Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо привлекается к ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо привлекается к ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
(ред. от 17.11.2025)Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.2.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.2.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Статья: Соотношение понятий коррупционного преступления и преступления коррупционной направленности
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)2. Некорыстные коррупционные преступления - деяния, состоящие в извлечении личной выгоды, не связанной с корыстным мотивом, т.е. выгоды неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение дел и др. Такая мотивация характерна для злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, получения взятки, дачи взятки и др.
(Матвеев И.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)2. Некорыстные коррупционные преступления - деяния, состоящие в извлечении личной выгоды, не связанной с корыстным мотивом, т.е. выгоды неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение дел и др. Такая мотивация характерна для злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, получения взятки, дачи взятки и др.
Статья: Соотношение понятий "коррупция", "коррупционные преступления" и "взяточничество" по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)- воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью (ст. 365 УК РК);
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)- воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью (ст. 365 УК РК);
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Что касается смежных с уголовно наказуемым ограничением конкуренции преступлений, то к ним исследователи <1> неизменно относят составы, предусмотренные статьями 159 УК РФ (мошенничество), 163 УК РФ (вымогательство), 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), 204 УК РФ (коммерческий подкуп), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств), 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 201.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 200.4 УК РФ (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 200.5 УК РФ (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок), 285.4 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 304 УК РФ (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Что касается смежных с уголовно наказуемым ограничением конкуренции преступлений, то к ним исследователи <1> неизменно относят составы, предусмотренные статьями 159 УК РФ (мошенничество), 163 УК РФ (вымогательство), 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), 204 УК РФ (коммерческий подкуп), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств), 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 201.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 200.4 УК РФ (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 200.5 УК РФ (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок), 285.4 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 304 УК РФ (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Стоит заметить, что законодательство об административных правонарушениях других государств - участников СНГ, обладая в рассматриваемом контексте сходными недостатками, вместе с тем содержит и примеры общих норм, касающихся административной ответственности должностных лиц разрешительных органов. К примеру, в соответствии со ст. 465 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. N 235-V "Нарушение порядка и срока выдачи разрешения" административное наказание в виде штрафа влекут нарушения срока выдачи разрешения; выдача разрешения с нарушением порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, а равно необоснованный отказ в выдаче разрешения <8>. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. N 91-З включает ст. 24.52 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности", состав которой относит к числу административно наказуемых неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо нарушение срока и порядка выдачи такого специального разрешения (лицензии) <9>. Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках, утвержденный Законом Азербайджанской Республики от 29 декабря 2015 г. N 96-VQ, предусматривает ответственность за непредставление органом, выдающим лицензии и разрешения, сведений, предусмотренных Законом Азербайджанской Республики "О лицензиях и разрешениях", соответствующему органу исполнительной власти, полномочному органу и органу надзора по виду деятельности, на которую выдана лицензия, в порядке и в сроки, которые установлены указанным Законом (ст. 602-1.1); непредоставление органом, выдающим лицензию и разрешение, письменных и устных пояснений предпринимателю на основе его обращения по вопросам, отнесенным к компетенции органа, а также непредоставление им методической помощи по устранению возникших трудностей; требование органом, выдающим лицензию и разрешение, от заявителя документов, которые можно получить путем использования электронных информационных ресурсов (ст. 602-1.3); непринятие органом, выдающим лицензию и разрешение, мер по получению заключения (разрешения) и документов (разрешений, актов и пр.) соответствующего государственного органа и предприятий, которые требуются в соответствии с законодательством и должны быть представлены ими для выдачи лицензии и разрешения, их дубликатов и приложений, их переоформления, приостановления, восстановления или аннулирования (ст. 602-1.4); необоснованное отрицательное заключение, а также отказ в предоставлении разрешения компетентного государственного органа и предприятий в связи с обращением органа, выдающего лицензию и разрешение (ст. 602-1.5) <10>.
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Стоит заметить, что законодательство об административных правонарушениях других государств - участников СНГ, обладая в рассматриваемом контексте сходными недостатками, вместе с тем содержит и примеры общих норм, касающихся административной ответственности должностных лиц разрешительных органов. К примеру, в соответствии со ст. 465 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. N 235-V "Нарушение порядка и срока выдачи разрешения" административное наказание в виде штрафа влекут нарушения срока выдачи разрешения; выдача разрешения с нарушением порядка, установленного законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, а равно необоснованный отказ в выдаче разрешения <8>. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. N 91-З включает ст. 24.52 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности", состав которой относит к числу административно наказуемых неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо нарушение срока и порядка выдачи такого специального разрешения (лицензии) <9>. Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках, утвержденный Законом Азербайджанской Республики от 29 декабря 2015 г. N 96-VQ, предусматривает ответственность за непредставление органом, выдающим лицензии и разрешения, сведений, предусмотренных Законом Азербайджанской Республики "О лицензиях и разрешениях", соответствующему органу исполнительной власти, полномочному органу и органу надзора по виду деятельности, на которую выдана лицензия, в порядке и в сроки, которые установлены указанным Законом (ст. 602-1.1); непредоставление органом, выдающим лицензию и разрешение, письменных и устных пояснений предпринимателю на основе его обращения по вопросам, отнесенным к компетенции органа, а также непредоставление им методической помощи по устранению возникших трудностей; требование органом, выдающим лицензию и разрешение, от заявителя документов, которые можно получить путем использования электронных информационных ресурсов (ст. 602-1.3); непринятие органом, выдающим лицензию и разрешение, мер по получению заключения (разрешения) и документов (разрешений, актов и пр.) соответствующего государственного органа и предприятий, которые требуются в соответствии с законодательством и должны быть представлены ими для выдачи лицензии и разрешения, их дубликатов и приложений, их переоформления, приостановления, восстановления или аннулирования (ст. 602-1.4); необоснованное отрицательное заключение, а также отказ в предоставлении разрешения компетентного государственного органа и предприятий в связи с обращением органа, выдающего лицензию и разрешение (ст. 602-1.5) <10>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) <17>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) <17>.
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Между тем проблемы, связанные с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и отзывом лицензий "задним числом", называются статистически значимыми для бизнеса, его развития и нормального функционирования <19>.
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Между тем проблемы, связанные с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и отзывом лицензий "задним числом", называются статистически значимыми для бизнеса, его развития и нормального функционирования <19>.
Статья: Организация прокурорского надзора за законностью уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<1> О методике осуществления этого направления прокурорского надзора см.: Субанова Н.В., Зяблина М.В. Ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК): вопросы практики // Законность. 2023. N 1. С. 3 - 10.
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<1> О методике осуществления этого направления прокурорского надзора см.: Субанова Н.В., Зяблина М.В. Ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК): вопросы практики // Законность. 2023. N 1. С. 3 - 10.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В этой связи неясна целесообразность направления уведомления представителю нанимателя (работодателю), поскольку госслужащий не лишен возможности направления уведомления в соответствующие государственные органы напрямую. Прежде чем уведомление по решению представителя нанимателя (работодателя) будет направлено в соответствующие государственные органы, пройдет существенный промежуток времени, необходимый для проведения служебной проверки, направления сведений и материалов в надлежащие государственные органы и их фактического поступления адресатам. Таким образом, на данном примере направление уведомления представителю нанимателя (работодателю) ставит под угрозу своевременность выявления и изобличения коррупционного преступления. Также следует учитывать и тот факт, что некоторые коррупционные преступления (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, злоупотребление должностными полномочиями) могут иметь длящийся характер, в связи с чем промедление с выявлением факта коррупции может повлечь за собой нарастание объема причиненного вреда коррупционным противоправным деянием.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В этой связи неясна целесообразность направления уведомления представителю нанимателя (работодателю), поскольку госслужащий не лишен возможности направления уведомления в соответствующие государственные органы напрямую. Прежде чем уведомление по решению представителя нанимателя (работодателя) будет направлено в соответствующие государственные органы, пройдет существенный промежуток времени, необходимый для проведения служебной проверки, направления сведений и материалов в надлежащие государственные органы и их фактического поступления адресатам. Таким образом, на данном примере направление уведомления представителю нанимателя (работодателю) ставит под угрозу своевременность выявления и изобличения коррупционного преступления. Также следует учитывать и тот факт, что некоторые коррупционные преступления (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, злоупотребление должностными полномочиями) могут иметь длящийся характер, в связи с чем промедление с выявлением факта коррупции может повлечь за собой нарастание объема причиненного вреда коррупционным противоправным деянием.
Статья: Преступления в сфере экономики: сравнительно-правовой анализ уголовных кодексов государств - участников СНГ
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. <16> содержит разд. XI "Преступления в сфере экономики", включающий гл. 26 "Преступления против собственности" и гл. 27 "Преступления в сфере экономической деятельности". В гл. 26 установлена ответственность за кражу, присвоение или растрату, мошенничество, хищение средств фондов иностранной помощи и др. Преступлениями в сфере экономической деятельности являются воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, незаконная банковская деятельность и др.
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. <16> содержит разд. XI "Преступления в сфере экономики", включающий гл. 26 "Преступления против собственности" и гл. 27 "Преступления в сфере экономической деятельности". В гл. 26 установлена ответственность за кражу, присвоение или растрату, мошенничество, хищение средств фондов иностранной помощи и др. Преступлениями в сфере экономической деятельности являются воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, незаконная банковская деятельность и др.
Статья: Реализация прокурором полномочия по направлению материалов для возбуждения уголовного дела
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.