Военно-мемориальные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Военно-мемориальные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закрытый конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Признавая подлежащим удовлетворению заявление учреждения, суды первой и апелляционной инстанций... принимая во внимание, что объектом закупки является оказание услуг по охране Федерального военного мемориала... пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае требование, установленное в конкурсной документации, являющейся приложением к извещению... о том, что участники конкурса должны иметь действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, является обоснованным, соответствует положениям Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик определяет качественные характеристики закупаемых им услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)...Признавая подлежащим удовлетворению заявление учреждения, суды первой и апелляционной инстанций... принимая во внимание, что объектом закупки является оказание услуг по охране Федерального военного мемориала... пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае требование, установленное в конкурсной документации, являющейся приложением к извещению... о том, что участники конкурса должны иметь действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, является обоснованным, соответствует положениям Закона о контрактной системе, согласно которым заказчик определяет качественные характеристики закупаемых им услуг.
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 01.06.2023 по делу N 66а-544/2023 (УИД 47OS0000-01-2022-000183-48)
Об оставлении без изменения решения Ленинградского областного суда от 02.12.2022 об отказе в признании не действующим в части приказа Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 N 01-03/22-5 "Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941 - 1944 гг.", требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах его территории".Таким образом, каталоги координат и схемы расположения являются составной частью утвержденных проектов границ территории достопримечательного места, требований осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия, в связи с чем отсутствие их отдельного выделения в приказе не свидетельствует о том, что они не были утверждены оспариваемым нормативным правовым актом и создании тем самым правовой неопределенности. Текстовое описание границ зон режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам содержится в проекте границ зон режимов использования использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам территории достопримечательного места регионального значения "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.", что отвечает положениям пункта 5.2 Требований.
Об оставлении без изменения решения Ленинградского областного суда от 02.12.2022 об отказе в признании не действующим в части приказа Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 N 01-03/22-5 "Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941 - 1944 гг.", требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах его территории".Таким образом, каталоги координат и схемы расположения являются составной частью утвержденных проектов границ территории достопримечательного места, требований осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия, в связи с чем отсутствие их отдельного выделения в приказе не свидетельствует о том, что они не были утверждены оспариваемым нормативным правовым актом и создании тем самым правовой неопределенности. Текстовое описание границ зон режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам содержится в проекте границ зон режимов использования использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам территории достопримечательного места регионального значения "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.", что отвечает положениям пункта 5.2 Требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сохранение памяти о Второй мировой войне: проблема соотношения международного и национального правового регулирования
(Дорская А.А., Дорский А.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)В-пятых, современные исследователи проводят сравнительный анализ норм международного и национального права относительно сохранения объектов военно-мемориального наследия, делая вывод, что необходима разработка и принятие на уровне ООН специальной Хартии по этому вопросу <11>. Особое внимание уделяется правовому регулированию порядка захоронения останков воинов, которые до сих пор в большом количестве находят поисковики, сбережению воинских кладбищ и отдельных захоронений <12>.
(Дорская А.А., Дорский А.Ю.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)В-пятых, современные исследователи проводят сравнительный анализ норм международного и национального права относительно сохранения объектов военно-мемориального наследия, делая вывод, что необходима разработка и принятие на уровне ООН специальной Хартии по этому вопросу <11>. Особое внимание уделяется правовому регулированию порядка захоронения останков воинов, которые до сих пор в большом количестве находят поисковики, сбережению воинских кладбищ и отдельных захоронений <12>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.5. Согласно ч. 3.5 комментируемой статьи особый срок, равный шести месяцам, установлен на внесение изменений в правила землепользования и застройки в связи с обнаружением мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований. Исчисляется он с даты обнаружения таких мест, при этом проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется. Осуществляется такое захоронение на основании Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 13.06.2023) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Согласно ст. 3 указанного Закона захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.5. Согласно ч. 3.5 комментируемой статьи особый срок, равный шести месяцам, установлен на внесение изменений в правила землепользования и застройки в связи с обнаружением мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований. Исчисляется он с даты обнаружения таких мест, при этом проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется. Осуществляется такое захоронение на основании Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 13.06.2023) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Согласно ст. 3 указанного Закона захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Нормативные акты
Закон РФ от 14.01.1993 N 4292-1
(ред. от 09.11.2024)
"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
(ред. от 09.11.2024)
"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 N 2228
"О некоторых вопросах установки надписей и обозначений на воинские захоронения и памятники Великой Отечественной войны"
(вместе с "Правилами установки на воинские захоронения и памятники Великой Отечественной войны надписей и обозначений, содержащих информацию о воинских захоронениях и памятниках Великой Отечественной войны", "Требованиями к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к которым осуществляется посредством графических идентификаторов - QR-кодов, содержащихся в надписях и обозначениях, устанавливаемых на воинские захоронения, памятники Великой Отечественной войны")1. Надписи и обозначения, содержащие информацию о воинских захоронениях и памятниках Великой Отечественной войны, устанавливаемые на военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, а также скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны (далее соответственно - памятники Великой Отечественной войны, воинские захоронения, информационные надписи и обозначения), должны содержать следующую информацию:
"О некоторых вопросах установки надписей и обозначений на воинские захоронения и памятники Великой Отечественной войны"
(вместе с "Правилами установки на воинские захоронения и памятники Великой Отечественной войны надписей и обозначений, содержащих информацию о воинских захоронениях и памятниках Великой Отечественной войны", "Требованиями к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к которым осуществляется посредством графических идентификаторов - QR-кодов, содержащихся в надписях и обозначениях, устанавливаемых на воинские захоронения, памятники Великой Отечественной войны")1. Надписи и обозначения, содержащие информацию о воинских захоронениях и памятниках Великой Отечественной войны, устанавливаемые на военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, а также скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны (далее соответственно - памятники Великой Отечественной войны, воинские захоронения, информационные надписи и обозначения), должны содержать следующую информацию: