Воспрепятствование предпринимательской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Воспрепятствование предпринимательской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо привлекается к ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо привлекается к ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
(ред. от 17.11.2025)Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.2.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.2.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Статья: Реализация прокурором полномочия по направлению материалов для возбуждения уголовного дела
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2024, N 9)В отдельных регионах в указании определены категории преступлений, при направлении материалов по которым необходимо получить согласование в прокуратуре субъекта Федерации. Например, в указании от 3 ноября 2023 г. прокурор Республики Башкортостан установил требование - представлять для изучения согласно компетенции начальникам управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, отделов по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса проекты постановлений в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по преступлениям следующих категорий: совершенных при реализации национальных проектов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при долевом строительстве, в оборонно-промышленном комплексе, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и правоохраны, в отношении несовершеннолетних, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК), коррупционной направленности, в экологической сфере, заключающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, деяний, совершенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Перечень, как видим, довольно обширный.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Что касается смежных с уголовно наказуемым ограничением конкуренции преступлений, то к ним исследователи <1> неизменно относят составы, предусмотренные статьями 159 УК РФ (мошенничество), 163 УК РФ (вымогательство), 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), 204 УК РФ (коммерческий подкуп), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств), 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 201.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 200.4 УК РФ (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 200.5 УК РФ (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок), 285.4 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 304 УК РФ (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Что касается смежных с уголовно наказуемым ограничением конкуренции преступлений, то к ним исследователи <1> неизменно относят составы, предусмотренные статьями 159 УК РФ (мошенничество), 163 УК РФ (вымогательство), 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), 204 УК РФ (коммерческий подкуп), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств), 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 201.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 200.4 УК РФ (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 200.5 УК РФ (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок), 285.4 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа), 304 УК РФ (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд).
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В этой связи неясна целесообразность направления уведомления представителю нанимателя (работодателю), поскольку госслужащий не лишен возможности направления уведомления в соответствующие государственные органы напрямую. Прежде чем уведомление по решению представителя нанимателя (работодателя) будет направлено в соответствующие государственные органы, пройдет существенный промежуток времени, необходимый для проведения служебной проверки, направления сведений и материалов в надлежащие государственные органы и их фактического поступления адресатам. Таким образом, на данном примере направление уведомления представителю нанимателя (работодателю) ставит под угрозу своевременность выявления и изобличения коррупционного преступления. Также следует учитывать и тот факт, что некоторые коррупционные преступления (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, злоупотребление должностными полномочиями) могут иметь длящийся характер, в связи с чем промедление с выявлением факта коррупции может повлечь за собой нарастание объема причиненного вреда коррупционным противоправным деянием.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В этой связи неясна целесообразность направления уведомления представителю нанимателя (работодателю), поскольку госслужащий не лишен возможности направления уведомления в соответствующие государственные органы напрямую. Прежде чем уведомление по решению представителя нанимателя (работодателя) будет направлено в соответствующие государственные органы, пройдет существенный промежуток времени, необходимый для проведения служебной проверки, направления сведений и материалов в надлежащие государственные органы и их фактического поступления адресатам. Таким образом, на данном примере направление уведомления представителю нанимателя (работодателю) ставит под угрозу своевременность выявления и изобличения коррупционного преступления. Также следует учитывать и тот факт, что некоторые коррупционные преступления (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, злоупотребление должностными полномочиями) могут иметь длящийся характер, в связи с чем промедление с выявлением факта коррупции может повлечь за собой нарастание объема причиненного вреда коррупционным противоправным деянием.
Статья: Тенденции уголовной политики в области охраны экономической деятельности в условиях цифровизации
(Нудель С.Л., Печегин Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)К примеру, статья 299 УК РФ дополнена частью 3, которая предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, незаконно возбудивших уголовное дело, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной (или иной личной) заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба. Существенным образом расширен перечень экономических преступлений, предусмотренных статьей 76.1 УК РФ, за совершение которых допускается освобождение от уголовной ответственности в случае возмещения причиненного ущерба. В этот перечень вошел и такой состав преступления, как мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.
(Нудель С.Л., Печегин Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)К примеру, статья 299 УК РФ дополнена частью 3, которая предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, незаконно возбудивших уголовное дело, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной (или иной личной) заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба. Существенным образом расширен перечень экономических преступлений, предусмотренных статьей 76.1 УК РФ, за совершение которых допускается освобождение от уголовной ответственности в случае возмещения причиненного ущерба. В этот перечень вошел и такой состав преступления, как мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.
Статья: Выявление незаконного вознаграждения в интересах юридического лица в результате изучения материалов оперативно-розыскной деятельности
(Багаутдинов Ф.Н., Бабешко В.А.)
("Законность", 2024, N 6)ООО "Фарватер" было лицензиаром программы ЭВМ "Программный продукт "Мониторинг". ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" готовило документацию для государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию многоцелевых комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, расположенных на автомобильных дорогах Оренбургской области. По просьбе фактического директора ООО "Фарватер" К. замдиректора - руководитель контрактной службы ГУ М. в указанный государственный контракт включил особое условие - обязательное наличие у исполнителя работ лицензии, выданной разработчиком программного обеспечения - ООО "Фарватер". Поскольку такая лицензия в Оренбурге была только у ООО "Фарватер", то другие предприятия не могли претендовать на участие в аукционе на выполнение государственного контракта, соответственно, была ограничена конкуренция и нарушены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанные действия М. были квалифицированы в том числе и по ст. 169 УК как воспрепятствование предпринимательской деятельности.
(Багаутдинов Ф.Н., Бабешко В.А.)
("Законность", 2024, N 6)ООО "Фарватер" было лицензиаром программы ЭВМ "Программный продукт "Мониторинг". ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" готовило документацию для государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию многоцелевых комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, расположенных на автомобильных дорогах Оренбургской области. По просьбе фактического директора ООО "Фарватер" К. замдиректора - руководитель контрактной службы ГУ М. в указанный государственный контракт включил особое условие - обязательное наличие у исполнителя работ лицензии, выданной разработчиком программного обеспечения - ООО "Фарватер". Поскольку такая лицензия в Оренбурге была только у ООО "Фарватер", то другие предприятия не могли претендовать на участие в аукционе на выполнение государственного контракта, соответственно, была ограничена конкуренция и нарушены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанные действия М. были квалифицированы в том числе и по ст. 169 УК как воспрепятствование предпринимательской деятельности.
Статья: Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)в) криминализацию незаконного возбуждения уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности и повлекло ее прекращение, посредством дополнения частью 3 ст. 299 УК РФ;
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)в) криминализацию незаконного возбуждения уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности и повлекло ее прекращение, посредством дополнения частью 3 ст. 299 УК РФ;
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) <17>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) <17>.
Статья: Противодействие коррупции в условиях пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)- ч. 3 ст. 299 (незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности), введена Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 436-ФЗ;
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)- ч. 3 ст. 299 (незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности), введена Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 436-ФЗ;
Статья: Преступления в сфере экономики: сравнительно-правовой анализ уголовных кодексов государств - участников СНГ
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. <16> содержит разд. XI "Преступления в сфере экономики", включающий гл. 26 "Преступления против собственности" и гл. 27 "Преступления в сфере экономической деятельности". В гл. 26 установлена ответственность за кражу, присвоение или растрату, мошенничество, хищение средств фондов иностранной помощи и др. Преступлениями в сфере экономической деятельности являются воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, незаконная банковская деятельность и др.
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. <16> содержит разд. XI "Преступления в сфере экономики", включающий гл. 26 "Преступления против собственности" и гл. 27 "Преступления в сфере экономической деятельности". В гл. 26 установлена ответственность за кражу, присвоение или растрату, мошенничество, хищение средств фондов иностранной помощи и др. Преступлениями в сфере экономической деятельности являются воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, незаконная банковская деятельность и др.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)По мнению кандидата юридических наук А.В. Голиковой, цель в виде воспрепятствования предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что лицо стремилось к прекращению такой деятельности потерпевшего, хотя оно и не последовало. Содеянное должно квалифицироваться как покушение на незаконное возбуждение уголовного дела (одного только факта возбужденного дела недостаточно для оценки содеянного как оконченного преступления по ч. 3 ст. 299 УК РФ) <86>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)По мнению кандидата юридических наук А.В. Голиковой, цель в виде воспрепятствования предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что лицо стремилось к прекращению такой деятельности потерпевшего, хотя оно и не последовало. Содеянное должно квалифицироваться как покушение на незаконное возбуждение уголовного дела (одного только факта возбужденного дела недостаточно для оценки содеянного как оконченного преступления по ч. 3 ст. 299 УК РФ) <86>.