Внутренний финансовый аудит в муниципальном обрАзовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний финансовый аудит в муниципальном обрАзовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Направления совершенствования финансово-правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <2> для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеющих значительную просроченную задолженность по расходным обязательствам, предусмотрена возможность введения временной финансовой администрации (далее - ВФА), целью которой является обеспечение сбалансированности бюджета и осуществление работы по минимизации долговых обязательств территориальных субъектов. Правовой режим осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении ВФА установлен главой 19.1 Бюджетного кодекса РФ <3>.
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <2> для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеющих значительную просроченную задолженность по расходным обязательствам, предусмотрена возможность введения временной финансовой администрации (далее - ВФА), целью которой является обеспечение сбалансированности бюджета и осуществление работы по минимизации долговых обязательств территориальных субъектов. Правовой режим осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении ВФА установлен главой 19.1 Бюджетного кодекса РФ <3>.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<5> Постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 7 августа 2018 г. N 3696 "Об утверждении порядка осуществления главными распорядителями средств бюджета Одинцовского муниципального района, главными администраторами доходов бюджета Одинцовского муниципального района, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Одинцовского муниципального района внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<5> Постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 7 августа 2018 г. N 3696 "Об утверждении порядка осуществления главными распорядителями средств бюджета Одинцовского муниципального района, главными администраторами доходов бюджета Одинцовского муниципального района, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Одинцовского муниципального района внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности исполнительными органами субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;
(ред. от 31.07.2025)осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности исполнительными органами субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Вторым этапом современной реформы финансового контроля в цифровой экономике должна стать цифровая трансформация самого процесса его осуществления, т.е. реализация контрольных мероприятий посредством использования информационных систем. Законодательной основой второго этапа явились изменения бюджетного законодательства, внесенные в Бюджетный кодекс РФ с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита", а также принятые немного ранее изменения Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" <1> и Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Вторым этапом современной реформы финансового контроля в цифровой экономике должна стать цифровая трансформация самого процесса его осуществления, т.е. реализация контрольных мероприятий посредством использования информационных систем. Законодательной основой второго этапа явились изменения бюджетного законодательства, внесенные в Бюджетный кодекс РФ с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита", а также принятые немного ранее изменения Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" <1> и Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Готовое решение: Как проверяют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление отчетности организациями бюджетной сферы
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос может быть проверен в рамках контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также в рамках внутреннего финансового аудита.
(КонсультантПлюс, 2025)Данный вопрос может быть проверен в рамках контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также в рамках внутреннего финансового аудита.
Статья: Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма путем стандартизации на национальном уровне
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Введение. Сегодня стандарты являются эффективным инструментом совершенствования деятельности органов государственной (муниципальной) исполнительной власти. При этом все чаще используются не национальные стандарты, являющиеся нормативными техническими актами, например стандарты систем менеджмента качества <1>, а федеральные стандарты - нормативные правовые акты, обязательные к применению в силу какого-либо федерального закона или проекта. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" действуют административные регламенты и стандарты оказания государственных услуг <2>. В рамках федерального проекта "Государство для людей" стандарты создают единую основу для внедрения клиентоцентричной модели государственного управления <3>. Счетная палата РФ на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" самостоятельно разрабатывает и утверждает стандарты как внутренние нормативные документы. Контрольно-счетные органы субъектов РФ утверждают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" <4>. Мегарегулятор использует стандарты для регулирования взаимоотношений поднадзорных субъектов на финансовых рынках с клиентами, например стандарты кредитных организаций, закрепленные Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <5>. С 2019 г. федеральные стандарты применяются для регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на основании ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ <6>, а также внутреннего финансового аудита на основании ст. 160.2-1 БК РФ <7>.
(Лебедев И.А., Королева Л.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Введение. Сегодня стандарты являются эффективным инструментом совершенствования деятельности органов государственной (муниципальной) исполнительной власти. При этом все чаще используются не национальные стандарты, являющиеся нормативными техническими актами, например стандарты систем менеджмента качества <1>, а федеральные стандарты - нормативные правовые акты, обязательные к применению в силу какого-либо федерального закона или проекта. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" действуют административные регламенты и стандарты оказания государственных услуг <2>. В рамках федерального проекта "Государство для людей" стандарты создают единую основу для внедрения клиентоцентричной модели государственного управления <3>. Счетная палата РФ на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" самостоятельно разрабатывает и утверждает стандарты как внутренние нормативные документы. Контрольно-счетные органы субъектов РФ утверждают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" <4>. Мегарегулятор использует стандарты для регулирования взаимоотношений поднадзорных субъектов на финансовых рынках с клиентами, например стандарты кредитных организаций, закрепленные Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <5>. С 2019 г. федеральные стандарты применяются для регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на основании ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ <6>, а также внутреннего финансового аудита на основании ст. 160.2-1 БК РФ <7>.
Готовое решение: Каков порядок проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности казенных (бюджетных, автономных) учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета - осуществляют внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль (ст. 160.2-1 БК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета - осуществляют внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль (ст. 160.2-1 БК РФ);
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Реализуя нормы Конституции РФ, публичный аудит, как независимое параллельное дополнение к традиционным формам финансового контроля, начиная с уровня Счетной палаты РФ, был экстраполирован на уровни контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с параллельным введением аудита в систему органов исполнительной власти. Указанное предопределило необходимость классификации национального аудита, который целесообразно разделить на:
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Реализуя нормы Конституции РФ, публичный аудит, как независимое параллельное дополнение к традиционным формам финансового контроля, начиная с уровня Счетной палаты РФ, был экстраполирован на уровни контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с параллельным введением аудита в систему органов исполнительной власти. Указанное предопределило необходимость классификации национального аудита, который целесообразно разделить на:
Справка: Как подготовиться к контрольному мероприятию в бюджетной сфере
(КонсультантПлюс, 2025)внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Его проводят Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований;
(КонсультантПлюс, 2025)внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Его проводят Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований;
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)<5> Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита". URL: https://www.consultant.ru.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)<5> Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита". URL: https://www.consultant.ru.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита;
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета - в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ. Они осуществляют внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета - в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ. Они осуществляют внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.