС у покупателя в наиболее часто встречающихся ситуациях (при получении отгрузки в счет ранее внесенной предоплаты, возврате предоплаты продавцом полностью или частично в связи с изменением условий или расторжением договора, при уменьшении стоимости отгрузки, использовании покупок в не облагаемых НДС операциях, получении освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС, списании безнадежной "дебиторки" в виде внесенной предоплаты, внесении неденежной доли в уставный капитал общества). Поймете, какие нюансы надо учесть при восстановлении НДС при переходе на УСН с 2025 года. Приводим примеры, когда НДС подлежит возврату из бюджета (возмещению), а также подсказываем, что делать в случае ошибочного занижения или завышения налоговой базы по НДС.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)В заключительной части цикла статей об НДС, с учетом последних законодательных изменений, в том числе распространяющихся на "упрощенцев", рассматриваем вопросы восстановления и возмещения НДС, а также исправления ошибок при искажении налоговой базы по НДС. В частности, порядок восстановления НДС у покупателя в наиболее часто встречающихся ситуациях (при получении отгрузки в счет ранее внесенной предоплаты, возврате предоплаты продавцом полностью или частично в связи с изменением условий или расторжением договора, при уменьшении стоимости отгрузки, использовании покупок в не облагаемых НДС операциях, получении освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС, списании безнадежной "дебиторки" в виде внесенной предоплаты, внесении неденежной доли в уставный капитал общества). Поймете, какие нюансы надо учесть при восстановлении НДС при переходе на УСН с 2025 года. Приводим примеры, когда НДС подлежит возврату из бюджета (возмещению), а также подсказываем, что делать в случае ошибочного занижения или завышения налоговой базы по НДС.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Таким образом, полученные авансы по государственным (муниципальным) контрактам такими головными исполнителями могут не отрабатываться по разным, независящим от государственных (муниципальных) заказчиков причинам, вследствие чего государственные (муниципальные) органы не получают частично оплаченную продукцию и зачастую не получают возврат не отработанных бюджетных средств, а у государственного (муниципального) заказчика на сумму неотработанного поставщиком продукции аванса образуется просроченная дебиторская задолженность. Последующее применение мер гражданско-правовой ответственности по взысканию задолженности с недобросовестных поставщиков продукции не всегда обеспечивает поставку продукции или возврат предоставленных из бюджета средств.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Таким образом, полученные авансы по государственным (муниципальным) контрактам такими головными исполнителями могут не отрабатываться по разным, независящим от государственных (муниципальных) заказчиков причинам, вследствие чего государственные (муниципальные) органы не получают частично оплаченную продукцию и зачастую не получают возврат не отработанных бюджетных средств, а у государственного (муниципального) заказчика на сумму неотработанного поставщиком продукции аванса образуется просроченная дебиторская задолженность. Последующее применение мер гражданско-правовой ответственности по взысканию задолженности с недобросовестных поставщиков продукции не всегда обеспечивает поставку продукции или возврат предоставленных из бюджета средств.