Внутренний контроль в медицинских организациях
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний контроль в медицинских организациях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ судебной практики по искам пациентов (законных представителей) к медицинским организациям за период 2018 - 2023 гг. (по материалам Хабаровского края)
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)3. Отсутствие организованной системы внутреннего контроля качества в медицинской организации.
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)3. Отсутствие организованной системы внутреннего контроля качества в медицинской организации.
Статья: Роль криминалистики в системе профилактики ятрогенных преступлений: потенциал и возможности
(Волчецкая Т.С., Лавриненко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Еще одно перспективное направление деятельности с точки зрения реализации задач криминалистической профилактики ятрогенных преступлений - повышение эффективности системы контроля качества оказания медицинской помощи. Данный вид контроля предполагает единый подход органов государственной власти к организации оказания медицинской помощи надлежащего качества и необходимого объема. Законодательством предусмотрены различные формы контроля качества оказания медицинской помощи: как с привлечением внешних экспертов (внешний контроль), так и в рамках работы специально создаваемых в медицинских организациях комиссий (внутренний контроль). Особенностью проводимых в обоих случаях контрольных мероприятий является то, что объектами контроля становятся конкретные факты оказания медицинской помощи.
(Волчецкая Т.С., Лавриненко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Еще одно перспективное направление деятельности с точки зрения реализации задач криминалистической профилактики ятрогенных преступлений - повышение эффективности системы контроля качества оказания медицинской помощи. Данный вид контроля предполагает единый подход органов государственной власти к организации оказания медицинской помощи надлежащего качества и необходимого объема. Законодательством предусмотрены различные формы контроля качества оказания медицинской помощи: как с привлечением внешних экспертов (внешний контроль), так и в рамках работы специально создаваемых в медицинских организациях комиссий (внутренний контроль). Особенностью проводимых в обоих случаях контрольных мероприятий является то, что объектами контроля становятся конкретные факты оказания медицинской помощи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, требования к содержанию которого также определены Приказом Минздрава от 31.07.2020 N 785н.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, требования к содержанию которого также определены Приказом Минздрава от 31.07.2020 N 785н.
Статья: Стандартные операционные процедуры: аптечная и медицинская организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из Предложений (практических рекомендаций) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) (вторая версия), утв. ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора 01.07.2023 (далее - Предложения по организации внутреннего контроля в поликлинике), можно выделить, в частности, следующие основные направления, по которым могут быть разработаны СОП в медицинских организациях:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из Предложений (практических рекомендаций) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) (вторая версия), утв. ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора 01.07.2023 (далее - Предложения по организации внутреннего контроля в поликлинике), можно выделить, в частности, следующие основные направления, по которым могут быть разработаны СОП в медицинских организациях:
Статья: Принципы правового регулирования системы здравоохранения Республики Куба и Российской Федерации
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Среди общих для обеих стран принципов можно указать принцип равенства, принцип приоритета прав пациента, адекватной медицинской помощи (соответствующей типу и характеру заболевания), должного ухода за пациентом, принцип информированности (государство обязано предоставлять своевременно полную информацию, имеющую значение в сфере охраны здоровья), принцип качества и доступности медицинской помощи. Критерии оценки качества медицинской помощи не установлены, тем не менее и на Кубе, и в России законодатель предусмотрел, что медицинская помощь должна оказываться в соответствии с клиническими рекомендациями, которые подготавливаются профессиональными сообществами. Отличием в данном случае является то, что на Кубе управление системой здравоохранения является довольно централизованным. Уполномоченным органом государственной власти выступает Министерство здравоохранения, обладающее широким спектром полномочий, в том числе утверждает клинические рекомендации и проводит оценку качества медицинских услуг. Хотя стоит отметить и то, что законодательством предусматривается обязанность медицинских организаций осуществлять внутренний контроль качества медицинской помощи. В России субъектный состав общественных отношений в сфере охраны здоровья шире, что обусловлено и формой территориального устройства, и существующей системой обязательного медицинского страхования, и наличием частной медицины.
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Среди общих для обеих стран принципов можно указать принцип равенства, принцип приоритета прав пациента, адекватной медицинской помощи (соответствующей типу и характеру заболевания), должного ухода за пациентом, принцип информированности (государство обязано предоставлять своевременно полную информацию, имеющую значение в сфере охраны здоровья), принцип качества и доступности медицинской помощи. Критерии оценки качества медицинской помощи не установлены, тем не менее и на Кубе, и в России законодатель предусмотрел, что медицинская помощь должна оказываться в соответствии с клиническими рекомендациями, которые подготавливаются профессиональными сообществами. Отличием в данном случае является то, что на Кубе управление системой здравоохранения является довольно централизованным. Уполномоченным органом государственной власти выступает Министерство здравоохранения, обладающее широким спектром полномочий, в том числе утверждает клинические рекомендации и проводит оценку качества медицинских услуг. Хотя стоит отметить и то, что законодательством предусматривается обязанность медицинских организаций осуществлять внутренний контроль качества медицинской помощи. В России субъектный состав общественных отношений в сфере охраны здоровья шире, что обусловлено и формой территориального устройства, и существующей системой обязательного медицинского страхования, и наличием частной медицины.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Разрешая возникший трудовой спор и отказывая в удовлетворении требований А.Т.Н. о восстановлении на работе, суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для увольнения истицы по указанному пункту. Доводы жалобы А.Т.Н. о незаконности увольнения в связи с тем, что ее обращение в адрес приемной Президента Российской Федерации носило цель осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, были признаны несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 87 Закона 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. Органами государственного контроля являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости. Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах, организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень органов и организаций, осуществляющих контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Следовательно, указание персональных данных пациентов при обращении в другие инстанции должно быть признано неправомерным действием, являющимся основанием для расторжения трудового договора (см.: Апелляционное определение Орловского областного суда от 28.11.2013 по делу N 33-2608/2013).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Разрешая возникший трудовой спор и отказывая в удовлетворении требований А.Т.Н. о восстановлении на работе, суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для увольнения истицы по указанному пункту. Доводы жалобы А.Т.Н. о незаконности увольнения в связи с тем, что ее обращение в адрес приемной Президента Российской Федерации носило цель осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, были признаны несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 87 Закона 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. Органами государственного контроля являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости. Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах, организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень органов и организаций, осуществляющих контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Следовательно, указание персональных данных пациентов при обращении в другие инстанции должно быть признано неправомерным действием, являющимся основанием для расторжения трудового договора (см.: Апелляционное определение Орловского областного суда от 28.11.2013 по делу N 33-2608/2013).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В целях обеспечения надлежащего качества медицинских услуг осуществляется ведомственный и вневедомственный контроль, в том числе со стороны уполномоченного федерального органа власти (Росздравнадзора) <1>, органов власти субъектов РФ, ТФОМС и страховых медицинских организаций. Более того, в силу требований ст. 90 Закона об охране здоровья каждая медицинская организация (индивидуальный предприниматель) обязана осуществлять внутренний контроль качества и безопасности осуществляемой ею деятельности. Внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется в том числе в целях совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления <2>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В целях обеспечения надлежащего качества медицинских услуг осуществляется ведомственный и вневедомственный контроль, в том числе со стороны уполномоченного федерального органа власти (Росздравнадзора) <1>, органов власти субъектов РФ, ТФОМС и страховых медицинских организаций. Более того, в силу требований ст. 90 Закона об охране здоровья каждая медицинская организация (индивидуальный предприниматель) обязана осуществлять внутренний контроль качества и безопасности осуществляемой ею деятельности. Внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется в том числе в целях совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления <2>.