Возмещение при экспорте
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение при экспорте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 181 "Подакцизные товары" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении акциза при вывозе средних дистиллятов, поскольку в представленных налогоплательщиком таможенных декларациях указано о вывозе в качестве припасов мазута, который не относится к средним дистиллятам и является компонентом нефтяного сырья. Налогоплательщик указал, что правомерно заявил акциз к возмещению, т.к. предоставил документы первичного учета (накладные на поставку товара, паспорта качества, протоколы испытаний) и временные таможенные декларации, подтверждающие реализацию иностранным контрагентам средних дистиллятов. Налогоплательщик указал, что при заполнении полных таможенных деклараций таможенный представитель исходил из характеристики количества серы в топливе, что имеет значение исключительно при определении классификационного кода по ТН ВЭД, но не имеет значения для отнесения товара к средним дистиллятам по п. 11 ст. 181 НК РФ. Суд признал правомерным отказ в возмещении, отметив, что выявленные противоречия в представленных налогоплательщиком документах (несоответствие названия товара в полной и временной таможенных декларациях) являются препятствием для отнесения товара к средним дистиллятам и применения налогового вычета с коэффициентом 2. Суд указал, что документы, подтверждающие, по мнению налогоплательщика, отнесение вывезенного товара к средним дистиллятам, не могут быть приняты, т.к. испытания проводились организацией, входящей в одну группу компаний с налогоплательщиком и не имеющей утвержденной области аккредитации испытательной лаборатории для определения характеристик спорного товара. Согласно представленным документам реализованное налогоплательщиком топливо при бункеровке имело вязкость, отличную от показателя, указанного в паспорте завода изготовителя, поэтому паспорт качества топлива не может быть принят в качестве доказательства отнесения товара к средним дистиллятам. Суд подчеркнул, что определяющим документом, свидетельствующим о факте вывоза за пределы территории Российской Федерации товара, является таможенная декларация с отметкой "Товар вывезен", а согласно данному документу налогоплательщиком вывезен мазут, не относящийся к средним дистиллятам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении акциза при вывозе средних дистиллятов, поскольку в представленных налогоплательщиком таможенных декларациях указано о вывозе в качестве припасов мазута, который не относится к средним дистиллятам и является компонентом нефтяного сырья. Налогоплательщик указал, что правомерно заявил акциз к возмещению, т.к. предоставил документы первичного учета (накладные на поставку товара, паспорта качества, протоколы испытаний) и временные таможенные декларации, подтверждающие реализацию иностранным контрагентам средних дистиллятов. Налогоплательщик указал, что при заполнении полных таможенных деклараций таможенный представитель исходил из характеристики количества серы в топливе, что имеет значение исключительно при определении классификационного кода по ТН ВЭД, но не имеет значения для отнесения товара к средним дистиллятам по п. 11 ст. 181 НК РФ. Суд признал правомерным отказ в возмещении, отметив, что выявленные противоречия в представленных налогоплательщиком документах (несоответствие названия товара в полной и временной таможенных декларациях) являются препятствием для отнесения товара к средним дистиллятам и применения налогового вычета с коэффициентом 2. Суд указал, что документы, подтверждающие, по мнению налогоплательщика, отнесение вывезенного товара к средним дистиллятам, не могут быть приняты, т.к. испытания проводились организацией, входящей в одну группу компаний с налогоплательщиком и не имеющей утвержденной области аккредитации испытательной лаборатории для определения характеристик спорного товара. Согласно представленным документам реализованное налогоплательщиком топливо при бункеровке имело вязкость, отличную от показателя, указанного в паспорте завода изготовителя, поэтому паспорт качества топлива не может быть принят в качестве доказательства отнесения товара к средним дистиллятам. Суд подчеркнул, что определяющим документом, свидетельствующим о факте вывоза за пределы территории Российской Федерации товара, является таможенная декларация с отметкой "Товар вывезен", а согласно данному документу налогоплательщиком вывезен мазут, не относящийся к средним дистиллятам.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно отказано в возмещении НДС по неподтвержденному экспорту товара в государство - член ЕАЭС в связи с пропуском трехлетнего срока предъявления налога к вычету.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно отказано в возмещении НДС по неподтвержденному экспорту товара в государство - член ЕАЭС в связи с пропуском трехлетнего срока предъявления налога к вычету.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Приказ МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461
(ред. от 30.12.2004)
<О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)>МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
(ред. от 30.12.2004)
<О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)>МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Приказ ФНС РФ от 17.02.2006 N САЭ-3-13/102@
(с изм. от 08.10.2007)
"О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)"¦1. Сумма акциза, предъявленная в налоговом периоде к возмещению, по ¦
(с изм. от 08.10.2007)
"О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)"¦1. Сумма акциза, предъявленная в налоговом периоде к возмещению, по ¦
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса находился под особым контролем Генеральной прокуратуры РФ. Указанием от 4 августа 2021 г. N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования" транспортные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Федерации, обязаны обеспечить на системной основе надзор за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту древесины при ее отгрузке, транспортировке и экспорте; систематически проводить анализ сведений об объемах и о маршрутах транспортировки древесины; наладить взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; усилить надзор за исполнением таможенными органами законодательства при проверке достоверности заявляемых декларантами сведений о происхождении, об объемах, о классификации и таможенной стоимости лесоматериалов, соблюдением экспортерами установленных запретов и ограничений, законностью получения ими льгот и преференций; пресекать факты экспорта круглого необработанного леса под видом обработанного путем его отнесения к товарам группы 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) с целью вывоза за границу без лицензии и без оплаты соответствующих таможенных платежей; контролировать исполнение таможенными органами полномочий по разработке, утверждению и применению профилей рисков при экспорте древесины и лесоматериалов, оценивать эффективность применения системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля, пресекать факты незаконных грузовых операций после выпуска товаров; незамедлительно реагировать на случаи бездействия органов валютного контроля, а также необоснованного возмещения экспортерами НДС, вовлечения в ВЭД фирм-однодневок и подставных лиц; во взаимодействии с территориальными прокурорами оценивать полноту реализации органами Россельхознадзора полномочий по фитосанитарному контролю, в том числе законность выдачи фитосанитарных сертификатов.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса находился под особым контролем Генеральной прокуратуры РФ. Указанием от 4 августа 2021 г. N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования" транспортные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Федерации, обязаны обеспечить на системной основе надзор за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту древесины при ее отгрузке, транспортировке и экспорте; систематически проводить анализ сведений об объемах и о маршрутах транспортировки древесины; наладить взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; усилить надзор за исполнением таможенными органами законодательства при проверке достоверности заявляемых декларантами сведений о происхождении, об объемах, о классификации и таможенной стоимости лесоматериалов, соблюдением экспортерами установленных запретов и ограничений, законностью получения ими льгот и преференций; пресекать факты экспорта круглого необработанного леса под видом обработанного путем его отнесения к товарам группы 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) с целью вывоза за границу без лицензии и без оплаты соответствующих таможенных платежей; контролировать исполнение таможенными органами полномочий по разработке, утверждению и применению профилей рисков при экспорте древесины и лесоматериалов, оценивать эффективность применения системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля, пресекать факты незаконных грузовых операций после выпуска товаров; незамедлительно реагировать на случаи бездействия органов валютного контроля, а также необоснованного возмещения экспортерами НДС, вовлечения в ВЭД фирм-однодневок и подставных лиц; во взаимодействии с территориальными прокурорами оценивать полноту реализации органами Россельхознадзора полномочий по фитосанитарному контролю, в том числе законность выдачи фитосанитарных сертификатов.
Статья: Изменение модели правового регулирования НДС в Российской Федерации (исследование практик государств БРИКС и инициатив отечественного законодателя)
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)(4) исключение возмещения НДС при вывозе конечных природных ресурсов, а также продукции из них с низкой степенью переработки. Эта мера отвечает конституционным требованиям бережного и рационального использования природных ресурсов и применяется в правовом регулировании налогообложения добавленной стоимости крупнейших экономик мира Китая и Индии, которые ограничивают нерациональное потребление невоспроизводимого сырья;
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)(4) исключение возмещения НДС при вывозе конечных природных ресурсов, а также продукции из них с низкой степенью переработки. Эта мера отвечает конституционным требованиям бережного и рационального использования природных ресурсов и применяется в правовом регулировании налогообложения добавленной стоимости крупнейших экономик мира Китая и Индии, которые ограничивают нерациональное потребление невоспроизводимого сырья;
Статья: НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности: обеспечение реализации принципа нейтральности
(Швед Ю.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В национальном законодательстве стран ЕАЭС в отношении экспортной реализации товаров заложен первый подход, предполагающий реализацию принципа страны назначения посредством таких инструментов, как нулевая ставка, вычет сумм входящего НДС и связанное с ним последующее возмещение экспортеру сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Вместе с тем на уровне союзного законодательства закреплено, что при реализации товаров между субъектами государств - членов ЕАЭС право экспортера на возмещение сумм входящего НДС обусловлено уплатой НДС импортером в стране ввоза.
(Швед Ю.Н.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В национальном законодательстве стран ЕАЭС в отношении экспортной реализации товаров заложен первый подход, предполагающий реализацию принципа страны назначения посредством таких инструментов, как нулевая ставка, вычет сумм входящего НДС и связанное с ним последующее возмещение экспортеру сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Вместе с тем на уровне союзного законодательства закреплено, что при реализации товаров между субъектами государств - членов ЕАЭС право экспортера на возмещение сумм входящего НДС обусловлено уплатой НДС импортером в стране ввоза.
Готовое решение: НДС при экспорте в страны ЕАЭС: Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию
(КонсультантПлюс, 2025)Возмещение НДС при экспорте в страны ЕАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)Возмещение НДС при экспорте в страны ЕАЭС
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)29) операций по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операций по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <110> порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)29) операций по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операций по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <110> порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. Институт трансграничного налогообложения косвенными налогами. Он включает правила об определении места реализации товаров, услуг, работ в трансграничных ситуациях, а также о применении принципа страны назначения и возмещении налога при экспорте товаров, а иногда и услуг (работ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. Институт трансграничного налогообложения косвенными налогами. Он включает правила об определении места реализации товаров, услуг, работ в трансграничных ситуациях, а также о применении принципа страны назначения и возмещении налога при экспорте товаров, а иногда и услуг (работ).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с этим сокращение срока проведения камеральной проверки по возмещению налога на добавленную стоимость приведет к созданию ситуации, при которой у налогового органа будут отсутствовать необходимые сведения (документы), подтверждающие размер суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению налогоплательщику, в том числе экспортеру, что в конечном итоге приведет к потерям федерального бюджета.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с этим сокращение срока проведения камеральной проверки по возмещению налога на добавленную стоимость приведет к созданию ситуации, при которой у налогового органа будут отсутствовать необходимые сведения (документы), подтверждающие размер суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению налогоплательщику, в том числе экспортеру, что в конечном итоге приведет к потерям федерального бюджета.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС6.1. Правомерно ли возмещение НДС, если товары отгружены на экспорт до перехода на УСН, а подтверждающие нулевую ставку НДС документы и декларация представлены после?
Вопрос: Должна ли организация при помещении под процедуру реимпорта ранее экспортированного товара подтверждать, что суммы НДС ранее при экспорте ей не возмещались и уплачивать НДС при реимпорте она не должна? Если да, то какие требуются документы?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Вопрос: Должна ли организация при помещении под процедуру реимпорта ранее экспортированного товара подтверждать, что суммы НДС ранее при экспорте ей не возмещались и уплачивать НДС при реимпорте она не должна? Если да, то какие требуются документы?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Вопрос: Должна ли организация при помещении под процедуру реимпорта ранее экспортированного товара подтверждать, что суммы НДС ранее при экспорте ей не возмещались и уплачивать НДС при реимпорте она не должна? Если да, то какие требуются документы?