Внутренний контроль пао
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний контроль пао (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Порядок использования электронных средств платежа" Федерального закона "О национальной платежной системе""По смыслу положений п. 9 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Положения Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П, актов Банка России и внутренних документов ПАО Сбербанк, если при реализации правил внутреннего контроля банка операция, проводимая по банковскому счету клиента, независимо от ее суммы квалифицируется в качестве сомнительной операции, банк помимо запроса у клиента представления документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, также вправе ограничить предоставление клиенту банковских услуг путем блокирования банковской карты до прекращения действия обстоятельств, вызвавших подозрения в совершении мошеннических действий с картой либо обстоятельств, свидетельствующих о риске нарушения законодательства Российской Федерации, а также отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 25.09.2024 по делу N 33-2266/2024 (УИД 19RS0001-02-2024-003675-70)
Категория спора: Банковский счет.
Требования клиента: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконными действий по приостановлению дистанционного банковского обслуживания по счетам; 3) Об обязании восстановить дистанционное банковское обслуживание по счетам, разблокировать доступ в личный кабинет и мобильное приложение банка, исключить сведения о клиенте из баз данных о недобросовестных клиентах и направить уведомление в уполномоченный орган.
Обстоятельства: Запрошенные банком документы истцом не представлены, источник происхождения поступивших денежных средств и экономический смысл совершенных операций документально не подтверждены.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Установив данные обстоятельства, оценив доводы и возражения сторон, руководствуясь требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Положениями Банка России от 02.03.2013 года N 375-П, Правилами внутреннего контроля ПАО "Сбербанк России", суд первой инстанции не нашел правовых оснований к удовлетворению заявленных истцом требований, придя к обоснованному выводу, что у ответчика имелись основания сомневаться в экономической природе произведенных операций, блокировка карты истца соответствовала закону и не противоречила условиям договора, ограничивающего использование карты и счета, в том числе по дистанционному доступу к счету, к числу которых относится совершение банковских операций, признанных сомнительными. Ответчик действовал в данном случае в целях защиты от возможного вовлечения банка в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, минимизации рисков потери деловой репутации банка и воспрепятствования совершения клиентом сомнительных операций по обналичиванию денежных средств. Данные действия не противоречили закону и не нарушали прав истца как потребителя услуги.
Категория спора: Банковский счет.
Требования клиента: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконными действий по приостановлению дистанционного банковского обслуживания по счетам; 3) Об обязании восстановить дистанционное банковское обслуживание по счетам, разблокировать доступ в личный кабинет и мобильное приложение банка, исключить сведения о клиенте из баз данных о недобросовестных клиентах и направить уведомление в уполномоченный орган.
Обстоятельства: Запрошенные банком документы истцом не представлены, источник происхождения поступивших денежных средств и экономический смысл совершенных операций документально не подтверждены.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Установив данные обстоятельства, оценив доводы и возражения сторон, руководствуясь требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Положениями Банка России от 02.03.2013 года N 375-П, Правилами внутреннего контроля ПАО "Сбербанк России", суд первой инстанции не нашел правовых оснований к удовлетворению заявленных истцом требований, придя к обоснованному выводу, что у ответчика имелись основания сомневаться в экономической природе произведенных операций, блокировка карты истца соответствовала закону и не противоречила условиям договора, ограничивающего использование карты и счета, в том числе по дистанционному доступу к счету, к числу которых относится совершение банковских операций, признанных сомнительными. Ответчик действовал в данном случае в целях защиты от возможного вовлечения банка в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, минимизации рисков потери деловой репутации банка и воспрепятствования совершения клиентом сомнительных операций по обналичиванию денежных средств. Данные действия не противоречили закону и не нарушали прав истца как потребителя услуги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ системы внутреннего контроля ПАО "МТС"
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Соответственно, построение системы предотвращения нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов на основе системы управления антимонопольными рисками не только полезно для устойчивости бизнеса <16>, но и является неотъемлемой частью корпоративной системы управления рисками и внутреннего контроля, обязательной для ПАО ввиду значимости управления данным видом рисков для достижения его уставных целей.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Соответственно, построение системы предотвращения нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов на основе системы управления антимонопольными рисками не только полезно для устойчивости бизнеса <16>, но и является неотъемлемой частью корпоративной системы управления рисками и внутреннего контроля, обязательной для ПАО ввиду значимости управления данным видом рисков для достижения его уставных целей.
Статья: Корпоративный комплаенс: как много в этом слове...
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)В связи с тем, что положения о системе управления рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите для публичных акционерных обществ становятся императивными, актуальность приобретают исследования по определению сущности комплаенса вообще и корпоративного комплаенса в частности. Являются ли данные понятия новыми и имеющими практическое значение с точки зрения повышения эффективности управления публичным акционерным обществом или речь идет не более как о реальном, действенном функционировании службы управления рисками и внутреннего контроля?
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)В связи с тем, что положения о системе управления рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите для публичных акционерных обществ становятся императивными, актуальность приобретают исследования по определению сущности комплаенса вообще и корпоративного комплаенса в частности. Являются ли данные понятия новыми и имеющими практическое значение с точки зрения повышения эффективности управления публичным акционерным обществом или речь идет не более как о реальном, действенном функционировании службы управления рисками и внутреннего контроля?
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Осуществление внутреннего аудита в ПАО обязательно - в ПАО должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль (ст. 87.1 Закона об АО).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Осуществление внутреннего аудита в ПАО обязательно - в ПАО должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль (ст. 87.1 Закона об АО).
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<4> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<4> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
Статья: Модели внутреннего контроля: исторические трансформации и перспективы развития
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Рассматривая современные трансформации, происходящие в мировой экономике и способствующие развитию нормативно-правового регулирования и методологии систем внутреннего контроля, следует обратить внимание на знаковое событие - это принятие в 2002 г. в США Закона Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley) <5>, формирующего основные требования к системе внутреннего контроля, состоящего из 11 разделов и требующего для публичных акционерных обществ создания обновленных форм контроля. Закон преследует цели полной финансовой открытости, избежания конфликта интересов, проведения независимого аудита отчета лиц, отвечающих за корпоративное управление, о функционировании системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта и ее эффективности.
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Рассматривая современные трансформации, происходящие в мировой экономике и способствующие развитию нормативно-правового регулирования и методологии систем внутреннего контроля, следует обратить внимание на знаковое событие - это принятие в 2002 г. в США Закона Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley) <5>, формирующего основные требования к системе внутреннего контроля, состоящего из 11 разделов и требующего для публичных акционерных обществ создания обновленных форм контроля. Закон преследует цели полной финансовой открытости, избежания конфликта интересов, проведения независимого аудита отчета лиц, отвечающих за корпоративное управление, о функционировании системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта и ее эффективности.