Восстановление окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Восстановление окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 51 "Возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах" Закона РФ "О недрах"
(Арбитражный суд Уральского округа)Одним из оснований для отказа в удовлетворении иска стало также то, что материалы дела не содержали доказательств возникновения расходов на ликвидацию последствий вреда и восстановление окружающей среды в результате безлицензионной добычи подземных вод.
(Арбитражный суд Уральского округа)Одним из оснований для отказа в удовлетворении иска стало также то, что материалы дела не содержали доказательств возникновения расходов на ликвидацию последствий вреда и восстановление окружающей среды в результате безлицензионной добычи подземных вод.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)...суды, в нарушение вышеуказанных норм, применили к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации управлению документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды, в нарушение вышеуказанных норм, применили к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации управлению документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
показать больше документов"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, закрепленной в Определении от 09.04.2019 N 77-КГ19-1, сам факт нахождения на почвах отходов производства и потребления предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды, живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественное плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, закрепленной в Определении от 09.04.2019 N 77-КГ19-1, сам факт нахождения на почвах отходов производства и потребления предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды, живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественное плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию оценочных обязательств, учитываемых на счете 96 "Резервы предстоящих расходов"
(КонсультантПлюс, 2025)по демонтажу, утилизации основных средств и восстановлению окружающей среды;
(КонсультантПлюс, 2025)по демонтажу, утилизации основных средств и восстановлению окружающей среды;
Готовое решение: Как отражать в учете арендатора операции по аренде земли
(КонсультантПлюс, 2025)оценочное обязательство по приведению по окончании срока аренды земельного участка в состояние, требуемое договором аренды (в частности, обязательство по восстановлению окружающей среды), если такое обязательство возникает у вас в связи с получением в аренду земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)оценочное обязательство по приведению по окончании срока аренды земельного участка в состояние, требуемое договором аренды (в частности, обязательство по восстановлению окружающей среды), если такое обязательство возникает у вас в связи с получением в аренду земельного участка.
Статья: Тенденции развития зарубежного законодательства об охране окружающей среды
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Экологический контроль охраны и восстановления окружающей среды и целевого использования природных ресурсов осуществляется Министерством. Инспекторы государственной охраны (пограничной, таможенной, ветеринарной, санитарной, эпидемиологической, горнодобывающей и др.), а также сотрудники, на которых в соответствии с законом возложена ответственность за осуществление контроля, могут быть наделены правами государственного экологического инспектора и выполнять инспекционные обязанности. Государственным инспектором экологического контроля назначается лицо, имеющее образование в области экологии или высшее образование и опыт работы в данной области. Законом определены площади подконтрольных одному инспектору рабочих зон, размеры которых (в гектарах) зависят от принадлежности к конкретной местности (высокогорной, лесной, степной, пустынной, пригородной). Правительством определяются перечень территорий, подпадающих под зонирование, а также размер площади, за которую будет отвечать один специалист по охране природы в заповедно-природном комплексе, с учетом классификации, режима охраны и нагрузки на особо охраняемые земли. Для содействия осуществлению экологического контроля на местах может быть назначен эколог-активист. Государственные органы и органы местного самоуправления финансируют расходы на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, восстановление ее ресурсов, контроль исполнения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды за счет средств государственного и местных бюджетов.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Экологический контроль охраны и восстановления окружающей среды и целевого использования природных ресурсов осуществляется Министерством. Инспекторы государственной охраны (пограничной, таможенной, ветеринарной, санитарной, эпидемиологической, горнодобывающей и др.), а также сотрудники, на которых в соответствии с законом возложена ответственность за осуществление контроля, могут быть наделены правами государственного экологического инспектора и выполнять инспекционные обязанности. Государственным инспектором экологического контроля назначается лицо, имеющее образование в области экологии или высшее образование и опыт работы в данной области. Законом определены площади подконтрольных одному инспектору рабочих зон, размеры которых (в гектарах) зависят от принадлежности к конкретной местности (высокогорной, лесной, степной, пустынной, пригородной). Правительством определяются перечень территорий, подпадающих под зонирование, а также размер площади, за которую будет отвечать один специалист по охране природы в заповедно-природном комплексе, с учетом классификации, режима охраны и нагрузки на особо охраняемые земли. Для содействия осуществлению экологического контроля на местах может быть назначен эколог-активист. Государственные органы и органы местного самоуправления финансируют расходы на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, восстановление ее ресурсов, контроль исполнения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды за счет средств государственного и местных бюджетов.
Статья: Налоговые аспекты возмещения вреда окружающей среде
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)- возможно ли полное восстановление окружающей среды в результате проведения таких работ <11>;
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)- возможно ли полное восстановление окружающей среды в результате проведения таких работ <11>;
Статья: Некоторые вопросы определения предмета доказывания по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
(Михайлова Б.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)Относительно применения такс и методик для исчисления вреда в научной среде нет однозначного мнения. А.П. Анисимов, С.Ю. Семенова отмечают, что сумма, в которую оценивается вред, причиненный окружающей среде, по таксам и методикам, чаще всего не совпадает с реальной стоимостью работ, проведенных для восстановления окружающей среды по причине вероятностного характера вреда. В этой связи они подчеркивают необходимость разработки иных способов исчисления причиненного вреда, которые бы учитывали стоимость восстановления природных объектов <9>.
(Михайлова Б.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 6)Относительно применения такс и методик для исчисления вреда в научной среде нет однозначного мнения. А.П. Анисимов, С.Ю. Семенова отмечают, что сумма, в которую оценивается вред, причиненный окружающей среде, по таксам и методикам, чаще всего не совпадает с реальной стоимостью работ, проведенных для восстановления окружающей среды по причине вероятностного характера вреда. В этой связи они подчеркивают необходимость разработки иных способов исчисления причиненного вреда, которые бы учитывали стоимость восстановления природных объектов <9>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правило, в соответствии с которым методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается Правительством РФ. Следует отметить роль методик возмещения вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, в частности водным объектам, при его расчете и возмещении. Так, согласно п. 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков (в том числе упущенной выгоды).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правило, в соответствии с которым методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается Правительством РФ. Следует отметить роль методик возмещения вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, в частности водным объектам, при его расчете и возмещении. Так, согласно п. 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков (в том числе упущенной выгоды).
Готовое решение: Как раскрывать информацию об основных средствах и капвложениях в них начиная с отчетности 2025 г.
(КонсультантПлюс, 2025)изменение первоначальной стоимости объектов ОС за счет изменения оценочных обязательств по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды. Если есть эта информация, дополните таблицу 4.1 соответствующей графой;
(КонсультантПлюс, 2025)изменение первоначальной стоимости объектов ОС за счет изменения оценочных обязательств по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды. Если есть эта информация, дополните таблицу 4.1 соответствующей графой;
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Благополучие окружающей среды и экосистем. Имеется в виду признание участниками отношений в сфере ИИ значимости роли окружающей среды и экосистем, а также поощрение их благополучия, в том числе посредством стремления к снижению оказываемого системами ИИ воздействия на экологию, включая углеродный след. Все вовлеченные в жизненный цикл систем ИИ заинтересованные стороны должны соблюдать положения соответствующих международных и национальных норм, стандартов и правил, включая меры предосторожности, предусмотренные для защиты и восстановления состояния окружающей среды и экосистем, а также обеспечения устойчивого развития. Они должны стремиться к тому, чтобы снизить оказываемое системами ИИ на экологию воздействие, в том числе их углеродный след, чтобы минимизировать масштабы изменения климата и влияние факторов экологического риска, а также препятствовать использованию экологически опасных моделей освоения, эксплуатации и переработки природных ресурсов, ведущих к ухудшению состояния окружающей среды и экосистем.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Благополучие окружающей среды и экосистем. Имеется в виду признание участниками отношений в сфере ИИ значимости роли окружающей среды и экосистем, а также поощрение их благополучия, в том числе посредством стремления к снижению оказываемого системами ИИ воздействия на экологию, включая углеродный след. Все вовлеченные в жизненный цикл систем ИИ заинтересованные стороны должны соблюдать положения соответствующих международных и национальных норм, стандартов и правил, включая меры предосторожности, предусмотренные для защиты и восстановления состояния окружающей среды и экосистем, а также обеспечения устойчивого развития. Они должны стремиться к тому, чтобы снизить оказываемое системами ИИ на экологию воздействие, в том числе их углеродный след, чтобы минимизировать масштабы изменения климата и влияние факторов экологического риска, а также препятствовать использованию экологически опасных моделей освоения, эксплуатации и переработки природных ресурсов, ведущих к ухудшению состояния окружающей среды и экосистем.