Возмещение вреда, причиненного правоохранительными органами



Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда, причиненного правоохранительными органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 N 66а-1430/2023 (УИД 24OS0000-01-2023-000274-75)
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Довод апеллянта об ограничении права административного истца на доступ к правосудию судом отклоняется, поскольку отсутствие у лица процессуального права на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, само по себе не исключает право такого лица обратиться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда и (или) возмещения имущественного вреда, при их причинении в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц правоохранительных органов.
Кассационное постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2023 N 77-4182/2023
Процессуальные вопросы: Принято постановление о производстве обыска.
Решение: Постановление отменено, производство по ходатайству прекращено.
Действующее законодательство предоставляет лицу, в отношении которого судом принимается решение о проведении обыска в жилище, право обжаловать как само судебное решение, так и действия правоохранительных органов по его проведению, при этом не исключается право на возмещение государством морального вреда, причиненного незаконными действиями этих органов или их должностных лиц, реализуемое в порядке гражданского судопроизводства (статьи 151, 1099 - 1101 ГК Российской Федерации).
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Дискуссионные аспекты определения субъекта ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами при использовании технологий искусственного интеллекта
(Кагальницкова Н.В., Сандалова В.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещение вреда, причиненного правоохранительными органами и их должностными лицами, раскрывает принцип справедливости, заключающийся в восстановлении нарушенных прав, что является гарантом реализации социальной справедливости. Статья 53 Конституции РФ имплементирована в положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно в ст. 1069 и 1070. Положения ст. 1070 регламентируют порядок возмещения вреда правоохранительными органами, заключающийся в том, что компенсация причиненного вреда происходит за счет средств государственной казны, а также за счет казны субъекта Российской Федерации или муниципального образования в полном объеме. Вред, причиненный правоохранительными органами, который может быть выражен, в частности, в виде незаконного применения мер пресечения, таких как заключение под стражу, подписка о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста и т.д., подлежит компенсации.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2019 N 38-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в связи с жалобой гражданки А."
По смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и исходя из конституционного принципа равенства и тесно связанного с ним конституционного принципа справедливости, оценивая в качестве основания для возмещения государством вреда, причиненного незаконными актами правоохранительных органов и суда, конкретную меру государственного принуждения, хотя и не обусловленную привлечением к уголовной или административной ответственности, но представляющую собой, по сути, лишение свободы в его конституционно-правовом смысле, надлежит учитывать сущность этой меры и порождаемые ею последствия для гражданина. На помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел распространяется единый режим гарантий предусмотренного статьей 22 Конституции Российской Федерации права на свободу и личную неприкосновенность, что предполагает и общность компенсаторного механизма, используемого при выявлении незаконности этой и соотносимых с ней мер с точки зрения оснований или условий их применения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.10.2024 N 42-П
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.С. Ткаченко"
Иное понимание оспариваемого законоположения, рассматриваемого в системном единстве с положениями в том числе уголовного законодательства, как это предполагает часть вторая статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", влекло бы нарушение прав такого лица, прежде всего права на обращение в государственные (правоохранительные) органы с заявлением о поступившем ему предложении о даче взятки, на доступ к правосудию, на государственную (включая судебную) защиту своих прав, ограничивало бы право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, и компенсацию причиненного ущерба, а потому не соответствовало бы статьям 18, 45 (часть 1), 46 (часть 1), 52, 53 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
показать больше документов