Внутренний финансовый аудит подведомственных учреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний финансовый аудит подведомственных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Это означает, что планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых в рамках внутреннего финансового аудита, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных организаций, проводимых в рамках контроля учредителя.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Это означает, что планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых в рамках внутреннего финансового аудита, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных организаций, проводимых в рамках контроля учредителя.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведение выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений в рамках осуществления внутреннего финансового аудита <16>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведение выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений в рамках осуществления внутреннего финансового аудита <16>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.12.2017 N 651
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")43) организует и осуществляет в установленном порядке внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в ГУСПе и подведомственных ему организациях;
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")43) организует и осуществляет в установленном порядке внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в ГУСПе и подведомственных ему организациях;
Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"Статья 12. Контрольно-ревизионная комиссия Фонда, внутренний финансовый аудит
(ред. от 13.07.2024)
"О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"Статья 12. Контрольно-ревизионная комиссия Фонда, внутренний финансовый аудит
Статья: Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)В своем развитии ВФК и ВФА прошли несколько основных этапов. Так, в рамках первого этапа, этапа становления, финансовому контролю были присущи признаки ведомственного контроля, т.е. контроля со стороны ГАБС использования бюджетных средств подведомственными учреждениями <6>. ВФА на первом этапе носил инициативный характер. ГАБС были вправе, но не обязаны создавать подразделения ВФА. Задачи указанных подразделений в случае их создания заключались как в обеспечении контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета и др., так и в подготовке и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств <7>.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)В своем развитии ВФК и ВФА прошли несколько основных этапов. Так, в рамках первого этапа, этапа становления, финансовому контролю были присущи признаки ведомственного контроля, т.е. контроля со стороны ГАБС использования бюджетных средств подведомственными учреждениями <6>. ВФА на первом этапе носил инициативный характер. ГАБС были вправе, но не обязаны создавать подразделения ВФА. Задачи указанных подразделений в случае их создания заключались как в обеспечении контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета и др., так и в подготовке и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств <7>.
Статья: Методические рекомендации Минфина по организации и проведению внутреннего финансового аудита
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)- объем и характер бюджетных полномочий, осуществляемых главным администратором (администратором) самостоятельно, а также информацию о переданных полномочиях в целях определения необходимых компетенций субъекта ВФА;
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)- объем и характер бюджетных полномочий, осуществляемых главным администратором (администратором) самостоятельно, а также информацию о переданных полномочиях в целях определения необходимых компетенций субъекта ВФА;
Вопрос: О предоставлении разъяснений о деятельности банков и иных кредитных организаций.
("Официальный сайт Казначейства России", 2024)Полномочия Федерального казначейства закреплены в пункте 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, в соответствии с которым Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, осуществлению полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейскому обслуживанию, казначейскому сопровождению, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), а также по начислению выплат по оплате труда и их перечислению, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральному государственному контролю (надзору), контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществлению полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности).
("Официальный сайт Казначейства России", 2024)Полномочия Федерального казначейства закреплены в пункте 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, в соответствии с которым Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, осуществлению полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейскому обслуживанию, казначейскому сопровождению, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), а также по начислению выплат по оплате труда и их перечислению, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральному государственному контролю (надзору), контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществлению полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В качестве самостоятельного направления в системе определена интеграция и автоматизация процессов финансового контроля, что позволяет перейти к современным стандартам организации управления информацией и создает предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Для этих целей в единой системе "Электронный бюджет" сформирована централизованная подсистема финансового контроля. Данная подсистема предназначена для автоматизации функций органа внутреннего государственного и муниципального финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере, анализу осуществления внутреннего, ведомственного финансового контроля и аудита иными участниками бюджетного процесса, в том числе по контролю устранения нарушений, планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Оператором подсистемы финансового контроля является Федеральное казначейство <1>. Кроме того, система обеспечивает возможность доступа органов внешнего финансового контроля для реализации их задач и функций, а также органов исполнительной власти, выполняющих функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных учреждений.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)В качестве самостоятельного направления в системе определена интеграция и автоматизация процессов финансового контроля, что позволяет перейти к современным стандартам организации управления информацией и создает предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов. Для этих целей в единой системе "Электронный бюджет" сформирована централизованная подсистема финансового контроля. Данная подсистема предназначена для автоматизации функций органа внутреннего государственного и муниципального финансового контроля по контролю в финансово-бюджетной сфере, анализу осуществления внутреннего, ведомственного финансового контроля и аудита иными участниками бюджетного процесса, в том числе по контролю устранения нарушений, планирования и подготовки мероприятий по внутреннему контролю и мониторингу результатов устранения выявленных нарушений. Оператором подсистемы финансового контроля является Федеральное казначейство <1>. Кроме того, система обеспечивает возможность доступа органов внешнего финансового контроля для реализации их задач и функций, а также органов исполнительной власти, выполняющих функции и полномочия учредителя, для контроля подведомственных учреждений.
Справка: Как подготовиться к контрольному мероприятию в бюджетной сфере
(КонсультантПлюс, 2025)внутренний финансовый аудит осуществляют ГРБС, РБС, ГАДБ, АДБ, ГАИФДБ, АИФДБ в отношении себя и подведомственных учреждений;
(КонсультантПлюс, 2025)внутренний финансовый аудит осуществляют ГРБС, РБС, ГАДБ, АДБ, ГАИФДБ, АИФДБ в отношении себя и подведомственных учреждений;
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)4. Необходимо обеспечить взаимодействие ГФК с системами ВФК и ВФА. Например, по результатам ГФК составляется акт проверки, который направляется проверяемому администратору бюджетных средств. При этом копию акта проверки представляется верным направлять главному администратору бюджетных средств для формирования перечня бюджетных рисков и доведения его в целях предотвращения подобных нарушений в дальнейшем подведомственным организациям. В данном случае речь идет об использовании инструментов риск-ориентированного подхода.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)4. Необходимо обеспечить взаимодействие ГФК с системами ВФК и ВФА. Например, по результатам ГФК составляется акт проверки, который направляется проверяемому администратору бюджетных средств. При этом копию акта проверки представляется верным направлять главному администратору бюджетных средств для формирования перечня бюджетных рисков и доведения его в целях предотвращения подобных нарушений в дальнейшем подведомственным организациям. В данном случае речь идет об использовании инструментов риск-ориентированного подхода.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С нашей точки зрения, в ст. 99 Закона N 44-ФЗ, а также в ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо добавить понятие "ведомственный финансовый контроль". Фактически ведомственный финансовый контроль представляет собой внутренний финансовый контроль (аудит), реализуемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений. При этом следует указать, что ведомственный финансовый контроль не должен дублировать деятельность органов государственного финансового контроля.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С нашей точки зрения, в ст. 99 Закона N 44-ФЗ, а также в ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо добавить понятие "ведомственный финансовый контроль". Фактически ведомственный финансовый контроль представляет собой внутренний финансовый контроль (аудит), реализуемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений. При этом следует указать, что ведомственный финансовый контроль не должен дублировать деятельность органов государственного финансового контроля.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)В части, касающейся бюджетных полномочий, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений).
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)В части, касающейся бюджетных полномочий, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений).