Возникновение обрАзовательных отношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Возникновение обрАзовательных отношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Исходя из изложенных нормативных положений, регулирующих отношения, возникающие в сфере образования, право обучающихся на охрану жизни и здоровья гарантируется системой закрепляемых в законодательном порядке мер, включающих как обязанность образовательной организации обеспечить безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра за обучающимися во время их пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и установление ответственности образовательных организаций за жизнь и здоровье обучающихся."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.8 "Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки" ЗК РФСудом не указано, по какой причине (с учетом положений ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации) имеются основания для признания прекратившимися арендных отношений в результате раздела исходного земельного участка, переданного в аренду, и образования трех земельных участков, в отношении которых возник спор."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 53. Возникновение образовательных отношений
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 53. Возникновение образовательных отношений
Путеводитель по судебной практике. Заем2. Возникновение отношений государственного займа между юридическим лицом и публично-правовым образованием
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 53. Возникновение образовательных отношений
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 53. Возникновение образовательных отношений
Статья: Локальные нормативные акты образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Образовательная организация принимает ЛНА по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона об образовании). Образовательная организация может иметь в своей структуре предусмотренные ЛНА различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (ч. 2 ст. 27 Закона об образовании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Образовательная организация принимает ЛНА по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона об образовании). Образовательная организация может иметь в своей структуре предусмотренные ЛНА различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (ч. 2 ст. 27 Закона об образовании).
Ситуация: Каковы особенности получения образования экстерном?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образовательные отношения между экстерном и образовательной организацией возникают на основании заявления родителей (законных представителей) экстерна о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на основании распорядительного акта указанной организации о приеме экстерна для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (ч. 1 ст. 53 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образовательные отношения между экстерном и образовательной организацией возникают на основании заявления родителей (законных представителей) экстерна о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на основании распорядительного акта указанной организации о приеме экстерна для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (ч. 1 ст. 53 Закона N 273-ФЗ).
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Правомерно ли условие договора об оказании платных образовательных услуг, по которому стоимость увеличивается с учетом уровня инфляции без заключения дополнительного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку образовательная организация вправе в одностороннем порядке увеличить стоимость оплаты обучения, с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"), то изменение по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, стоимости образовательных услуг влечет за собой изменение прав и обязанностей образовательной организации, обучающегося и родителей несовершеннолетнего обучающегося (его законных представителей). Как и в случае возникновения образовательных отношений, для их изменения необходимы активные действия сторон и использование инструментов, оформляющих такие изменения, то есть изменение отношений осуществляется в том же порядке, что и их возникновение.
Правомерно ли условие договора об оказании платных образовательных услуг, по которому стоимость увеличивается с учетом уровня инфляции без заключения дополнительного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку образовательная организация вправе в одностороннем порядке увеличить стоимость оплаты обучения, с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"), то изменение по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, стоимости образовательных услуг влечет за собой изменение прав и обязанностей образовательной организации, обучающегося и родителей несовершеннолетнего обучающегося (его законных представителей). Как и в случае возникновения образовательных отношений, для их изменения необходимы активные действия сторон и использование инструментов, оформляющих такие изменения, то есть изменение отношений осуществляется в том же порядке, что и их возникновение.
Статья: Высшее образование в России. "Что ты такое?!"
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (ч. 1 ст. 53 Закона об образовании), а не заключение договора с этой организацией.
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (ч. 1 ст. 53 Закона об образовании), а не заключение договора с этой организацией.
Статья: Административно-правовые средства защиты прав обучающихся
(Гольтяпина И.Ю., Банщикова С.Л.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Если обратиться к официальной статистике административных правонарушений, то можно привести следующие данные: за 2019 г. рассмотрено 990 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.57 КоАП РФ, за 2018 г. - 905, за 2017 г. - 915, за 2016 - 499 дел <9>. Таким образом, после 2016 г. количество дел сохраняется примерно на одном уровне, что также свидетельствует об актуальности темы исследования. Отметим, что нормативно-правовое регулирование порядка возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений развивается в сторону казуистичности, постепенно вытесняющей общие категории, что не способствует эффективности правоприменения указанной статьи.
(Гольтяпина И.Ю., Банщикова С.Л.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Если обратиться к официальной статистике административных правонарушений, то можно привести следующие данные: за 2019 г. рассмотрено 990 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.57 КоАП РФ, за 2018 г. - 905, за 2017 г. - 915, за 2016 - 499 дел <9>. Таким образом, после 2016 г. количество дел сохраняется примерно на одном уровне, что также свидетельствует об актуальности темы исследования. Отметим, что нормативно-правовое регулирование порядка возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений развивается в сторону казуистичности, постепенно вытесняющей общие категории, что не способствует эффективности правоприменения указанной статьи.