Возражения на жалобу на действия заказчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Возражения на жалобу на действия заказчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2024 N 88А-6615/2024 (УИД 38RS0034-01-2022-000687-38)
Процессуальные вопросы: Принято определение о частичном возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, оценивая обоснованность заявленных заинтересованным лицом требований о возмещении судебных расходов и доводы возражений административного истца об отсутствии доказательств оказания юридических услуг, исходил из того, что фактическое процессуальное поведение заинтересованного лица, с которым закон связывает его право на возмещение судебных издержек, не предусматривает обязательного и непосредственного участия заинтересованного лица, его представителя в судебном разбирательстве, если это не является требованием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации или обязательное участие не признано судом. То обстоятельство, что возражения на административное исковое заявление, апелляционная жалоба, возражения на кассационную жалобу подписаны самим О., а не его представителем само по себе не доказывает бесспорно, что они подготовлены им самим, указав, что в соответствии с положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Факт несения судебных издержек, связанных с оплатой оказанных услуг, подтверждается совокупностью таких доказательств, как соглашение сторон об оказании юридических услуг; документ, фиксирующий факт выполнения услуг; документ, подтверждающий факт передачи заказчиком денежных средств исполнителю услуг. Стоимость услуг стороны определили в сумме 30 000 рублей, указав, что договор является документом, подтверждающим передачу от заказчика исполнителю денежных средств в размере 30 000 руб. наличными денежными средствами без каких-либо актов и дополнительных документов (п. 3.1 договора). Несмотря на отсутствие расписки в получении денежных средств, при подписании указанного договора стороны согласовали, что договор от 10.03.2022 является документом, подтверждающим передачу от заказчика исполнителю денежных средств в сумме 30 000 рублей. Сведений о том, что В. является адвокатом и поэтому факт оплаты юридических услуг должен быть доказан только определенными доказательствами (ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") реестр адвокатов, размещенный на официальном сайте Адвокатской палаты Иркутской области, не содержит. Равно как в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения о статусе В., как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, и поэтому обязанного оформлять приходные операции с использованием платежных документов (кассовый чек, приходный кассовый ордер).
Процессуальные вопросы: Принято определение о частичном возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.Суд первой инстанции, оценивая обоснованность заявленных заинтересованным лицом требований о возмещении судебных расходов и доводы возражений административного истца об отсутствии доказательств оказания юридических услуг, исходил из того, что фактическое процессуальное поведение заинтересованного лица, с которым закон связывает его право на возмещение судебных издержек, не предусматривает обязательного и непосредственного участия заинтересованного лица, его представителя в судебном разбирательстве, если это не является требованием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации или обязательное участие не признано судом. То обстоятельство, что возражения на административное исковое заявление, апелляционная жалоба, возражения на кассационную жалобу подписаны самим О., а не его представителем само по себе не доказывает бесспорно, что они подготовлены им самим, указав, что в соответствии с положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Факт несения судебных издержек, связанных с оплатой оказанных услуг, подтверждается совокупностью таких доказательств, как соглашение сторон об оказании юридических услуг; документ, фиксирующий факт выполнения услуг; документ, подтверждающий факт передачи заказчиком денежных средств исполнителю услуг. Стоимость услуг стороны определили в сумме 30 000 рублей, указав, что договор является документом, подтверждающим передачу от заказчика исполнителю денежных средств в размере 30 000 руб. наличными денежными средствами без каких-либо актов и дополнительных документов (п. 3.1 договора). Несмотря на отсутствие расписки в получении денежных средств, при подписании указанного договора стороны согласовали, что договор от 10.03.2022 является документом, подтверждающим передачу от заказчика исполнителю денежных средств в сумме 30 000 рублей. Сведений о том, что В. является адвокатом и поэтому факт оплаты юридических услуг должен быть доказан только определенными доказательствами (ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") реестр адвокатов, размещенный на официальном сайте Адвокатской палаты Иркутской области, не содержит. Равно как в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения о статусе В., как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, и поэтому обязанного оформлять приходные операции с использованием платежных документов (кассовый чек, приходный кассовый ордер).
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2025 N 13АП-10962/2025 по делу N А56-66650/2024
Категория спора: Подряд.
Требования субподрядчика: 1) О взыскании задолженности по договору; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на отказ ответчика от исполнения обязательства по приемке работ и требует оплаты на основании одностороннего акта сдачи-приемки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Заявитель в апелляционной жалобе указывает, на отсутствие действий суда по привлечению третьего лица (АО "Концерн Титан-2"), однако истцом при рассмотрении дела не заявлено возражений и(или) ходатайств о признании доказательств недопустимыми, при приобщении ответчиком в материалы дела документов подтверждающих выполнение работ ответчиком собственными силами, то есть документы по взаимоотношениям между ООО "Компания "Экострой" и Заказчиком АО "Концерн Титан-2". А также истцом не заявлялось ходатайство о привлечении АО "Концерн Титан-2" третьим лицом.
Категория спора: Подряд.
Требования субподрядчика: 1) О взыскании задолженности по договору; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец ссылается на отказ ответчика от исполнения обязательства по приемке работ и требует оплаты на основании одностороннего акта сдачи-приемки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Заявитель в апелляционной жалобе указывает, на отсутствие действий суда по привлечению третьего лица (АО "Концерн Титан-2"), однако истцом при рассмотрении дела не заявлено возражений и(или) ходатайств о признании доказательств недопустимыми, при приобщении ответчиком в материалы дела документов подтверждающих выполнение работ ответчиком собственными силами, то есть документы по взаимоотношениям между ООО "Компания "Экострой" и Заказчиком АО "Концерн Титан-2". А также истцом не заявлялось ходатайство о привлечении АО "Концерн Титан-2" третьим лицом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ошибки корпоративных заказчиков при взаимодействии с антимонопольным органом
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)И хотя подходы к подготовке возражений на жалобы уже были рассмотрены в данной главе, обратим внимание на некоторые важные процессуальные действия, которые должен совершить заказчик в случае обжалования его закупки:
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)И хотя подходы к подготовке возражений на жалобы уже были рассмотрены в данной главе, обратим внимание на некоторые важные процессуальные действия, которые должен совершить заказчик в случае обжалования его закупки:
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По результатам рассмотрения возражений ЗАО "Техстрой" ФАС России пришла к выводу об обоснованности довода жалобы ЗАО "Техстрой" и о признании незаконными действий заказчика, уполномоченного органа и конкурсной комиссии.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По результатам рассмотрения возражений ЗАО "Техстрой" ФАС России пришла к выводу об обоснованности довода жалобы ЗАО "Техстрой" и о признании незаконными действий заказчика, уполномоченного органа и конкурсной комиссии.
Нормативные акты
Решение Красноярского УФАС России от 02.12.2024 N 024/06/106-4096/2024
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение о нарушении требований ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку санитарно-гигиенических принадлежностей.
Решение: Жалоба признана необоснованной.К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанного довода подателя жалобы с указанием на соответствие оспариваемых действий при проведении электронного аукциона требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, с учетом правовой позиции, изложенной в письме ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24.
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение о нарушении требований ч. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку санитарно-гигиенических принадлежностей.
Решение: Жалоба признана необоснованной.К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанного довода подателя жалобы с указанием на соответствие оспариваемых действий при проведении электронного аукциона требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, с учетом правовой позиции, изложенной в письме ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24.
Решение Красноярского УФАС России от 27.12.2024 N 024/06/106-4589/2024
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение с жалобой о нарушении порядка рассмотрения заявок участников электронного аукциона, а именно: Заказчик в проекте контракта, направленном подателю жалобы для подписания по результатам проведения электронного аукциона, неправомерно не применили преимущества организациям инвалидов (в случае их участия) в соответствии с ст. 29 Закона о контрактной системе, о чем свидетельствует цена заключаемого контракта, равная ценовому предложению подателя жалобы в ходе проведения электронного аукциона и не увеличенная на 15%.
Решение: Жалоба признана необоснованной.К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком, аукционной комиссией были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанного довода подателя жалобы с указанием на соответствие оспариваемых действий при проведении электронного аукциона требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, с учетом правовой позиции, изложенной в письме ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24.
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение с жалобой о нарушении порядка рассмотрения заявок участников электронного аукциона, а именно: Заказчик в проекте контракта, направленном подателю жалобы для подписания по результатам проведения электронного аукциона, неправомерно не применили преимущества организациям инвалидов (в случае их участия) в соответствии с ст. 29 Закона о контрактной системе, о чем свидетельствует цена заключаемого контракта, равная ценовому предложению подателя жалобы в ходе проведения электронного аукциона и не увеличенная на 15%.
Решение: Жалоба признана необоснованной.К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком, аукционной комиссией были представлены письменные возражения в отношении вышеуказанного довода подателя жалобы с указанием на соответствие оспариваемых действий при проведении электронного аукциона требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, с учетом правовой позиции, изложенной в письме ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24.
Статья: Штрафы проверяющих. Оспаривать или взыскать с подрядчиков?
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 5; "Административное право", 2021, N 3)При таком подходе, даже если суд встанет на сторону административного органа, заказчик выполнит все необходимые действия по минимизации расходов и поведет себя добросовестно. Кроме того, при выставлении уплаченных штрафов как убытков подрядчик будет возражать относительно размера. Он вправе указать на то, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (ст. 404 ГК РФ, п. 5 Постановления Пленума ВС РФ N 7 от 24.03.2016).
(Кузина М.)
("Жилищное право", 2021, N 5; "Административное право", 2021, N 3)При таком подходе, даже если суд встанет на сторону административного органа, заказчик выполнит все необходимые действия по минимизации расходов и поведет себя добросовестно. Кроме того, при выставлении уплаченных штрафов как убытков подрядчик будет возражать относительно размера. Он вправе указать на то, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (ст. 404 ГК РФ, п. 5 Постановления Пленума ВС РФ N 7 от 24.03.2016).
Статья: Оценка деловой репутации при закупках по правилам Федерального закона N 223-ФЗ
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- односторонний отказ участника закупки от исполнения заключенного с заказчиком договора, не связанного с виновными действиями заказчика;
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- односторонний отказ участника закупки от исполнения заключенного с заказчиком договора, не связанного с виновными действиями заказчика;
Вопрос: Светильники при замене входят в стоимость работ и не будут приниматься по товарной накладной и ставиться на бухгалтерский учет как отдельные товары. Нужно ли в извещении о закупке устанавливать ограничения допуска в отношении светильников?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)В возражении на жалобу заказчик пояснил, что к учету будет приниматься непосредственно система видеонаблюдения, которая не может функционировать без элементов, перечисленных в техническом задании.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)В возражении на жалобу заказчик пояснил, что к учету будет приниматься непосредственно система видеонаблюдения, которая не может функционировать без элементов, перечисленных в техническом задании.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Пример формулировки для включения в возражение на жалобу в ФАС России о нарушении заказчиком законодательства о закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Пример формулировки для включения в возражение на жалобу в ФАС России о нарушении заказчиком законодательства о закупках по Закону N 223-ФЗ
Статья: Описание объекта закупки (техническое задание) при закупке образовательных услуг
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Пример. По мнению заявителя жалобы, требование конкурсной документации о привлечении к повышению квалификации по Закону N 44-ФЗ действующих сотрудников антимонопольной службы является неправомерным, т.к. участники закупки не могут оказать влияние на волю сотрудников антимонопольного органа. Следовательно, установление данного требования ограничивает количество участников закупки.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Пример. По мнению заявителя жалобы, требование конкурсной документации о привлечении к повышению квалификации по Закону N 44-ФЗ действующих сотрудников антимонопольной службы является неправомерным, т.к. участники закупки не могут оказать влияние на волю сотрудников антимонопольного органа. Следовательно, установление данного требования ограничивает количество участников закупки.
Статья: Обзор некоторых правовых позиций судебных инстанций по делам, связанным с применением Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)В протоколе данное обоснование отсутствует, что является нарушением требований п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Отсутствие обоснования не позволяет участникам закупки определить правомерность действий конкурсной комиссии заказчика и препятствует обжалованию ее действий, поскольку участники оказываются лишены возможности заявить конкретные возражения по признанию их заявок не соответствующими требованиям извещения.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)В протоколе данное обоснование отсутствует, что является нарушением требований п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Отсутствие обоснования не позволяет участникам закупки определить правомерность действий конкурсной комиссии заказчика и препятствует обжалованию ее действий, поскольку участники оказываются лишены возможности заявить конкретные возражения по признанию их заявок не соответствующими требованиям извещения.
"1 000 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики"
(Джермакян В.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Поскольку согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3, 3.1 и 5 данной статьи, комиссия УФАС правомерно признала жалобу обоснованной, установив в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
(Джермакян В.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Поскольку согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3, 3.1 и 5 данной статьи, комиссия УФАС правомерно признала жалобу обоснованной, установив в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Может ли заказчик ссылаться на недостатки работ, если подписал акты приемки без замечаний. Что говорит судебная практика?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2025, N 5)Доводы о том, что, поскольку все работы были приняты без замечаний, следовательно, заказчик лишен права на предъявление требований по качеству работ, суд кассационной инстанции признал несостоятельными и основанными на неверном понимании норм действующего законодательства на основании следующего.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2025, N 5)Доводы о том, что, поскольку все работы были приняты без замечаний, следовательно, заказчик лишен права на предъявление требований по качеству работ, суд кассационной инстанции признал несостоятельными и основанными на неверном понимании норм действующего законодательства на основании следующего.
Статья: Типовые контракты, типовые условия контрактов: практика применения
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик установил в проекте контракта условие: "Сторона, подвергшаяся действию обстоятельства непреодолимой силы, обязана немедленно уведомить другую сторону о прекращении действия на нее такого обстоятельства, при этом срок исполнения обязательств по контракту отодвигается на срок, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также устранялись последствия, вызванные этими обстоятельствами".
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик установил в проекте контракта условие: "Сторона, подвергшаяся действию обстоятельства непреодолимой силы, обязана немедленно уведомить другую сторону о прекращении действия на нее такого обстоятельства, при этом срок исполнения обязательств по контракту отодвигается на срок, в течение которого действовали такие обстоятельства, а также устранялись последствия, вызванные этими обстоятельствами".
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Несмотря на наличие в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ права на подачу жалобы у любого участника закупки, нельзя сказать, что законодатель никак не ограничил это право. Разумное использование данных ограничений в возражениях на жалобу также повышает шансы заказчика на признание жалобы необоснованной.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Несмотря на наличие в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ права на подачу жалобы у любого участника закупки, нельзя сказать, что законодатель никак не ограничил это право. Разумное использование данных ограничений в возражениях на жалобу также повышает шансы заказчика на признание жалобы необоснованной.