Внутренний контроль бухучет
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний контроль бухучет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)"Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)"Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Чтобы обеспечить высокий уровень эффективности данного компонента системы внутреннего контроля в зоне ответственности главных бухгалтеров и руководителей учетных подразделений, при реализации указанных правил и требований к автоматизированным системам учета необходимо привлекать экспертов с углубленными знаниями бухгалтерского учета - специалистов учетных подразделений, методологов, консультантов, специалистов по внутреннему контролю бухгалтерского учета, технологов и бизнес-аналитиков.
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Чтобы обеспечить высокий уровень эффективности данного компонента системы внутреннего контроля в зоне ответственности главных бухгалтеров и руководителей учетных подразделений, при реализации указанных правил и требований к автоматизированным системам учета необходимо привлекать экспертов с углубленными знаниями бухгалтерского учета - специалистов учетных подразделений, методологов, консультантов, специалистов по внутреннему контролю бухгалтерского учета, технологов и бизнес-аналитиков.
Нормативные акты
Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Раздел 3. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Раздел 3. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета
Статья: Функционирование системы внутреннего контроля в строительных организациях на основе регламентации бизнес-процессов
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)7. Серебрякова Т.Ю. Управленческий анализ в контексте внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. Вып. 6. С. 627 - 642. URL: https://doi.org/10.24891/ia.23.6.627.
(Сафонова М.Ф., Марченко Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)7. Серебрякова Т.Ю. Управленческий анализ в контексте внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. Вып. 6. С. 627 - 642. URL: https://doi.org/10.24891/ia.23.6.627.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 1 комментируемой статьи возлагает на экономический субъект обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В отношении же экономического субъекта, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, в ч. 2 данной статьи закреплена обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключением являются случаи, когда руководитель такого экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Об организациях, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Закона).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 1 комментируемой статьи возлагает на экономический субъект обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В отношении же экономического субъекта, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, в ч. 2 данной статьи закреплена обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключением являются случаи, когда руководитель такого экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Об организациях, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Закона).
Статья: Зарубежный опыт предупреждения корпоративной преступности
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)В 1998 году были приняты поправки к положениям FCPA о борьбе со взяточничеством, и теперь эти нормы применяются к иностранным фирмам и лицам, которые способствуют осуществлению таких коррупционных выплат. FCPA требует от компаний, ценные бумаги которых котируются в Соединенных Штатах, соблюдения принятых в США положений о бухгалтерском учете: корпорации должны составлять и вести бухгалтерские отчеты, которые точно отражают финансовые операции, поддерживать и разрабатывать систему внутреннего контроля бухгалтерского учета на территории Соединенных Штатов <4>.
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)В 1998 году были приняты поправки к положениям FCPA о борьбе со взяточничеством, и теперь эти нормы применяются к иностранным фирмам и лицам, которые способствуют осуществлению таких коррупционных выплат. FCPA требует от компаний, ценные бумаги которых котируются в Соединенных Штатах, соблюдения принятых в США положений о бухгалтерском учете: корпорации должны составлять и вести бухгалтерские отчеты, которые точно отражают финансовые операции, поддерживать и разрабатывать систему внутреннего контроля бухгалтерского учета на территории Соединенных Штатов <4>.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Должностным лицом ФАС России установлено, что Заказчиком по показателю "Описание методики проведения аудита, ее нацеленность на выявление общих и отраслевых рисков в деятельности АО "Почта России" (далее - Показатель N 1) Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки: "30 баллов - при условии отражения в методике подробного описания подходов к организации проведения аудита и аудиторских процедур, детального описания оценки системы внутреннего контроля бухгалтерского учета (описания ключевых элементов системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которым будет уделено особое внимание)".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Должностным лицом ФАС России установлено, что Заказчиком по показателю "Описание методики проведения аудита, ее нацеленность на выявление общих и отраслевых рисков в деятельности АО "Почта России" (далее - Показатель N 1) Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки: "30 баллов - при условии отражения в методике подробного описания подходов к организации проведения аудита и аудиторских процедур, детального описания оценки системы внутреннего контроля бухгалтерского учета (описания ключевых элементов системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которым будет уделено особое внимание)".
Статья: Учетно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля дебиторской задолженности в строительных организациях
(Сафонова М.Ф., Пензина Е.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)3. Харисова Ф.И., Валиуллин И.И. Некоторые вопросы внутреннего контроля дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. N 22. С. 11 - 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-vnutrennego-kontrolya-debitorskoy-zadolzhennosti.
(Сафонова М.Ф., Пензина Е.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)3. Харисова Ф.И., Валиуллин И.И. Некоторые вопросы внутреннего контроля дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. N 22. С. 11 - 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-vnutrennego-kontrolya-debitorskoy-zadolzhennosti.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
Статья: Внутренний налоговый контроль: поэтапное внедрение на основе риск-ориентированного подхода
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- экономические субъекты, те, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, организовывают внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете);
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- экономические субъекты, те, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, организовывают внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете);
Статья: Система внутреннего контроля для налогового мониторинга
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Влияние указанных документов подтверждается ответами на вопросы об уровне формализации СВК в бизнес-процессах. Участники исследования отметили, что у них формализована система внутреннего контроля в процессы бухгалтерского учета в 75% случаев, в процессы налогового учета - в 78% случаев. Кроме того, еще у 14% респондентов в этих процессах СВК внедрена, но пока не формализована, то есть управление этими процессами включает в себя мероприятия по оценке возможных рисков и выполнению шагов по их минимизации или устранению, но данные мероприятия выполняются на уровне устной договоренности и сложившейся в компании практики, без подкрепления соответствующими инструкциями или внутренними нормативными документами.
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Влияние указанных документов подтверждается ответами на вопросы об уровне формализации СВК в бизнес-процессах. Участники исследования отметили, что у них формализована система внутреннего контроля в процессы бухгалтерского учета в 75% случаев, в процессы налогового учета - в 78% случаев. Кроме того, еще у 14% респондентов в этих процессах СВК внедрена, но пока не формализована, то есть управление этими процессами включает в себя мероприятия по оценке возможных рисков и выполнению шагов по их минимизации или устранению, но данные мероприятия выполняются на уровне устной договоренности и сложившейся в компании практики, без подкрепления соответствующими инструкциями или внутренними нормативными документами.
Статья: Бухгалтерские риски: проблемы идентификации и учета
(Серебрякова Т.Ю., Маркина Л.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)4. Риски, обусловленные действиями инвесторов и кредиторов, непосредственно не связаны с бухгалтерским учетом. Могут быть обнаружены бухгалтерские ошибки в исчислении задолженности, текущих платежей, трактовок условий договоров с контрагентами. Такие риски чаще всего связаны с квалификацией персонала, организацией взаимодействия внутри компании между подразделениями, недостаточной регламентацией и внутренним контролем. Поскольку все описанное в этом пункте в конечном итоге должно своевременно быть отрегулировано внутри компании, то, как правило, риск предотвращается. Если же он имеет место, значит, ситуация сложная, неординарная и является, как правило, следствием предпринимательских рисков. В связи с этим в контексте авторской версии полагаем, что этот риск не является бухгалтерским. По нашему мнению, риск внутреннего контроля бухгалтерского учета существует и его следует выделить по указанным в этом пункте признакам в отдельную группу.
(Серебрякова Т.Ю., Маркина Л.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)4. Риски, обусловленные действиями инвесторов и кредиторов, непосредственно не связаны с бухгалтерским учетом. Могут быть обнаружены бухгалтерские ошибки в исчислении задолженности, текущих платежей, трактовок условий договоров с контрагентами. Такие риски чаще всего связаны с квалификацией персонала, организацией взаимодействия внутри компании между подразделениями, недостаточной регламентацией и внутренним контролем. Поскольку все описанное в этом пункте в конечном итоге должно своевременно быть отрегулировано внутри компании, то, как правило, риск предотвращается. Если же он имеет место, значит, ситуация сложная, неординарная и является, как правило, следствием предпринимательских рисков. В связи с этим в контексте авторской версии полагаем, что этот риск не является бухгалтерским. По нашему мнению, риск внутреннего контроля бухгалтерского учета существует и его следует выделить по указанным в этом пункте признакам в отдельную группу.
Статья: Антикоррупционная политика США в условиях пандемии COVID-19: состояние и перспективы
(Кириакова М., Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)<3> Положения FCPA о борьбе со взяточничеством запрещают коррупционное предложение или предоставление денег или чего-либо еще ценного должностным лицам иностранных правительств, иностранных политических партий или общественных международных организаций с целью получения или сохранения бизнеса. Эти положения применяются к "эмитентам", "внутренним компаниям" и тем, кто действует от имени эмитентов и внутренних компаний, а также к "любому лицу", которое действует, находясь на территории США. Термин "эмитент" охватывает любое юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с 15 U.S.C. § 78l или обязанное подавать отчеты в соответствии с 15 U.S.C. § 78l.C. § 78o(d). В этом контексте иностранные эмитенты, чьи американские депозитарные расписки ("ADR") или американские депозитарные акции ("ADSS") котируются на бирже США, являются "эмитентами" для целей FCPA. Термин "национальная обеспокоенность" еще шире и включает любого гражданина, гражданина или резидента США, а также любое юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством штата США или имеющее основное коммерческое предприятие в США. В дополнение к положениям о борьбе со взяточничеством, FCPA также содержит "положения о бухгалтерском учете", которые применяются к эмитентам и тем, кто действует от их имени. Во-первых, существует положение о бухгалтерских книгах и отчетах, которое требует, чтобы эмитенты составляли и вели точные бухгалтерские книги, записи и счета, которые в разумных деталях точно и справедливо отражают операции эмитента и распоряжение активами. Во-вторых, положение о внутреннем контроле FCPA требует, чтобы эмитенты разрабатывали и поддерживали разумный внутренний контроль бухгалтерского учета, направленный на предотвращение и выявление нарушений FCPA. Прокуроры и регулирующие органы часто ссылаются на эти последние два раздела, когда они не могут установить элементы уголовного преследования по борьбе со взяточничеством или в качестве механизма для достижения компромисса в переговорах об урегулировании. Поскольку нет требования о том, чтобы ложная запись или недостаточный контроль были связаны с ненадлежащим платежом, даже платеж, который не является нарушением положений о борьбе со взяточничеством, может привести к судебному преследованию в соответствии с положениями о бухгалтерском учете, если он неточно зарегистрирован или связан с недостатком внутреннего контроля.
(Кириакова М., Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)<3> Положения FCPA о борьбе со взяточничеством запрещают коррупционное предложение или предоставление денег или чего-либо еще ценного должностным лицам иностранных правительств, иностранных политических партий или общественных международных организаций с целью получения или сохранения бизнеса. Эти положения применяются к "эмитентам", "внутренним компаниям" и тем, кто действует от имени эмитентов и внутренних компаний, а также к "любому лицу", которое действует, находясь на территории США. Термин "эмитент" охватывает любое юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с 15 U.S.C. § 78l или обязанное подавать отчеты в соответствии с 15 U.S.C. § 78l.C. § 78o(d). В этом контексте иностранные эмитенты, чьи американские депозитарные расписки ("ADR") или американские депозитарные акции ("ADSS") котируются на бирже США, являются "эмитентами" для целей FCPA. Термин "национальная обеспокоенность" еще шире и включает любого гражданина, гражданина или резидента США, а также любое юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством штата США или имеющее основное коммерческое предприятие в США. В дополнение к положениям о борьбе со взяточничеством, FCPA также содержит "положения о бухгалтерском учете", которые применяются к эмитентам и тем, кто действует от их имени. Во-первых, существует положение о бухгалтерских книгах и отчетах, которое требует, чтобы эмитенты составляли и вели точные бухгалтерские книги, записи и счета, которые в разумных деталях точно и справедливо отражают операции эмитента и распоряжение активами. Во-вторых, положение о внутреннем контроле FCPA требует, чтобы эмитенты разрабатывали и поддерживали разумный внутренний контроль бухгалтерского учета, направленный на предотвращение и выявление нарушений FCPA. Прокуроры и регулирующие органы часто ссылаются на эти последние два раздела, когда они не могут установить элементы уголовного преследования по борьбе со взяточничеством или в качестве механизма для достижения компромисса в переговорах об урегулировании. Поскольку нет требования о том, чтобы ложная запись или недостаточный контроль были связаны с ненадлежащим платежом, даже платеж, который не является нарушением положений о борьбе со взяточничеством, может привести к судебному преследованию в соответствии с положениями о бухгалтерском учете, если он неточно зарегистрирован или связан с недостатком внутреннего контроля.