Возраст назначения пенсии по старости
Подборка наиболее важных документов по запросу Возраст назначения пенсии по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях"Таким образом, был установлен период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости. При этом период, когда пенсия по старости им не назначается, по срокам синхронизирован с повышением общеустановленного пенсионного возраста. Для каждого из таких лиц, имеющих необходимый для приобретения права на пенсию специальный страховой стаж, это, по сути, означает увеличение фактического возраста досрочного назначения страховой пенсии по старости в общей сложности на 60 месяцев."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26 "Сроки выплаты и доставки страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажа2. Что учитывается при назначении пенсии по старости (страховой стаж, возраст и т.д.)
Вопрос: О мерах, связанных с защитой граждан в молодом возрасте в случае нетрудоспособности, и досрочном назначении страховой пенсии по старости, в том числе инструкторам по физкультуре.
(Письмо Минтруда России от 26.12.2023 N 21-1/10/В-20142)Вопрос: О мерах, связанных с защитой граждан в молодом возрасте в случае нетрудоспособности, и досрочном назначении страховой пенсии по старости, в том числе инструкторам по физкультуре.
(Письмо Минтруда России от 26.12.2023 N 21-1/10/В-20142)Вопрос: О мерах, связанных с защитой граждан в молодом возрасте в случае нетрудоспособности, и досрочном назначении страховой пенсии по старости, в том числе инструкторам по физкультуре.
Нормативные акты
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
Готовое решение: Какие виды отпусков полагаются работающему пенсионеру
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск без сохранения зарплаты, предусмотренный абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ для пенсионеров по старости (по возрасту), о котором рассказывали в разд. 2 настоящего материала, военному пенсионеру в общем случае не полагается. Исключение - если он наряду с пенсией за выслугу лет, назначаемой лицам, проходившим военную службу, приобрел право на пенсию по старости. Это связано с тем, что пенсия за выслугу лет и пенсия по старости являются разными видами пенсионного обеспечения. При этом упомянутый отпуск без сохранения зарплаты полагается только пенсионерам по старости (по возрасту). А к ним относятся те лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту). Такие выводы следуют, в частности, из абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. "а" ч. 1 ст. 5, ч. 5 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, п. 9 ст. 3, пп. 2 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, п. 1 ст. 6 Закона о страховых пенсиях, Письма Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1, Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П.
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск без сохранения зарплаты, предусмотренный абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ для пенсионеров по старости (по возрасту), о котором рассказывали в разд. 2 настоящего материала, военному пенсионеру в общем случае не полагается. Исключение - если он наряду с пенсией за выслугу лет, назначаемой лицам, проходившим военную службу, приобрел право на пенсию по старости. Это связано с тем, что пенсия за выслугу лет и пенсия по старости являются разными видами пенсионного обеспечения. При этом упомянутый отпуск без сохранения зарплаты полагается только пенсионерам по старости (по возрасту). А к ним относятся те лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту). Такие выводы следуют, в частности, из абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ, п. "а" ч. 1 ст. 5, ч. 5 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, п. 9 ст. 3, пп. 2 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, п. 1 ст. 6 Закона о страховых пенсиях, Письма Роструда от 24.09.2024 N ПГ/18444-6-1, Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П.
Статья: Принудительные работы как вид уголовного наказания: дефекты правового регулирования и пути их устранения
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)5. В ч. 7 ст. 60.4 УИК РФ установлено, что осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска. Существующий порядок представляется правильным, обеспечивающим безопасность потерпевших и направленным на достижение целей наказания. Однако несправедливо и опасно, что лица, отбывающие более строгое наказание (в виде лишения свободы) в исправительных колониях за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (например, умышленные убийства, создание преступного сообщества либо руководство им), в соответствии со ст. 97 УИК РФ сохраняют возможность для длительных выездов из колонии на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а те из них, кто достиг возраста назначения пенсии по старости, является инвалидом I и II группы или не обеспечен работой по независящим от них причинам, - на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска. Причем если указанные лица признаны в соответствии со ст. 116 УИК РФ злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, то это обстоятельство не является формальным препятствием для их выезда из исправительной колонии в отпуск <22>. Вопрос оставлен на усмотрение начальника исправительного учреждения (ч. 6 ст. 97 УИК РФ), что в рассматриваемой ситуации недопустимо и может привести к ошибкам и опасным последствиям. Помимо этого, в очередной раз расширяется почва для злоупотреблений и коррупции. Необходимо устранить обнаруженный недостаток правового регулирования и предусмотреть в законодательстве соответствующие ограничения для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за опасные преступления, а равно признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в части их выезда из исправительных колоний в отпуска.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)5. В ч. 7 ст. 60.4 УИК РФ установлено, что осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска. Существующий порядок представляется правильным, обеспечивающим безопасность потерпевших и направленным на достижение целей наказания. Однако несправедливо и опасно, что лица, отбывающие более строгое наказание (в виде лишения свободы) в исправительных колониях за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (например, умышленные убийства, создание преступного сообщества либо руководство им), в соответствии со ст. 97 УИК РФ сохраняют возможность для длительных выездов из колонии на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а те из них, кто достиг возраста назначения пенсии по старости, является инвалидом I и II группы или не обеспечен работой по независящим от них причинам, - на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска. Причем если указанные лица признаны в соответствии со ст. 116 УИК РФ злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, то это обстоятельство не является формальным препятствием для их выезда из исправительной колонии в отпуск <22>. Вопрос оставлен на усмотрение начальника исправительного учреждения (ч. 6 ст. 97 УИК РФ), что в рассматриваемой ситуации недопустимо и может привести к ошибкам и опасным последствиям. Помимо этого, в очередной раз расширяется почва для злоупотреблений и коррупции. Необходимо устранить обнаруженный недостаток правового регулирования и предусмотреть в законодательстве соответствующие ограничения для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за опасные преступления, а равно признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в части их выезда из исправительных колоний в отпуска.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Цель исследования - провести детальный правовой анализ отдельных изменений законодательства, связанных с повышением пенсионного возраста. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: рассматриваются противоречия, возникающие в связи с разделением возраста назначения страховой пенсии по старости и накопительной пенсии; исследуется проблема неравномерного повышения возраста применительно к досрочным страховым пенсиям по старости; дается правовая оценка обоснованности сохранения прежних условий для большинства оснований досрочного пенсионирования; затрагиваются вопросы влияния повышения пенсионного возраста на отношения, связанные с исчислением страховых пенсий; раскрываются правовые последствия, которые влечет повышение пенсионного возраста для смежных отношений.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Цель исследования - провести детальный правовой анализ отдельных изменений законодательства, связанных с повышением пенсионного возраста. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: рассматриваются противоречия, возникающие в связи с разделением возраста назначения страховой пенсии по старости и накопительной пенсии; исследуется проблема неравномерного повышения возраста применительно к досрочным страховым пенсиям по старости; дается правовая оценка обоснованности сохранения прежних условий для большинства оснований досрочного пенсионирования; затрагиваются вопросы влияния повышения пенсионного возраста на отношения, связанные с исчислением страховых пенсий; раскрываются правовые последствия, которые влечет повышение пенсионного возраста для смежных отношений.
Готовое решение: Какие особенности приема на работу пенсионера по срочному трудовому договору
(КонсультантПлюс, 2025)К пенсионерам по возрасту относятся лишь те лица, достигшие пенсионного возраста, которым назначена пенсия по возрасту (по старости). Если гражданин достиг необходимого для назначения пенсии возраста, но не приобрел право на нее либо пенсия не назначена ему в силу других обстоятельств, он не может считаться пенсионером. Следовательно, такой гражданин не входит в число лиц, с кем можно заключить срочный трудовой договор на основании абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П).
(КонсультантПлюс, 2025)К пенсионерам по возрасту относятся лишь те лица, достигшие пенсионного возраста, которым назначена пенсия по возрасту (по старости). Если гражданин достиг необходимого для назначения пенсии возраста, но не приобрел право на нее либо пенсия не назначена ему в силу других обстоятельств, он не может считаться пенсионером. Следовательно, такой гражданин не входит в число лиц, с кем можно заключить срочный трудовой договор на основании абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П).
Готовое решение: Как составить правила внутреннего трудового распорядка
(КонсультантПлюс, 2025)работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, получающие пенсию по старости или пенсию за выслугу лет, - на два рабочих дня один раз в год.
(КонсультантПлюс, 2025)работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, получающие пенсию по старости или пенсию за выслугу лет, - на два рабочих дня один раз в год.
Готовое решение: Как учесть в расходах по налогу на прибыль оплату путевок для отдыха и санаторно-курортного лечения в России работников и членов их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (исключая размещение в номерах высшей категории), также относится к расходам на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (пп. "н" п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.07.2024 N 347н).
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (исключая размещение в номерах высшей категории), также относится к расходам на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (пп. "н" п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.07.2024 N 347н).
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Конституционный Суд РФ посчитал возможным затронуть и беспрецедентную для отечественного пенсионного законодательства правовую новеллу о введении правоотлагательного условия назначения пенсии для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях. Суд лишь ограничился констатацией того, что введение периода ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости по сути означает увеличение фактического возраста досрочного назначения страховой пенсии по старости в общей сложности на 60 месяцев, не дав этому фактическому повышению никакой правовой оценки.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Конституционный Суд РФ посчитал возможным затронуть и беспрецедентную для отечественного пенсионного законодательства правовую новеллу о введении правоотлагательного условия назначения пенсии для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях. Суд лишь ограничился констатацией того, что введение периода ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости по сути означает увеличение фактического возраста досрочного назначения страховой пенсии по старости в общей сложности на 60 месяцев, не дав этому фактическому повышению никакой правовой оценки.
Статья: Статус судьи в отставке и прекращение выплаты судейской пенсии
(Кияшко В.А.)
("Судья", 2020, N 12)Таким образом, действующая редакция Закона о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан, во-первых, не позволяет бывшему судье с момента прекращения отставки сохранить имеющуюся судейскую пенсию по критерию досрочности ее назначения, поскольку условия назначения страховой пенсии по старости, в том числе досрочной, и пожизненного денежного содержания, подлежащего прекращению, различаются (согласно данному Закону пенсия с преобразованием приобретенных пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент назначается в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <11>). Во-вторых, эта редакция Закона ставит под вопрос и наличие у таких судей права на "судейскую пенсию" по нормам данного Закона (с преобразованием приобретенных пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент) и в дальнейшем - с момента достижения ими возраста назначения страховой пенсии по старости.
(Кияшко В.А.)
("Судья", 2020, N 12)Таким образом, действующая редакция Закона о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан, во-первых, не позволяет бывшему судье с момента прекращения отставки сохранить имеющуюся судейскую пенсию по критерию досрочности ее назначения, поскольку условия назначения страховой пенсии по старости, в том числе досрочной, и пожизненного денежного содержания, подлежащего прекращению, различаются (согласно данному Закону пенсия с преобразованием приобретенных пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент назначается в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <11>). Во-вторых, эта редакция Закона ставит под вопрос и наличие у таких судей права на "судейскую пенсию" по нормам данного Закона (с преобразованием приобретенных пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент) и в дальнейшем - с момента достижения ими возраста назначения страховой пенсии по старости.
Статья: Иждивение через призму межотраслевых правовых связей: универсальный подход или учет отраслевой специфики?
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<22> Справедливости ради заметим, что с повышением возраста назначения страховой пенсии по старости (с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин) трактовать пенсионный возраст единообразно стало затруднительно. Ведь изменения затронули только один вид пенсий - страховые, а нормы о пенсиях по случаю потери кормильца-военнослужащего по-прежнему связывают право на данный вид пенсии с достижением мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет. Таким образом, лица, еще не достигшие общеустановленного пенсионного возраста и формально не утратившие трудоспособность по возрастному критерию, являются получателями пенсии по случаю потери кормильца.
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<22> Справедливости ради заметим, что с повышением возраста назначения страховой пенсии по старости (с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин) трактовать пенсионный возраст единообразно стало затруднительно. Ведь изменения затронули только один вид пенсий - страховые, а нормы о пенсиях по случаю потери кормильца-военнослужащего по-прежнему связывают право на данный вид пенсии с достижением мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет. Таким образом, лица, еще не достигшие общеустановленного пенсионного возраста и формально не утратившие трудоспособность по возрастному критерию, являются получателями пенсии по случаю потери кормильца.