Внутренний контроль в сфере закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний контроль в сфере закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового контроля в сфере закупок и оформлении результатов контрольного мероприятия.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 02-09-05/120474)Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового контроля в сфере закупок и оформлении результатов контрольного мероприятия.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 02-09-05/120474)Вопрос: Об осуществлении внутреннего финансового контроля в сфере закупок и оформлении результатов контрольного мероприятия.
Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-09-10/25753)Вопрос: О лицах, которые вправе проводить контрольные мероприятия и осуществлять контрольные действия в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 435-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют в отношении единого заказчика внешний государственный аудит (контроль), внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(ред. от 25.12.2023)
"О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют в отношении единого заказчика внешний государственный аудит (контроль), внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)21. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях, представлениях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)21. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях, представлениях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Органы внутреннего контроля закупок обычно создаются в структурах крупных заказчиков - например, арбитражные комитеты ГК Росатом, Комиссия ГК Ростех. Такие органы могут выполнять самые разные функции, которыми их наделит заказчик локальными актами - от проверки документации о закупке до рассмотрения жалоб участников закупки <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Органы внутреннего контроля закупок обычно создаются в структурах крупных заказчиков - например, арбитражные комитеты ГК Росатом, Комиссия ГК Ростех. Такие органы могут выполнять самые разные функции, которыми их наделит заказчик локальными актами - от проверки документации о закупке до рассмотрения жалоб участников закупки <1>.
Статья: Актуальные проблемы трансформации процедуры государственных закупок в условиях цифровизации
(Симаева Е.П., Демченко М.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Особую роль в цифровой трансформации процедур государственных закупок занимают электронные закупки. Оцифровка процессов закупок усиливает внутренний антикоррупционный контроль и обеспечение добросовестности, а также предоставляет услуги контрольного журнала, которые могут облегчить расследования в данной сфере.
(Симаева Е.П., Демченко М.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 1)Особую роль в цифровой трансформации процедур государственных закупок занимают электронные закупки. Оцифровка процессов закупок усиливает внутренний антикоррупционный контроль и обеспечение добросовестности, а также предоставляет услуги контрольного журнала, которые могут облегчить расследования в данной сфере.
Статья: Формирование системы комплаенс-контроля в организациях строительной отрасли
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)6. Нгуен Тхи Ха Ми, Мельник М.В. Критерии оценки системы внутреннего контроля на примере бизнес-процесса "Закупки" // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. N 1. С. 129 - 135. URL: https://www.elibrary.ru/hvaxcj.
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)6. Нгуен Тхи Ха Ми, Мельник М.В. Критерии оценки системы внутреннего контроля на примере бизнес-процесса "Закупки" // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. N 1. С. 129 - 135. URL: https://www.elibrary.ru/hvaxcj.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Уровень коррупции в сфере закупок в России составляет в среднем 8,2% по сравнению с 10 - 30% в мире. Процент зависит от страны, статуса заказчика, процедур закупок и системы внутреннего контроля [31, с. 767].
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Уровень коррупции в сфере закупок в России составляет в среднем 8,2% по сравнению с 10 - 30% в мире. Процент зависит от страны, статуса заказчика, процедур закупок и системы внутреннего контроля [31, с. 767].
Статья: Тактика отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с закупкой товаров и услуг за счет средств федерального бюджета для осуществления строительства и реконструкции железнодорожных объектов
(Калитинская А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 9)Для процесса закупки товаров и услуг за счет средств федерального бюджета для осуществления строительства и реконструкции железнодорожных объектов будет характерным следующее: многоэтапный и сложный процесс принятия проекта к финансированию; единые правила бухгалтерского учета; единообразный порядок конкурсного выбора контрагентов; существование структур, осуществляющих внутренний контроль закупочной деятельности <1>.
(Калитинская А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 9)Для процесса закупки товаров и услуг за счет средств федерального бюджета для осуществления строительства и реконструкции железнодорожных объектов будет характерным следующее: многоэтапный и сложный процесс принятия проекта к финансированию; единые правила бухгалтерского учета; единообразный порядок конкурсного выбора контрагентов; существование структур, осуществляющих внутренний контроль закупочной деятельности <1>.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, вправе. Ограничений на этот счет нормативными правовыми актами не установлено. Кроме того, полагаем, что, поскольку внутренний финансовый контроль проводится в том числе в отношении действий, осуществляемых на этапе подготовки закупки, уже на данных этапах возможно выявление соответствующих нарушений с последующей выдачей предписания или представления (п. п. 2, 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, вправе. Ограничений на этот счет нормативными правовыми актами не установлено. Кроме того, полагаем, что, поскольку внутренний финансовый контроль проводится в том числе в отношении действий, осуществляемых на этапе подготовки закупки, уже на данных этапах возможно выявление соответствующих нарушений с последующей выдачей предписания или представления (п. п. 2, 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.