Внутренний финансовый КОНТРОЛЬ изменения
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний финансовый КОНТРОЛЬ изменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 99 "Контроль в сфере закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют в том числе органы внутреннего государственного финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют в том числе органы внутреннего государственного финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
Статья: Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма путем стандартизации на национальном уровне
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<9> См.: Исаев Э.А. Отдельные аспекты применения федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля // Управленческий учет. 2021. N 9-2. С. 382 - 387; Колосова С.В. О некоторых изменениях, внесенных в стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2022. N 8. С. 58 - 63; Кораблев М.Н., Пахомова М.С. Федеральные стандарты как основа методологической конструкции ВГ(М)ФК // Бюджет. 2021. N 10 (226). С. 44 - 47.
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<9> См.: Исаев Э.А. Отдельные аспекты применения федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля // Управленческий учет. 2021. N 9-2. С. 382 - 387; Колосова С.В. О некоторых изменениях, внесенных в стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2022. N 8. С. 58 - 63; Кораблев М.Н., Пахомова М.С. Федеральные стандарты как основа методологической конструкции ВГ(М)ФК // Бюджет. 2021. N 10 (226). С. 44 - 47.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции, решение суда отменено, требования медицинской организации удовлетворены.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции, решение суда отменено, требования медицинской организации удовлетворены.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- утверждены изменения в федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающие уточнение правил проведения контрольных мероприятий, оформления их результатов;
(разработаны Минфином России)- утверждены изменения в федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающие уточнение правил проведения контрольных мероприятий, оформления их результатов;
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<7> Статья 306.8 БК РФ "Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов" утратила силу 6 августа 2019 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<7> Статья 306.8 БК РФ "Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов" утратила силу 6 августа 2019 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Наличие и качество применяемого документационного обеспечения
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Наличие и качество применяемого документационного обеспечения
Статья: Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Министерством финансов Российской Федерации также был разработан законопроект N 685434-7 "О внесении изменений в ст. 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <7>. Им предполагалось наделить органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации полномочиями по возбуждению дел по ч. 2 ст. 7.29.3 и ч. 8 - 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Министерством финансов Российской Федерации также был разработан законопроект N 685434-7 "О внесении изменений в ст. 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <7>. Им предполагалось наделить органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации полномочиями по возбуждению дел по ч. 2 ст. 7.29.3 и ч. 8 - 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
Статья: Меры принуждения в системе правовых средств обеспечения бюджетной дисциплины
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<27> См.: Мирошник С.В. Бюджетно-правовая ответственность: проблемы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2018. N 5. С. 77 - 79. С. 78. Так или иначе, указанная мера принуждения отменена Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита". См.: СЗ РФ. 2019. N 30. Ст. 4101.
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<27> См.: Мирошник С.В. Бюджетно-правовая ответственность: проблемы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2018. N 5. С. 77 - 79. С. 78. Так или иначе, указанная мера принуждения отменена Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита". См.: СЗ РФ. 2019. N 30. Ст. 4101.
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может выдать представление (ч. 2 ст. 270.2 БК РФ, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может выдать представление (ч. 2 ст. 270.2 БК РФ, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одной из таких систем является система удаленного финансового документооборота (СУФД-online). Началось также использование автоматизированной системы Федерального казначейства (ППО АСФК), представляющей собой программу, которая позволила обеспечить удаленное взаимодействие участников бюджетного процесса с ППО АСФК. Эти системы дают возможность участникам бюджетного процесса управлять платежами, финансовыми документами и иметь доступ к актуальной отчетности, сформированной в автоматизированной системе Федерального казначейства, а последнее получает возможность в режиме реального времени формировать полную базу всех финансовых документов и отчетов, осуществляя внутренний финансовый (бюджетный) контроль, обрабатывать информацию, формировать единую базу.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одной из таких систем является система удаленного финансового документооборота (СУФД-online). Началось также использование автоматизированной системы Федерального казначейства (ППО АСФК), представляющей собой программу, которая позволила обеспечить удаленное взаимодействие участников бюджетного процесса с ППО АСФК. Эти системы дают возможность участникам бюджетного процесса управлять платежами, финансовыми документами и иметь доступ к актуальной отчетности, сформированной в автоматизированной системе Федерального казначейства, а последнее получает возможность в режиме реального времени формировать полную базу всех финансовых документов и отчетов, осуществляя внутренний финансовый (бюджетный) контроль, обрабатывать информацию, формировать единую базу.
Статья: Методические рекомендации по консультированию субъектов бюджетных процедур
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)2. В связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора). Например, при актуализации сведений о владельцах бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков в связи с перераспределением в течение года полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним между структурными подразделениями главного администратора субъект ВФА при отсутствии внесения субъектами бюджетных процедур изменений в ведомственный акт, устанавливающий распределение таких полномочий, может представить предложения по организации внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в указанный акт.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)2. В связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора). Например, при актуализации сведений о владельцах бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков в связи с перераспределением в течение года полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним между структурными подразделениями главного администратора субъект ВФА при отсутствии внесения субъектами бюджетных процедур изменений в ведомственный акт, устанавливающий распределение таких полномочий, может представить предложения по организации внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в указанный акт.
Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Действующий с 06.08.2019 Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" позволил разграничить полномочия между органами внешнего и внутреннего контроля, определил порядок их взаимодействия и недопущения дублирования контрольных мероприятий.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Действующий с 06.08.2019 Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" позволил разграничить полномочия между органами внешнего и внутреннего контроля, определил порядок их взаимодействия и недопущения дублирования контрольных мероприятий.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Вторым этапом современной реформы финансового контроля в цифровой экономике должна стать цифровая трансформация самого процесса его осуществления, т.е. реализация контрольных мероприятий посредством использования информационных систем. Законодательной основой второго этапа явились изменения бюджетного законодательства, внесенные в Бюджетный кодекс РФ с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита", а также принятые немного ранее изменения Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" <1> и Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Вторым этапом современной реформы финансового контроля в цифровой экономике должна стать цифровая трансформация самого процесса его осуществления, т.е. реализация контрольных мероприятий посредством использования информационных систем. Законодательной основой второго этапа явились изменения бюджетного законодательства, внесенные в Бюджетный кодекс РФ с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита", а также принятые немного ранее изменения Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" <1> и Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<1> Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<1> Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".