Внутренний контроль качества медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний контроль качества медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как осуществляется контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее:
Статья: Принципы правового регулирования системы здравоохранения Республики Куба и Российской Федерации
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Среди общих для обеих стран принципов можно указать принцип равенства, принцип приоритета прав пациента, адекватной медицинской помощи (соответствующей типу и характеру заболевания), должного ухода за пациентом, принцип информированности (государство обязано предоставлять своевременно полную информацию, имеющую значение в сфере охраны здоровья), принцип качества и доступности медицинской помощи. Критерии оценки качества медицинской помощи не установлены, тем не менее и на Кубе, и в России законодатель предусмотрел, что медицинская помощь должна оказываться в соответствии с клиническими рекомендациями, которые подготавливаются профессиональными сообществами. Отличием в данном случае является то, что на Кубе управление системой здравоохранения является довольно централизованным. Уполномоченным органом государственной власти выступает Министерство здравоохранения, обладающее широким спектром полномочий, в том числе утверждает клинические рекомендации и проводит оценку качества медицинских услуг. Хотя стоит отметить и то, что законодательством предусматривается обязанность медицинских организаций осуществлять внутренний контроль качества медицинской помощи. В России субъектный состав общественных отношений в сфере охраны здоровья шире, что обусловлено и формой территориального устройства, и существующей системой обязательного медицинского страхования, и наличием частной медицины.
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Среди общих для обеих стран принципов можно указать принцип равенства, принцип приоритета прав пациента, адекватной медицинской помощи (соответствующей типу и характеру заболевания), должного ухода за пациентом, принцип информированности (государство обязано предоставлять своевременно полную информацию, имеющую значение в сфере охраны здоровья), принцип качества и доступности медицинской помощи. Критерии оценки качества медицинской помощи не установлены, тем не менее и на Кубе, и в России законодатель предусмотрел, что медицинская помощь должна оказываться в соответствии с клиническими рекомендациями, которые подготавливаются профессиональными сообществами. Отличием в данном случае является то, что на Кубе управление системой здравоохранения является довольно централизованным. Уполномоченным органом государственной власти выступает Министерство здравоохранения, обладающее широким спектром полномочий, в том числе утверждает клинические рекомендации и проводит оценку качества медицинских услуг. Хотя стоит отметить и то, что законодательством предусматривается обязанность медицинских организаций осуществлять внутренний контроль качества медицинской помощи. В России субъектный состав общественных отношений в сфере охраны здоровья шире, что обусловлено и формой территориального устройства, и существующей системой обязательного медицинского страхования, и наличием частной медицины.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н
"Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2020 N 60192)Зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 2020 г. N 60192
"Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2020 N 60192)Зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 2020 г. N 60192
Статья: Анализ судебной практики по искам пациентов (законных представителей) к медицинским организациям за период 2018 - 2023 гг. (по материалам Хабаровского края)
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)2. Обеспечить соблюдение внутреннего контроля (аудита) за качеством оказания медицинской помощи, ведением медицинской документации.
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)2. Обеспечить соблюдение внутреннего контроля (аудита) за качеством оказания медицинской помощи, ведением медицинской документации.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В целях обеспечения надлежащего качества медицинских услуг осуществляется ведомственный и вневедомственный контроль, в том числе со стороны уполномоченного федерального органа власти (Росздравнадзора) <1>, органов власти субъектов РФ, ТФОМС и страховых медицинских организаций. Более того, в силу требований ст. 90 Закона об охране здоровья каждая медицинская организация (индивидуальный предприниматель) обязана осуществлять внутренний контроль качества и безопасности осуществляемой ею деятельности. Внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется в том числе в целях совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления <2>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В целях обеспечения надлежащего качества медицинских услуг осуществляется ведомственный и вневедомственный контроль, в том числе со стороны уполномоченного федерального органа власти (Росздравнадзора) <1>, органов власти субъектов РФ, ТФОМС и страховых медицинских организаций. Более того, в силу требований ст. 90 Закона об охране здоровья каждая медицинская организация (индивидуальный предприниматель) обязана осуществлять внутренний контроль качества и безопасности осуществляемой ею деятельности. Внутренний контроль качества медицинской помощи осуществляется в том числе в целях совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления <2>.
Статья: Реализация плана по снижению смертности в учреждениях уголовно-исполнительной системы на 2021 - 2022 годы: итоги, вызовы, предложения
(Дюжева Е.В., Сандалов И.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Кроме вышесказанного, косвенным индикатором эффективности медицинской деятельности можно считать количество жалоб, поступивших от подозреваемых, обвиняемых, осужденных и их законных представителей в МСЧ. За отчетный период регистрируется увеличение числа таких жалоб: в 2021 г. в медицинские учреждения ФСИН России поступило 28 492 жалобы, в 2022 г. - 31 864. Этот критерий характеризует в том числе ослабление ведомственного и внутреннего контроля качества медицинской помощи.
(Дюжева Е.В., Сандалов И.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Кроме вышесказанного, косвенным индикатором эффективности медицинской деятельности можно считать количество жалоб, поступивших от подозреваемых, обвиняемых, осужденных и их законных представителей в МСЧ. За отчетный период регистрируется увеличение числа таких жалоб: в 2021 г. в медицинские учреждения ФСИН России поступило 28 492 жалобы, в 2022 г. - 31 864. Этот критерий характеризует в том числе ослабление ведомственного и внутреннего контроля качества медицинской помощи.