Внутренний финансовый контроль и внутренний контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний финансовый контроль и внутренний контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категориально-понятийная система бюджетного права: вопросы структуры и генезиса
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В бюджетном праве конкурирующими категориями - гиперонимами являются "бюджет", "финансы" и "казна". Так, терминологический аппарат позитивного бюджетного права содержит следующие термины: "финансовый год" и производные от него - "отчетный финансовый год", "текущий финансовый год", "очередной финансовый год", "государственный финансовый контроль", "муниципальный финансовый контроль" и производные от них - "внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль", "внутренний финансовый контроль", "внутренний финансовый аудит", "финансовый орган", "предельные объемы финансирования", "финансовая отчетность", "финансовое обеспечение" <27>.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В бюджетном праве конкурирующими категориями - гиперонимами являются "бюджет", "финансы" и "казна". Так, терминологический аппарат позитивного бюджетного права содержит следующие термины: "финансовый год" и производные от него - "отчетный финансовый год", "текущий финансовый год", "очередной финансовый год", "государственный финансовый контроль", "муниципальный финансовый контроль" и производные от них - "внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль", "внутренний финансовый контроль", "внутренний финансовый аудит", "финансовый орган", "предельные объемы финансирования", "финансовая отчетность", "финансовое обеспечение" <27>.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Ключевые слова: финансовый контроль; государственный финансовый контроль; внутренний финансовый контроль; внутренний финансовый аудит; объекты контроля; методы контроля; органы контроля; финансовое право; бюджет; контрольные органы.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Ключевые слова: финансовый контроль; государственный финансовый контроль; внутренний финансовый контроль; внутренний финансовый аудит; объекты контроля; методы контроля; органы контроля; финансовое право; бюджет; контрольные органы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"3. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль за порядком определения объема финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, соблюдением уполномоченным органом предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона условий соглашений, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг, полнотой отчетности об исполнении соглашений, исполнением государственного (муниципального) социального заказа в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"3. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль за порядком определения объема финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, соблюдением уполномоченным органом предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона условий соглашений, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг, полнотой отчетности об исполнении соглашений, исполнением государственного (муниципального) социального заказа в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с этим контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль призван обеспечить предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета, а последующий контроль производится по результатам исполнения бюджета для проверки законности его исполнения, достоверности учета и бюджетной отчетности. Также согласно БК РФ бюджетный контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля). Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий <464>. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). По мнению Ю.И. Мигачева, внутренний контроль осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно неподчиненных субъектов <465>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с этим контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль призван обеспечить предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета, а последующий контроль производится по результатам исполнения бюджета для проверки законности его исполнения, достоверности учета и бюджетной отчетности. Также согласно БК РФ бюджетный контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля). Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий <464>. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). По мнению Ю.И. Мигачева, внутренний контроль осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно неподчиненных субъектов <465>.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Во-вторых, стоит отметить, что авторы в отобранных для анализа исследованиях рассматривают порядок оценки эффективности различных видов контроля, включая внутренний контроль экономического субъекта, внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Учитывая недостаточную степень регламентации внутреннего контроля, ориентация на практику внешних органов контроля становится объективно необходимой [13].
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Во-вторых, стоит отметить, что авторы в отобранных для анализа исследованиях рассматривают порядок оценки эффективности различных видов контроля, включая внутренний контроль экономического субъекта, внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Учитывая недостаточную степень регламентации внутреннего контроля, ориентация на практику внешних органов контроля становится объективно необходимой [13].
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Учитывая особенности группировки принципов контрольной деятельности, закрепленных в нормативно-правовых актах, выявленные специфические черты внутреннего финансового контроля по сравнению с внешним, выделим принципы внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений (табл. 2).
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Учитывая особенности группировки принципов контрольной деятельности, закрепленных в нормативно-правовых актах, выявленные специфические черты внутреннего финансового контроля по сравнению с внешним, выделим принципы внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений (табл. 2).
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Нормативно внутренний финансовый контроль (в нашем понимании - внутренний бюджетный контроль) определяется как "...внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий" <15>. Иными словами, это сквозной, перманентный контроль бюджетных полномочий, проводимый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Нормативно внутренний финансовый контроль (в нашем понимании - внутренний бюджетный контроль) определяется как "...внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий" <15>. Иными словами, это сквозной, перманентный контроль бюджетных полномочий, проводимый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств.