Возмещение затрат по 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение затрат по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 18.1 "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства" Федерального закона "О защите конкуренции""Ни Федеральным законом N 223-ФЗ, ни статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрена возможность возмещения расходов, понесенных лицами в связи с подачей жалобы в антимонопольный орган на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка ГСМ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...заключение предприятием договора купли-продажи топлива в рамках... закона N 223-ФЗ не подразумевает привлечение средств... бюджета...
(КонсультантПлюс, 2025)...заключение предприятием договора купли-продажи топлива в рамках... закона N 223-ФЗ не подразумевает привлечение средств... бюджета...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: 223-ФЗ: расходы или закупки?
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Таким образом, уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является закупкой по смыслу Закона N 223-ФЗ.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Таким образом, уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является закупкой по смыслу Закона N 223-ФЗ.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке ГСМ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подпадают ли под действие Закона N 223-ФЗ командировочные расходы на ГСМ
(КонсультантПлюс, 2025)Подпадают ли под действие Закона N 223-ФЗ командировочные расходы на ГСМ
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель в рамках своей дискреции придает особое значение торгам как специфическому способу совершения сделки посредством проведения конкурса или аукциона, конститутивным элементом которого служит состязательность, конкурентная борьба, а целью торгов как юридической процедуры является выявление претендента на заключение договора, который способен предложить наиболее приемлемую - высокую или низкую - цену (при проведении аукциона) или лучшие условия договора (при проведении конкурса) и тем самым наиболее полно удовлетворить интересы как организатора и (или) заказчика торгов, так и победителя, а в некоторых случаях и третьих лиц (Постановление от 30 марта 2023 года N 12-П). Вместе с тем Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает также определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) неконкурентным способом - посредством осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по широкому спектру государственных (муниципальных) нужд, выражающих особо значимый публичный интерес в различных сферах общественных отношений (естественные монополии, оборона, безопасность, социальная защита, международные отношения и т.д.) либо связанных с необходимостью оперативного принятия решений при эффективном использовании бюджетных средств (часть 1 статьи 24 и статья 93). Кроме того, согласно части 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями этого Федерального закона, за исключением ряда установленных ею случаев, в том числе таких, когда альтернативно могут применяться положения Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель в рамках своей дискреции придает особое значение торгам как специфическому способу совершения сделки посредством проведения конкурса или аукциона, конститутивным элементом которого служит состязательность, конкурентная борьба, а целью торгов как юридической процедуры является выявление претендента на заключение договора, который способен предложить наиболее приемлемую - высокую или низкую - цену (при проведении аукциона) или лучшие условия договора (при проведении конкурса) и тем самым наиболее полно удовлетворить интересы как организатора и (или) заказчика торгов, так и победителя, а в некоторых случаях и третьих лиц (Постановление от 30 марта 2023 года N 12-П). Вместе с тем Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допускает также определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) неконкурентным способом - посредством осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по широкому спектру государственных (муниципальных) нужд, выражающих особо значимый публичный интерес в различных сферах общественных отношений (естественные монополии, оборона, безопасность, социальная защита, международные отношения и т.д.) либо связанных с необходимостью оперативного принятия решений при эффективном использовании бюджетных средств (часть 1 статьи 24 и статья 93). Кроме того, согласно части 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями этого Федерального закона, за исключением ряда установленных ею случаев, в том числе таких, когда альтернативно могут применяться положения Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"12. Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая форекс-дилеров, разрабатывает проект базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых форекс-дилерами, содержащий в том числе порядок и условия осуществления компенсационных выплат, включая порядок очередности удовлетворения требований физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг в случае недостаточности средств компенсационного фонда, иные дополнительные основания для осуществления данных выплат, правила рекламы услуг форекс-дилеров, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", методические рекомендации по аттестации специалистов организаций - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", нормативными актами Банка России, уставом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров.
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"12. Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая форекс-дилеров, разрабатывает проект базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых форекс-дилерами, содержащий в том числе порядок и условия осуществления компенсационных выплат, включая порядок очередности удовлетворения требований физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг в случае недостаточности средств компенсационного фонда, иные дополнительные основания для осуществления данных выплат, правила рекламы услуг форекс-дилеров, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", методические рекомендации по аттестации специалистов организаций - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", нормативными актами Банка России, уставом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров.
Готовое решение: Как подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли взыскать с заказчика по Закону N 223-ФЗ расходы, связанные с обжалованием его действий в ФАС России, в случае признания жалобы обоснованной
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли взыскать с заказчика по Закону N 223-ФЗ расходы, связанные с обжалованием его действий в ФАС России, в случае признания жалобы обоснованной
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Также выпадают из-под действия Закона 223-ФЗ отношения, урегулированные ТК РФ, например:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Также выпадают из-под действия Закона 223-ФЗ отношения, урегулированные ТК РФ, например:
Готовое решение: Какую отчетность составлять при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Включать ли командировочные расходы в ежемесячный отчет при закупках по Закону 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Включать ли командировочные расходы в ежемесячный отчет при закупках по Закону 223-ФЗ
Готовое решение: В каком порядке осуществляются закупки через подотчетное лицо по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не являются закупками в понимании Закона N 44-ФЗ расходы по авансовому отчету, не связанные с приобретением товаров (работ, услуг) для нужд заказчика. Например, к таким расходам относятся выплаты компенсации работникам в соответствии с трудовым законодательством (Письма Минфина России от 13.05.2022 N 02-06-09/44419, от 05.11.2020 N 24-05-06/96786).
(КонсультантПлюс, 2025)Не являются закупками в понимании Закона N 44-ФЗ расходы по авансовому отчету, не связанные с приобретением товаров (работ, услуг) для нужд заказчика. Например, к таким расходам относятся выплаты компенсации работникам в соответствии с трудовым законодательством (Письма Минфина России от 13.05.2022 N 02-06-09/44419, от 05.11.2020 N 24-05-06/96786).
Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)В этой связи представляется своевременным появление в Госдуме ФС РФ на рассмотрении законопроекта N 719907-8 о внесении изменений в Закон N 223-ФЗ в части сравнения ценовых предложений без НДС. Принятие указанных изменений позволит повысить экономическую эффективность проводимых закупок и создать равные условия для участников, являющихся плательщиками НДС, и участников на УСН, не являющихся плательщиками НДС.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)В этой связи представляется своевременным появление в Госдуме ФС РФ на рассмотрении законопроекта N 719907-8 о внесении изменений в Закон N 223-ФЗ в части сравнения ценовых предложений без НДС. Принятие указанных изменений позволит повысить экономическую эффективность проводимых закупок и создать равные условия для участников, являющихся плательщиками НДС, и участников на УСН, не являющихся плательщиками НДС.
Статья: Проблема применения преддоговорной ответственности к процедуре заключения договора на торгах
(Саркисян В.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В-третьих, в отношении использования ст. 434.1 ГК РФ в спорах, связанных с проведением торгов, на практике также не наблюдается консенсуса. Так, Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) в пункте 12 прямо устанавливает, что торги представляют собой один из способов ведения переговоров, и признает подачу заявки для участия в конкурсе согласием на условия проведения торгов и, соответственно, свидетельством заключения между участником и организатором торгов соглашения о ведении переговоров <4>. Кроме того, отмечено, что удержание денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, в случае нарушения участником условий проведения конкурса является мерой ответственности за нарушение обязательств по ведению переговоров, применение которой в соответствии с п. 3 ст. 434.1 ГК РФ должно поставить заказчика в то положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным контрагентом. В качестве примера предлагается возмещать заказчику переговорные расходы, такие как: связанные с ведением переговоров, приготовлением к заключению договора, а также убытки, понесенные в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
(Саркисян В.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В-третьих, в отношении использования ст. 434.1 ГК РФ в спорах, связанных с проведением торгов, на практике также не наблюдается консенсуса. Так, Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) в пункте 12 прямо устанавливает, что торги представляют собой один из способов ведения переговоров, и признает подачу заявки для участия в конкурсе согласием на условия проведения торгов и, соответственно, свидетельством заключения между участником и организатором торгов соглашения о ведении переговоров <4>. Кроме того, отмечено, что удержание денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, в случае нарушения участником условий проведения конкурса является мерой ответственности за нарушение обязательств по ведению переговоров, применение которой в соответствии с п. 3 ст. 434.1 ГК РФ должно поставить заказчика в то положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным контрагентом. В качестве примера предлагается возмещать заказчику переговорные расходы, такие как: связанные с ведением переговоров, приготовлением к заключению договора, а также убытки, понесенные в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
Вопрос: На какие цели медицинская организация может расходовать средства ОМС?
(Консультация эксперта, 2025)За использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, с нарушением требований п. 5 ч. 2 ст. 20 или ч. 7.1 ст. 35 Закона N 326-ФЗ медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы использованных с нарушением средств и пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день предъявления территориальным фондом соответствующего требования, от суммы использованных с нарушением средств за каждый день просрочки. Указанные средства медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС соответствующего требования (ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ, п. 223 Правил N 496н).
(Консультация эксперта, 2025)За использование медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, с нарушением требований п. 5 ч. 2 ст. 20 или ч. 7.1 ст. 35 Закона N 326-ФЗ медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы использованных с нарушением средств и пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день предъявления территориальным фондом соответствующего требования, от суммы использованных с нарушением средств за каждый день просрочки. Указанные средства медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС соответствующего требования (ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ, п. 223 Правил N 496н).
Вопрос: О закупках ФГУП в соответствии с законодательством о закупках отдельными видами юрлиц с возмещением расходов за счет средств субсидии, подлежащих казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 02-12-12/15834)Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что субсидия предоставлена ФГУП "Гидрографическое предприятие" на финансовое обеспечение затрат, и в случае если затраты не связаны с осуществлением на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, по мнению Департамента, ФГУП "Гидрографическое предприятие" может осуществлять закупки в рамках Федерального закона N 223-ФЗ, при этом возмещение произведенных расходов осуществляется в соответствии с Порядком N 214н.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 02-12-12/15834)Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что субсидия предоставлена ФГУП "Гидрографическое предприятие" на финансовое обеспечение затрат, и в случае если затраты не связаны с осуществлением на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, по мнению Департамента, ФГУП "Гидрографическое предприятие" может осуществлять закупки в рамках Федерального закона N 223-ФЗ, при этом возмещение произведенных расходов осуществляется в соответствии с Порядком N 214н.
Вопрос: Об определении цены договора при осуществлении закупок отдельными видами юрлиц, а также об НДС при реализации организацией или ИП, применяющими УСН, товаров (работ, услуг) в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)На практике приведение ЛСР, сформированного с учетом НДС, к ценовому предложению победителя закупки, применяющего УСН, без использования заказчиком повышающих коэффициентов, не предусмотренных Законом 223-ФЗ и документацией о закупке и рассчитанных математическим способом, невозможно.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)На практике приведение ЛСР, сформированного с учетом НДС, к ценовому предложению победителя закупки, применяющего УСН, без использования заказчиком повышающих коэффициентов, не предусмотренных Законом 223-ФЗ и документацией о закупке и рассчитанных математическим способом, невозможно.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 223-ФЗ заключить договор аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: в договорах аренды помещений целесообразно также предусмотреть порядок оплаты или возмещения арендодателю коммунальных платежей. Сделать это можно в общем порядке, применяемом ко всем договорам аренды помещения, в том числе заключенным по правилам Закона N 223-ФЗ. Например, вы можете предусмотреть в проекте договора один из следующих вариантов условий:
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: в договорах аренды помещений целесообразно также предусмотреть порядок оплаты или возмещения арендодателю коммунальных платежей. Сделать это можно в общем порядке, применяемом ко всем договорам аренды помещения, в том числе заключенным по правилам Закона N 223-ФЗ. Например, вы можете предусмотреть в проекте договора один из следующих вариантов условий: