Воспитательные колонии для несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Воспитательные колонии для несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нравственное сознание несовершеннолетних правонарушителей
(Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)<2> Вилкова А.В., Фадеева С.А. Модели планов внеурочной деятельности в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: научно-практическое ежеквартальное издание. М., 2024. С. 69 - 76.
(Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)<2> Вилкова А.В., Фадеева С.А. Модели планов внеурочной деятельности в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: научно-практическое ежеквартальное издание. М., 2024. С. 69 - 76.
Статья: Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте
(Дюжева Е.В., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Ключевые слова: делинквентное поведение, воспитательная колония для несовершеннолетних осужденных, аномальное поведение, психические аномалии, рецидив.
(Дюжева Е.В., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Ключевые слова: делинквентное поведение, воспитательная колония для несовершеннолетних осужденных, аномальное поведение, психические аномалии, рецидив.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)9. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
(ред. от 07.04.2025)9. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья: Криминологическая характеристика женщин, ранее отбывавших наказание в несовершеннолетнем возрасте
(Кряжева С.Г., Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)В заключение хотелось бы отметить, что воспитательная колония дает несовершеннолетним осужденным множество необходимых навыков для успешного обучения, конструктивного взаимоотношения со сверстниками, творческой самореализации и многое другое. В одном из зарубежных исследований предлагается проводить коррекционные занятия по вопросам семьи и семейных отношений как с несовершеннолетними, так и с их родителями, родственниками, опекунами <8>. В свою очередь, Ю.Е. Суслов и С.В. Кулакова предлагают использовать для этих целей заседания "родительского комитета" воспитательной колонии <9>. Н.А. Цветкова пишет, что положительное влияние семьи на несовершеннолетнего, отбывающего наказание в воспитательной колонии, должно поддерживаться и развиваться, а отрицательное - учитываться в работе сотрудников колонии <10> для дальнейшей регуляции семейных отношений.
(Кряжева С.Г., Москвитина М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)В заключение хотелось бы отметить, что воспитательная колония дает несовершеннолетним осужденным множество необходимых навыков для успешного обучения, конструктивного взаимоотношения со сверстниками, творческой самореализации и многое другое. В одном из зарубежных исследований предлагается проводить коррекционные занятия по вопросам семьи и семейных отношений как с несовершеннолетними, так и с их родителями, родственниками, опекунами <8>. В свою очередь, Ю.Е. Суслов и С.В. Кулакова предлагают использовать для этих целей заседания "родительского комитета" воспитательной колонии <9>. Н.А. Цветкова пишет, что положительное влияние семьи на несовершеннолетнего, отбывающего наказание в воспитательной колонии, должно поддерживаться и развиваться, а отрицательное - учитываться в работе сотрудников колонии <10> для дальнейшей регуляции семейных отношений.
Статья: Личность несовершеннолетних осужденных с делинквентным поведением
(Вилкова А.В., Тищенко Ю.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)Нами обследовано 25 подростков-мальчиков в условиях воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных. Возраст обследованных - от 14 до 16 лет. Было проведено клинико-психологическое исследование с использованием методики аутоидентификации по словесным характерологическим портретам Э.Г. Эйдемиллера, патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков А.Е. Личко, а также диагностического опросника Роджерса и ТАТ <4>. Анализ результатов клинико-психологического исследования и наблюдения показал, что межличностные конфликты и формы делинквентного поведения в значительной степени определялись типом акцентуации характера подростка. У большинства обследованных отмечалось расхождение между показателями по шкале субъективной и объективной оценок (ПДО). Противоречивость между реальным типом акцентуации и представляемым свидетельствует о неадекватности самооценки испытуемых. У них же отмечалось искаженное понимание конфликтных ситуаций, что нередко и приводило к стойким негативным межличностным отношениям.
(Вилкова А.В., Тищенко Ю.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)Нами обследовано 25 подростков-мальчиков в условиях воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных. Возраст обследованных - от 14 до 16 лет. Было проведено клинико-психологическое исследование с использованием методики аутоидентификации по словесным характерологическим портретам Э.Г. Эйдемиллера, патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков А.Е. Личко, а также диагностического опросника Роджерса и ТАТ <4>. Анализ результатов клинико-психологического исследования и наблюдения показал, что межличностные конфликты и формы делинквентного поведения в значительной степени определялись типом акцентуации характера подростка. У большинства обследованных отмечалось расхождение между показателями по шкале субъективной и объективной оценок (ПДО). Противоречивость между реальным типом акцентуации и представляемым свидетельствует о неадекватности самооценки испытуемых. У них же отмечалось искаженное понимание конфликтных ситуаций, что нередко и приводило к стойким негативным межличностным отношениям.
Статья: Расширение функционального назначения уголовно-исполнительной системы в контексте принятия Федерального закона о пробации
(Селиверстов В.И., Степанов В.В., Филиппов П.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Так, УИС в условиях "недостатка" осужденных в местах лишения свободы постепенно становится уязвимой с точки зрения различных реорганизаций, в том числе и глобального (в рамках системы) масштаба. Так, в самом начале российских реформ УИС выдвигалась и обосновывалась идея перевода сотрудников в разряд гражданских служащих. От этой идеи отказались по причинам больших материальных затрат на ее реализацию и не вполне ясных конечных результатов такого преобразования. В условиях "съеживания" УИС такие реформы провести будет легче, тем более если сами сотрудники нарушениями законности и необоснованным применением физических мер воздействия к осужденным будут давать поводы к таким радикальным решениям. К таким радикальным мерам может привести сокращение в воспитательных колониях численности несовершеннолетних осужденных. То положение, что на одну колонию приходится в среднем по 50 осужденных при превышающей почти в три раза численности персонала, обусловливает оптимизацию числа колоний и персонала, работающего в них. К сожалению, Концепция-2030 этот вопрос отдельно не затрагивает, если не считать идею строительства и открытия объединенных исправительных учреждений, где могли бы быть открыты участки воспитательных колоний.
(Селиверстов В.И., Степанов В.В., Филиппов П.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Так, УИС в условиях "недостатка" осужденных в местах лишения свободы постепенно становится уязвимой с точки зрения различных реорганизаций, в том числе и глобального (в рамках системы) масштаба. Так, в самом начале российских реформ УИС выдвигалась и обосновывалась идея перевода сотрудников в разряд гражданских служащих. От этой идеи отказались по причинам больших материальных затрат на ее реализацию и не вполне ясных конечных результатов такого преобразования. В условиях "съеживания" УИС такие реформы провести будет легче, тем более если сами сотрудники нарушениями законности и необоснованным применением физических мер воздействия к осужденным будут давать поводы к таким радикальным решениям. К таким радикальным мерам может привести сокращение в воспитательных колониях численности несовершеннолетних осужденных. То положение, что на одну колонию приходится в среднем по 50 осужденных при превышающей почти в три раза численности персонала, обусловливает оптимизацию числа колоний и персонала, работающего в них. К сожалению, Концепция-2030 этот вопрос отдельно не затрагивает, если не считать идею строительства и открытия объединенных исправительных учреждений, где могли бы быть открыты участки воспитательных колоний.
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<5> Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних, по состоянию на 2021 год // URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 29.12.2022).
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<5> Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних, по состоянию на 2021 год // URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 29.12.2022).
Статья: Профессиональные качества сотрудников уголовно-исполнительной системы
(Смородинскова И.А., Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)<1> Литвишков В.М., Вилкова А.В., Холопова Е.Ю., Лосева С.Н. Коллектив сотрудников воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных // Вопросы педагогики. 2018. N 9. С. 70 - 72.
(Смородинскова И.А., Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)<1> Литвишков В.М., Вилкова А.В., Холопова Е.Ю., Лосева С.Н. Коллектив сотрудников воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных // Вопросы педагогики. 2018. N 9. С. 70 - 72.
Статья: Профилактика педагогической запущенности несовершеннолетних осужденных
(Фасоля А.А., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)<2> Быков А.В., Вилкова А.В. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. N 12 (199). С. 13 - 19; Тищенко Ю.Ю. Трудновоспитуемость несовершеннолетних: социальные и психологические аспекты // Вестник Самарского юридического института. 2024. N 5 (61). С. 97 - 101; Вилкова А.В., Фадеева С.А. Модели планов внеурочной деятельности в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. М., 2024. С. 69 - 76.
(Фасоля А.А., Полякова Я.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)<2> Быков А.В., Вилкова А.В. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. N 12 (199). С. 13 - 19; Тищенко Ю.Ю. Трудновоспитуемость несовершеннолетних: социальные и психологические аспекты // Вестник Самарского юридического института. 2024. N 5 (61). С. 97 - 101; Вилкова А.В., Фадеева С.А. Модели планов внеурочной деятельности в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. М., 2024. С. 69 - 76.