Внутренний финансовый контроль грбс
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний финансовый контроль грбс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Для внутреннего финансового контроля характерна недостаточность нормативно-правового регулирования. Так, принципы контрольной деятельности закреплены только в стандарте внутреннего финансового аудита, который реализуется отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, при этом после отмены в 2020 г. методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутренний финансовый контроль фактически регламентируется на локальном уровне.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Для внутреннего финансового контроля характерна недостаточность нормативно-правового регулирования. Так, принципы контрольной деятельности закреплены только в стандарте внутреннего финансового аудита, который реализуется отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, при этом после отмены в 2020 г. методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутренний финансовый контроль фактически регламентируется на локальном уровне.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
Нормативные акты
Приказ ФТС России от 01.12.2016 N 2266
"О подготовке нормативных правовых актов в Федеральной таможенной службе"
(вместе с "Правилами подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации", "Порядком разработки проектов нормативных правовых актов Минфина России в области таможенного дела", "Порядком организации работы в Федеральной таможенной службе по подготовке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других актов, подлежащих рассмотрению в Правительстве Российской Федерации, а также проектов заключений, поправок, официальных отзывов на проекты федеральных законов")3) предусматривающие предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, а также проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внутреннего государственного финансового контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
"О подготовке нормативных правовых актов в Федеральной таможенной службе"
(вместе с "Правилами подготовки нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы и их государственной регистрации", "Порядком разработки проектов нормативных правовых актов Минфина России в области таможенного дела", "Порядком организации работы в Федеральной таможенной службе по подготовке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других актов, подлежащих рассмотрению в Правительстве Российской Федерации, а также проектов заключений, поправок, официальных отзывов на проекты федеральных законов")3) предусматривающие предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, а также проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внутреннего государственного финансового контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Несколько сложнее ситуация с ведомственным финансовым контролем публичных закупок. Закон N 44-ФЗ, как и Бюджетный кодекс Российской Федерации, не содержит понятия "ведомственный финансовый контроль". Указанное зачастую становится причиной смешения понятий "внутренний финансовый контроль" заказчика и "ведомственный финансовый контроль", реализуемый силами и средствами должностных лиц, как правило главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных ему заказчиков (учреждений, предприятий), и направленный на минимизацию финансовых рисков в процессе финансирования публичных закупок, а также управления государственным имуществом.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Несколько сложнее ситуация с ведомственным финансовым контролем публичных закупок. Закон N 44-ФЗ, как и Бюджетный кодекс Российской Федерации, не содержит понятия "ведомственный финансовый контроль". Указанное зачастую становится причиной смешения понятий "внутренний финансовый контроль" заказчика и "ведомственный финансовый контроль", реализуемый силами и средствами должностных лиц, как правило главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных ему заказчиков (учреждений, предприятий), и направленный на минимизацию финансовых рисков в процессе финансирования публичных закупок, а также управления государственным имуществом.
Статья: Осуществление контрольных мероприятий при централизации учета
(Малова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Внутренний финансовый контроль - это внутренний процесс главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляемый в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к которым также относятся нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 160.2-1 БК РФ).
(Малова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Внутренний финансовый контроль - это внутренний процесс главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляемый в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к которым также относятся нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 160.2-1 БК РФ).
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Следует также обратить внимание на использование законодателем слова "ненадлежащее", которое закреплено в ст. 6, 46, 79, 112.1, 115, 115.3 и 166 БК РФ. В словарях слово "ненадлежащее" толкуется как "неразумное", "несоответствующее", "не такой, какой следует". Следовательно, если речь идет о действии, закрепленном в законодательстве, значит под ненадлежащим действием следует понимать действие, не соответствующее установленным предписаниям. Далее, ст. 166 БК РФ закрепляет исключительные полномочия руководителя Минфина России: министр финансов имеет право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса). Здесь обращает внимание слово "выносить предписание" - документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которое, судя по смыслу статьи, означает предъявление предписания.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Следует также обратить внимание на использование законодателем слова "ненадлежащее", которое закреплено в ст. 6, 46, 79, 112.1, 115, 115.3 и 166 БК РФ. В словарях слово "ненадлежащее" толкуется как "неразумное", "несоответствующее", "не такой, какой следует". Следовательно, если речь идет о действии, закрепленном в законодательстве, значит под ненадлежащим действием следует понимать действие, не соответствующее установленным предписаниям. Далее, ст. 166 БК РФ закрепляет исключительные полномочия руководителя Минфина России: министр финансов имеет право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса). Здесь обращает внимание слово "выносить предписание" - документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которое, судя по смыслу статьи, означает предъявление предписания.
Статья: Рекомендации Минфина по организации и обеспечению внутреннего контроля
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно положениям ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый контроль определяется как внутренний процесс главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляемый в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к которым также относятся нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно положениям ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый контроль определяется как внутренний процесс главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляемый в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к которым также относятся нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Статья: Внутренний финансовый контроль: представления и предписания
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 3)Вопрос: В каком порядке должны направляться копии представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля главному распорядителю бюджетных средств, одновременно являющемуся получателем бюджетных средств?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 3)Вопрос: В каком порядке должны направляться копии представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля главному распорядителю бюджетных средств, одновременно являющемуся получателем бюджетных средств?
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Сегодня в системе ГФК основной вектор направлен на профилактику и предупреждение нарушений, постепенное внедрение методов предварительного контроля, позволяющих выявлять нарушения до совершения платежных операций, а также на оценку эффективности полученного результата. Переход к превентивной модели контроля предполагает повышение открытости информации о результатах проверок, а также информирование главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) и органов местного самоуправления о типовых нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Сегодня в системе ГФК основной вектор направлен на профилактику и предупреждение нарушений, постепенное внедрение методов предварительного контроля, позволяющих выявлять нарушения до совершения платежных операций, а также на оценку эффективности полученного результата. Переход к превентивной модели контроля предполагает повышение открытости информации о результатах проверок, а также информирование главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) и органов местного самоуправления о типовых нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 <8>, которое утратило силу с 1 января 2020 г., были утверждены Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита <9>. Так, данными Правилами был утвержден порядок осуществления полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту для главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих различные процедуры и операции со средствами федерального бюджета. Таким образом, ВФК и ВФА осуществлялись в соответствии с порядком, устанавливаемым соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации были уполномочены на самостоятельную организацию деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита путем издания собственных порядков. Однако зачастую положения названных Правил ими просто копировались.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 <8>, которое утратило силу с 1 января 2020 г., были утверждены Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита <9>. Так, данными Правилами был утвержден порядок осуществления полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту для главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих различные процедуры и операции со средствами федерального бюджета. Таким образом, ВФК и ВФА осуществлялись в соответствии с порядком, устанавливаемым соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации были уполномочены на самостоятельную организацию деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита путем издания собственных порядков. Однако зачастую положения названных Правил ими просто копировались.
Статья: Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)Дворецкая В.В. Взаимодействие субъектов внутреннего финансового контроля при проведении финансового аудита главных распорядителей (распорядителей), главных администраторов и администраторов бюджетных средств // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. N 6. С. 14 - 27. https://doi.org/10.34684/ek.up.p.r.2020.06.02.003.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)Дворецкая В.В. Взаимодействие субъектов внутреннего финансового контроля при проведении финансового аудита главных распорядителей (распорядителей), главных администраторов и администраторов бюджетных средств // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. N 6. С. 14 - 27. https://doi.org/10.34684/ek.up.p.r.2020.06.02.003.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Публичный финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется на нескольких уровнях: внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль со стороны специально созданных структурных подразделений внутри главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и администраторов поступлений в бюджет, внутренний государственный финансовый контроль (зона ответственности Федерального казначейства), внешний государственный финансовый контроль со стороны контрольно-счетных органов.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Публичный финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется на нескольких уровнях: внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль со стороны специально созданных структурных подразделений внутри главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и администраторов поступлений в бюджет, внутренний государственный финансовый контроль (зона ответственности Федерального казначейства), внешний государственный финансовый контроль со стороны контрольно-счетных органов.
Вопрос: О проверках (контроле), осуществляемых в целях выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, в том числе в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 02-15-09/77566)Таким образом, по мнению Департамента, бюджетным законодательством Российской Федерации урегулирован вопрос осуществления главными распорядителями бюджетных средств и органами, осуществляющими внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, проверок достоверности сведений, представленных получателями средств межбюджетных трансфертов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 02-15-09/77566)Таким образом, по мнению Департамента, бюджетным законодательством Российской Федерации урегулирован вопрос осуществления главными распорядителями бюджетных средств и органами, осуществляющими внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, проверок достоверности сведений, представленных получателями средств межбюджетных трансфертов.