Военные округа
Подборка наиболее важных документов по запросу Военные округа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Свидетельские показания и их оценка судом в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...С. обратился в суд с иском к председателю Комиссии... военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий...
(КонсультантПлюс, 2025)"...С. обратился в суд с иском к председателю Комиссии... военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47 "Замена ненадлежащего ответчика" АПК РФ"При этом доводы ФКУ "ОСК Южного военного округа" относительно несоблюдения истцом претензионного порядка правомерно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку по смыслу статей 46, 47 АПК РФ замена ответчика либо привлечение второго ответчика к участию в деле осуществляется без подачи самостоятельного иска, следовательно, положения процессуального закона, ставящие право на обращение в арбитражный суд в зависимость от соблюдения претензионного порядка, в данном случае не применяются и не влекут предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ последствий в виде оставления искового заявления без рассмотрения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие обеспечительных обязательств: критика основных теорий
(Пучков В.О.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Пучков Владислав Олегович, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного экономического университета, юрисконсульт Объединенного стратегического командования Центрального военного округа.
(Пучков В.О.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Пучков Владислав Олегович, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного экономического университета, юрисконсульт Объединенного стратегического командования Центрального военного округа.
Статья: Особенности возбуждения уголовного дела в отношении адвоката
(Ковальских Д.А.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Ковальских Денис Александрович, заместитель командира мотострелковой роты по военно-политической работе мотострелкового батальона 228-го гвардейского мотострелкового полка 90-й танковой дивизии Центрального военного округа (города Екатеринбурга), ветеран боевых действий.
(Ковальских Д.А.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Ковальских Денис Александрович, заместитель командира мотострелковой роты по военно-политической работе мотострелкового батальона 228-го гвардейского мотострелкового полка 90-й танковой дивизии Центрального военного округа (города Екатеринбурга), ветеран боевых действий.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 26.02.2024 N 141
"О военно-административном делении Российской Федерации"26 февраля 2024 года N 141
"О военно-административном делении Российской Федерации"26 февраля 2024 года N 141
Статья: Военное положение и обеспечивающие его административно-правовые режимы: содержание и взаимосвязь
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Возможность введения военного положения на всей территории страны или в ее части предусматривалась Конституциями СССР 1936 г. (п. "т" ст. 49) и 1977 г. (п. 15 ст. 121). Однако специальное законодательное регулирование этого режима в СССР отсутствовало. Поэтому, когда 22 июня 1941 г. на основной части европейской территории СССР было введено военное положение, отдельным Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8/160 было определено содержание данного правового режима, в том числе: передача функций органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было таких органов, - высшему командованию войсковых соединений; наделение военных органов правами применять определенные правоограничительные меры и отдавать распоряжения местным органам власти, государственным учреждениям и организациям. При этом деятельность органов государственной власти в центре и на местах не прекращалась и не приостанавливалась. А 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) был создан чрезвычайный орган управления - Государственный комитет обороны, которому передавалась вся полнота власти в стране и чьи решения и распоряжения подлежали беспрекословному исполнению всеми иными органами. В ходе Великой Отечественной войны вышеуказанные акты неоднократно изменялись и утратили силу с отменой военного положения в 1945 г. Позднее советский законодатель к регламентации данного правового режима уже не обращался <1>.
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Возможность введения военного положения на всей территории страны или в ее части предусматривалась Конституциями СССР 1936 г. (п. "т" ст. 49) и 1977 г. (п. 15 ст. 121). Однако специальное законодательное регулирование этого режима в СССР отсутствовало. Поэтому, когда 22 июня 1941 г. на основной части европейской территории СССР было введено военное положение, отдельным Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8/160 было определено содержание данного правового режима, в том числе: передача функций органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было таких органов, - высшему командованию войсковых соединений; наделение военных органов правами применять определенные правоограничительные меры и отдавать распоряжения местным органам власти, государственным учреждениям и организациям. При этом деятельность органов государственной власти в центре и на местах не прекращалась и не приостанавливалась. А 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) был создан чрезвычайный орган управления - Государственный комитет обороны, которому передавалась вся полнота власти в стране и чьи решения и распоряжения подлежали беспрекословному исполнению всеми иными органами. В ходе Великой Отечественной войны вышеуказанные акты неоднократно изменялись и утратили силу с отменой военного положения в 1945 г. Позднее советский законодатель к регламентации данного правового режима уже не обращался <1>.
Статья: Признаки подконтрольности контрагента не означают наличия цели причинения вреда бюджету
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 24)ООО "Строительное управление Московского военного округа"
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 24)ООО "Строительное управление Московского военного округа"
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Так, по уголовному делу в отношении Л. и Т. первый из них признан виновным в том, что, работая следователем военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургскому гарнизону Ленинградского военного округа, в своем служебном кабинете совершил покушение на получение взятки в размере 150 тыс. руб. от младшего сержанта контрактной службы С. за незаконное прекращение в отношении его уголовного дела по ст. 337 УК РФ, а осужденный Т. признан виновным в том, что, работая адвокатом коллегии адвокатов Санкт-Петербурга "Полюс", совершил покушение на посредничество в этом преступлении. Действия осужденных были пресечены сотрудниками ФСБ России. При этом Т. не только фактически передал взятку следователю Л., но и уговорил С. передать незаконное вознаграждение и иным образом способствовал достижению соглашения между взяткодателем и взяткополучателем <11>. Действия Т. были ошибочно расценены судом как покушение на посредничество во взяточничестве, хотя по сути эти действия являются оконченным посредничеством, несмотря на то что передать ценности следователю Л. не удалось в связи с пресечением их действий. По справедливому замечанию Е.В. Пейсиковой, в этом деле имело место интеллектуальное посредничество, которое может выражаться, например, в телефонных переговорах между посредником и соучастниками, в предоставлении информации о возможном способе совершения преступления и т.п., совершение этих действий само по себе образует объективную сторону интеллектуального посредничества, и квалификация их как покушения неправильна <12>.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Так, по уголовному делу в отношении Л. и Т. первый из них признан виновным в том, что, работая следователем военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургскому гарнизону Ленинградского военного округа, в своем служебном кабинете совершил покушение на получение взятки в размере 150 тыс. руб. от младшего сержанта контрактной службы С. за незаконное прекращение в отношении его уголовного дела по ст. 337 УК РФ, а осужденный Т. признан виновным в том, что, работая адвокатом коллегии адвокатов Санкт-Петербурга "Полюс", совершил покушение на посредничество в этом преступлении. Действия осужденных были пресечены сотрудниками ФСБ России. При этом Т. не только фактически передал взятку следователю Л., но и уговорил С. передать незаконное вознаграждение и иным образом способствовал достижению соглашения между взяткодателем и взяткополучателем <11>. Действия Т. были ошибочно расценены судом как покушение на посредничество во взяточничестве, хотя по сути эти действия являются оконченным посредничеством, несмотря на то что передать ценности следователю Л. не удалось в связи с пресечением их действий. По справедливому замечанию Е.В. Пейсиковой, в этом деле имело место интеллектуальное посредничество, которое может выражаться, например, в телефонных переговорах между посредником и соучастниками, в предоставлении информации о возможном способе совершения преступления и т.п., совершение этих действий само по себе образует объективную сторону интеллектуального посредничества, и квалификация их как покушения неправильна <12>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- Генеральный прокурор РФ и заместитель Генерального прокурора РФ вправе обратиться в Верховный Суд РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- Генеральный прокурор РФ и заместитель Генерального прокурора РФ вправе обратиться в Верховный Суд РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд;
Статья: О некоторых вопросах истребования имущества Вооруженных Сил Российской Федерации из чужого незаконного владения и признания права собственности на него
(Конохов М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Удовлетворяя требования общества, суды исходили из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что Российская Федерация, являясь собственником спорного здания, распорядилась им в 2008 г., передав на праве оперативного управления ФКП "Управление торговли СибВО" (далее также - предприятие). В 2011 г. открытое акционерное общество "Управление торговли СибВО" зарегистрировало право собственности на здание как вошедшее в состав имущества, подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса предприятия при его реорганизации. В 2012 г. открытое акционерное общество "Управление торговли СибВО" реорганизовано путем присоединения к открытому акционерному обществу "Управление торговли Дальневосточного военного округа", переименованному в "Военторг-Восток", в 2014 г. получившему повторное свидетельство о регистрации права собственности на здание. Спорное имущество выбыло из владения общества с момента передачи в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Общепит" на основании заключенного с ним контракта от 1 января 2015 г. на оказание услуг по организации питания и истребовано из владения последнего решением Арбитражного суда Омской области от 7 апреля 2016 г. по делу N А46-2085/2016.
(Конохов М.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Удовлетворяя требования общества, суды исходили из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что Российская Федерация, являясь собственником спорного здания, распорядилась им в 2008 г., передав на праве оперативного управления ФКП "Управление торговли СибВО" (далее также - предприятие). В 2011 г. открытое акционерное общество "Управление торговли СибВО" зарегистрировало право собственности на здание как вошедшее в состав имущества, подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса предприятия при его реорганизации. В 2012 г. открытое акционерное общество "Управление торговли СибВО" реорганизовано путем присоединения к открытому акционерному обществу "Управление торговли Дальневосточного военного округа", переименованному в "Военторг-Восток", в 2014 г. получившему повторное свидетельство о регистрации права собственности на здание. Спорное имущество выбыло из владения общества с момента передачи в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Общепит" на основании заключенного с ним контракта от 1 января 2015 г. на оказание услуг по организации питания и истребовано из владения последнего решением Арбитражного суда Омской области от 7 апреля 2016 г. по делу N А46-2085/2016.
Статья: Смоленский судебный процесс о зверствах немецко-фашистских захватчиков: к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 9)5) государственным обвинителем назначался генерал-майор юстиции Л.Н. Смирнов - военный прокурор Барановичского военного округа <15>;
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 9)5) государственным обвинителем назначался генерал-майор юстиции Л.Н. Смирнов - военный прокурор Барановичского военного округа <15>;
Статья: Подготовка Нюрнбергского процесса
(Крашенинников П.В.)
("Закон", 2025, N 4)<8> Никитченко Иона Тимофеевич (1895 - 1967) родился на хуторе Тузлуков области Войска Донского (сегодня Ростовская область), окончил Новочеркасское землемерное училище, в 1928 г. - Московский государственный университет. Член РСДРП(б) с 1916 г. В Красной Армии - с момента образования. С 1920 г. занимал различные посты в военных трибуналах. В 1924 г. - член, а с 1926 по 1935 г. - председатель Военного трибунала Московского военного округа. Как член судебных коллегий участвовал во многих политических процессах, среди которых стоит обратить внимание на дело "Объединенного троцкистско-зиновьевского центра" (1936 г.). С 1938 г. - заместитель председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР В.В. Ульриха, во время войны занимался организацией военных трибуналов на фронтах. Участвовал в подготовке межгосударственных документов об организации МВТ, затем стал членом МВТ. С 1946 по 1949 г. был заместителем председателя Верховного Суда СССР. Снят с должности в связи с делом судей-взяточников, фигурантом этого дела Никитченко не был (см. § 5 гл. 7).
(Крашенинников П.В.)
("Закон", 2025, N 4)<8> Никитченко Иона Тимофеевич (1895 - 1967) родился на хуторе Тузлуков области Войска Донского (сегодня Ростовская область), окончил Новочеркасское землемерное училище, в 1928 г. - Московский государственный университет. Член РСДРП(б) с 1916 г. В Красной Армии - с момента образования. С 1920 г. занимал различные посты в военных трибуналах. В 1924 г. - член, а с 1926 по 1935 г. - председатель Военного трибунала Московского военного округа. Как член судебных коллегий участвовал во многих политических процессах, среди которых стоит обратить внимание на дело "Объединенного троцкистско-зиновьевского центра" (1936 г.). С 1938 г. - заместитель председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР В.В. Ульриха, во время войны занимался организацией военных трибуналов на фронтах. Участвовал в подготовке межгосударственных документов об организации МВТ, затем стал членом МВТ. С 1946 по 1949 г. был заместителем председателя Верховного Суда СССР. Снят с должности в связи с делом судей-взяточников, фигурантом этого дела Никитченко не был (см. § 5 гл. 7).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, что независимо от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении действующее законодательство предусматривает право на принесение прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении, если это постановление не вступило в законную силу, либо прокурором субъекта РФ и его заместителем, Генеральным прокурором РФ и его заместителями, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорами военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главным военным прокурором и их заместителями, если постановление по делу об административном правонарушении вступило в силу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, что независимо от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении действующее законодательство предусматривает право на принесение прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении, если это постановление не вступило в законную силу, либо прокурором субъекта РФ и его заместителем, Генеральным прокурором РФ и его заместителями, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорами военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главным военным прокурором и их заместителями, если постановление по делу об административном правонарушении вступило в силу.
"Судебное признание в цивилистическом процессе: теоретические проблемы: монография"
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)Загоровский А. Очерки гражданского судопроизводства в новых административно-судебных и судебных учреждениях (у земских начальников, городских судей, в уездных съездах и в губернских присутствиях) / А. Загоровский. Одесса: Тип. штаба Одесского военного округа, Тираспольская, 1892. N 14. 373 с.
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)Загоровский А. Очерки гражданского судопроизводства в новых административно-судебных и судебных учреждениях (у земских начальников, городских судей, в уездных съездах и в губернских присутствиях) / А. Загоровский. Одесса: Тип. штаба Одесского военного округа, Тираспольская, 1892. N 14. 373 с.
Статья: Публично-правовые образования: проблема встраивания в публично-правовой контекст
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Само по себе употребление в нормативных документах этого термина вызывает ряд сомнений. Прежде всего, упомянутое значение не является единственным <6>. Но гораздо большую озабоченность вызывает широта распространения данного словосочетания в указанном выше значении без учета отраслевого контекста его использования. В конституционном праве, а равно в иных отраслях публичного права осталось незамеченным, что термин "публично-правовые образования" в смысле обобщения территориальных субъектов права по сути чужд публично-правовой логике. С конституционно-правовой, административно-правовой, финансово-правовой точек зрения к публично-правовым образованиям в принципе могут быть отнесены не только территориальные субъекты права, но и территориальные единицы, не обладающие правосубъектностью (административно-территориальные единицы, федеральные округа, военные округа, округа войск национальной гвардии, избирательные округа и участки, округа и участки референдума, судебные округа, районы и участки, кадастровые округа, районы, кварталы, участки и пр.), а также государственные и муниципальные органы, общественные <7> и религиозные объединения, а равно некоммерческие организации, не попадающие в категорию таких объединений (в частности, адвокатские палаты и адвокатские образования, нотариальные палаты, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании), с международно-правовой - международные организации и их органы.
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Само по себе употребление в нормативных документах этого термина вызывает ряд сомнений. Прежде всего, упомянутое значение не является единственным <6>. Но гораздо большую озабоченность вызывает широта распространения данного словосочетания в указанном выше значении без учета отраслевого контекста его использования. В конституционном праве, а равно в иных отраслях публичного права осталось незамеченным, что термин "публично-правовые образования" в смысле обобщения территориальных субъектов права по сути чужд публично-правовой логике. С конституционно-правовой, административно-правовой, финансово-правовой точек зрения к публично-правовым образованиям в принципе могут быть отнесены не только территориальные субъекты права, но и территориальные единицы, не обладающие правосубъектностью (административно-территориальные единицы, федеральные округа, военные округа, округа войск национальной гвардии, избирательные округа и участки, округа и участки референдума, судебные округа, районы и участки, кадастровые округа, районы, кварталы, участки и пр.), а также государственные и муниципальные органы, общественные <7> и религиозные объединения, а равно некоммерческие организации, не попадающие в категорию таких объединений (в частности, адвокатские палаты и адвокатские образования, нотариальные палаты, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании), с международно-правовой - международные организации и их органы.