Возмещение расходов депутатам
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение расходов депутатам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""По смыслу ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установление такой гарантии осуществления полномочий депутата, как выплата денежных сумм, имеет цель компенсировать понесенные депутатами расходы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Основное предназначение рассматриваемых выплат предусмотрено в их наименовании - компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, а не форма оплаты за распоряжение своими способностями к труду в случае реализации права на управление государством. Данные выплаты призваны возместить расходы депутатов, связанные с реализацией ими публичных функций в составе представительного органа. Избираясь, депутат реализует тем самым свое конституционное право на управление делами государства. Под выполнением данных функций подразумеваем несение депутатом дополнительных расходов, которых он не имеет при отсутствии данного статуса. Учитывая, что назначение выплат - возмещение расходов депутата, формирование их перечня в любом случае должно являться обязательным. Указанный вывод, по существу, подтверждается Уставным судом Санкт-Петербурга в Постановлении от 29 мая 2008 г. N 007/08-П, в котором оценивалось положение Закона Санкт-Петербурга, закрепляющее, что размер вознаграждения депутату муниципального совета, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за проделанную работу, связанную с осуществлением мандата, устанавливается муниципальным правовым актом и не может превышать 12 расчетных единиц в год. Как указал суд, в силу требования определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм установление выплаты и ее предельного размера должно быть обусловлено ее правовой природой и назначением. Анализ практики позволил суду сделать вывод об отсутствии единообразного понимания природы и назначения выплат. В отдельных муниципальных образованиях указанные выплаты установлены в качестве вознаграждения за депутатскую деятельность, имеют фиксированный размер за единицу времени и зависят от качества и условий деятельности, т.е. фактически понимаются как зарплата за осуществление трудовой функции. Другими муниципальными образованиями выплаты понимаются как компенсационные, установленные для возмещения расходов за депутатскую деятельность.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Основное предназначение рассматриваемых выплат предусмотрено в их наименовании - компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, а не форма оплаты за распоряжение своими способностями к труду в случае реализации права на управление государством. Данные выплаты призваны возместить расходы депутатов, связанные с реализацией ими публичных функций в составе представительного органа. Избираясь, депутат реализует тем самым свое конституционное право на управление делами государства. Под выполнением данных функций подразумеваем несение депутатом дополнительных расходов, которых он не имеет при отсутствии данного статуса. Учитывая, что назначение выплат - возмещение расходов депутата, формирование их перечня в любом случае должно являться обязательным. Указанный вывод, по существу, подтверждается Уставным судом Санкт-Петербурга в Постановлении от 29 мая 2008 г. N 007/08-П, в котором оценивалось положение Закона Санкт-Петербурга, закрепляющее, что размер вознаграждения депутату муниципального совета, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за проделанную работу, связанную с осуществлением мандата, устанавливается муниципальным правовым актом и не может превышать 12 расчетных единиц в год. Как указал суд, в силу требования определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм установление выплаты и ее предельного размера должно быть обусловлено ее правовой природой и назначением. Анализ практики позволил суду сделать вывод об отсутствии единообразного понимания природы и назначения выплат. В отдельных муниципальных образованиях указанные выплаты установлены в качестве вознаграждения за депутатскую деятельность, имеют фиксированный размер за единицу времени и зависят от качества и условий деятельности, т.е. фактически понимаются как зарплата за осуществление трудовой функции. Другими муниципальными образованиями выплаты понимаются как компенсационные, установленные для возмещения расходов за депутатскую деятельность.
Статья: Ответственность государственной власти за реформу местного самоуправления (на примере Самарской области)
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)49% депутатов в ряду факторов неэффективности своей деятельности назвали отсутствие компенсации расходов депутата и зарплаты помощников, 73% - недофинансирование района. Депутаты критично оценивают работу советов территориального общественного самоуправления (ТОС), а деятельность управляющих микрорайонами (УМК) 67% оценивают отрицательно.
(Боброва Н.А., Иванов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)49% депутатов в ряду факторов неэффективности своей деятельности назвали отсутствие компенсации расходов депутата и зарплаты помощников, 73% - недофинансирование района. Депутаты критично оценивают работу советов территориального общественного самоуправления (ТОС), а деятельность управляющих микрорайонами (УМК) 67% оценивают отрицательно.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 35. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 35. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
Паспорт проекта Федерального закона N 1062854-8
"О внесении изменения в статью 16 Федерального "О ветеранах" в части установления для ветеранов боевых действий компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ С.М. Мироновым, А.А. Кузнецовым, А.А. Ремезковым, М.Г. Делягиным, Д.Г. Гусевым, Я.В. Лантратовой, А.С. Аксененко, А.В. Терентьевым)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 1062854-8
"О внесении изменения в статью 16 Федерального "О ветеранах" в части установления для ветеранов боевых действий компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ С.М. Мироновым, А.А. Кузнецовым, А.А. Ремезковым, М.Г. Делягиным, Д.Г. Гусевым, Я.В. Лантратовой, А.С. Аксененко, А.В. Терентьевым)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 1062854-8
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Во-вторых, индемнитет означает право депутата на жалование, возмещение расходов в связи с осуществлением своей деятельности. При этом установлено правило: вознаграждение депутата и ограничение на получение им иных трудовых доходов устанавливаются законом, который может быть изменен применительно к парламенту только следующего созыва (ст. 75 Конституции Эстонской Республики).
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Во-вторых, индемнитет означает право депутата на жалование, возмещение расходов в связи с осуществлением своей деятельности. При этом установлено правило: вознаграждение депутата и ограничение на получение им иных трудовых доходов устанавливаются законом, который может быть изменен применительно к парламенту только следующего созыва (ст. 75 Конституции Эстонской Республики).