Внутренние противоречия
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренние противоречия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Порядок расторжения договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...В претензии... истец [заказчик - ред.], ссылаясь на то, что переданный дизайн-проект основан на недопустимом планировочном решении, имеет множество внутренних противоречий, не содержит полного объема необходимой информации и указанные нарушения в совокупности приводят к полной непригодности предоставленного исполнителем дизайн-проекта и исключают возможность его использования по назначению, потребовал произвести возврат суммы... выплаченной в счет оплаты некачественно выполненных работ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В претензии... истец [заказчик - ред.], ссылаясь на то, что переданный дизайн-проект основан на недопустимом планировочном решении, имеет множество внутренних противоречий, не содержит полного объема необходимой информации и указанные нарушения в совокупности приводят к полной непригодности предоставленного исполнителем дизайн-проекта и исключают возможность его использования по назначению, потребовал произвести возврат суммы... выплаченной в счет оплаты некачественно выполненных работ.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Корпоративный договор
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе рассмотрения настоящего спора было достоверно установлено, что текст корпоративного договора составлялся самим истцом, следовательно, недостатки данного текста не могут быть истолкованы в пользу составителя, позволяя ему в спорных ситуациях извлекать в собственную пользу преимущества из неясностей или противоречий в таком тексте; напротив, вышеуказанный правовой подход (пункт 45 постановления Пленума N 49) справедливо предусматривает стимулирование именно той стороны, которая разрабатывает проект договора, выражаться яснее и не допускать внутренних противоречий в тексте.
(КонсультантПлюс, 2025)...в ходе рассмотрения настоящего спора было достоверно установлено, что текст корпоративного договора составлялся самим истцом, следовательно, недостатки данного текста не могут быть истолкованы в пользу составителя, позволяя ему в спорных ситуациях извлекать в собственную пользу преимущества из неясностей или противоречий в таком тексте; напротив, вышеуказанный правовой подход (пункт 45 постановления Пленума N 49) справедливо предусматривает стимулирование именно той стороны, которая разрабатывает проект договора, выражаться яснее и не допускать внутренних противоречий в тексте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аппарат Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) аналитически-правовыми. Так, Правовое управление Аппарата Государственной Думы готовит по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета и осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта, на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение; по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроектов (ч. 2 - 4 ст. 112, ч. 6 ст. 121 Регламента). Правовое управление участвует в устранении возможных внутренних противоречий и редакционной правке законопроектов после их принятия во втором чтении (ч. 1 ст. 124 Регламента). Правовое управление по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции РФ, международным обязательствам РФ (ч. 4 ст. 190 Регламента);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) аналитически-правовыми. Так, Правовое управление Аппарата Государственной Думы готовит по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета и осуществляет правовую и юридико-техническую экспертизу законопроекта, на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение; по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроектов (ч. 2 - 4 ст. 112, ч. 6 ст. 121 Регламента). Правовое управление участвует в устранении возможных внутренних противоречий и редакционной правке законопроектов после их принятия во втором чтении (ч. 1 ст. 124 Регламента). Правовое управление по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета осуществляет правовую экспертизу представленного на ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора на его соответствие Конституции РФ, международным обязательствам РФ (ч. 4 ст. 190 Регламента);
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"3) противоречие внутренних стандартов саморегулируемой организации законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России, утвержденным Банком России базовым стандартам;
(ред. от 10.07.2023)
"О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"3) противоречие внутренних стандартов саморегулируемой организации законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России, утвержденным Банком России базовым стандартам;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Комитет указывает, что толкование или применение национального законодательства является прерогативой государственных властей, если только такое толкование или применение не носит явно произвольный характер или представляет собой отказ в правосудии. В данном случае довод автора о наличии противоречий во внутреннем законодательстве ничем не мотивирован и, следовательно, не может служить основанием для констатации произвольности или отказа в правосудии со стороны национальных властей (пункт 4.3 Решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Комитет указывает, что толкование или применение национального законодательства является прерогативой государственных властей, если только такое толкование или применение не носит явно произвольный характер или представляет собой отказ в правосудии. В данном случае довод автора о наличии противоречий во внутреннем законодательстве ничем не мотивирован и, следовательно, не может служить основанием для констатации произвольности или отказа в правосудии со стороны национальных властей (пункт 4.3 Решения).
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)С учетом выявленных ошибок предлагаем следующее. Судам при поступлении уголовного дела следует в обязательном порядке проверять процессуальный статус обвиняемого - в частности, наличие у него признаков военнослужащего или члена избирательной комиссии, поскольку это влияет на подследственность и ведомственную принадлежность дела; соответствующее указание целесообразно включить в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную Приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36. Органам предварительного следствия следует формулировать обвинение с обязательным учетом всех наступивших последствий - смерти, тяжкого вреда здоровью, имущественного ущерба, поскольку эти обстоятельства определяют состав преступления и его квалификацию; такое требование следует закрепить в рамках разработки Инструкции о порядке расследования ДТП (например, в виде приложения к приказу МВД или методических рекомендаций Следственного комитета Российской Федерации). Прокуратуре при утверждении обвинительных заключений надлежит обращать внимание на типичные недостатки, выявленные в судебной практике: отсутствие указания на конкретные пункты ПДД, внутренние противоречия между доказательствами и обвинением, участие прокурора в ином процессуальном статусе; данные требования предлагается отразить в соответствующих положениях Приказа Генпрокуратуры России от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)С учетом выявленных ошибок предлагаем следующее. Судам при поступлении уголовного дела следует в обязательном порядке проверять процессуальный статус обвиняемого - в частности, наличие у него признаков военнослужащего или члена избирательной комиссии, поскольку это влияет на подследственность и ведомственную принадлежность дела; соответствующее указание целесообразно включить в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную Приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36. Органам предварительного следствия следует формулировать обвинение с обязательным учетом всех наступивших последствий - смерти, тяжкого вреда здоровью, имущественного ущерба, поскольку эти обстоятельства определяют состав преступления и его квалификацию; такое требование следует закрепить в рамках разработки Инструкции о порядке расследования ДТП (например, в виде приложения к приказу МВД или методических рекомендаций Следственного комитета Российской Федерации). Прокуратуре при утверждении обвинительных заключений надлежит обращать внимание на типичные недостатки, выявленные в судебной практике: отсутствие указания на конкретные пункты ПДД, внутренние противоречия между доказательствами и обвинением, участие прокурора в ином процессуальном статусе; данные требования предлагается отразить в соответствующих положениях Приказа Генпрокуратуры России от 17 сентября 2021 г. N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 3.1 комментируемой статьи введен с 17 февраля 2023 г. Федеральным законом от 6 февраля 2023 г. N 13-ФЗ <319>, проект которого разрабатывался по иному вопросу, а именно в рамках устранения внутренних противоречий отдельных положений ЗК РФ.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 3.1 комментируемой статьи введен с 17 февраля 2023 г. Федеральным законом от 6 февраля 2023 г. N 13-ФЗ <319>, проект которого разрабатывался по иному вопросу, а именно в рамках устранения внутренних противоречий отдельных положений ЗК РФ.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подпунктом "а" пункта 4.9.6 Документации установлено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Заказчик отклоняет несоответствующие заявки в случае несоответствия заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации, в том числе ввиду наличия недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, внутренних противоречий между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подпунктом "а" пункта 4.9.6 Документации установлено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Заказчик отклоняет несоответствующие заявки в случае несоответствия заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации, в том числе ввиду наличия недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, внутренних противоречий между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа.
Статья: Налоговое резидентство физического лица
(Разгулин С.В.)
("Финансы", 2025, N 1)- устранение внутренних противоречий в подп. 6, 6.2 и 6.3 п. 1 ст. 208 НК РФ;
(Разгулин С.В.)
("Финансы", 2025, N 1)- устранение внутренних противоречий в подп. 6, 6.2 и 6.3 п. 1 ст. 208 НК РФ;
Статья: Товарораспорядительные документы как объекты коммерческого (торгового) права: анализ судебной практики
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Полагаем, что такой подход противоречит положениям ст. ст. 459 и 224 ГК РФ, а также, что в приведенном Постановлении суда апелляционной инстанции от 26.02.2018 имеется внутреннее противоречие. Когда управомоченный из ценной бумаги предъявляет такую ценную бумагу (ссылается на нее), то это очевидно свидетельствует о наличии необходимого волеизъявления получателя на приобретение определенных такой ценной бумагой правомочий. Держатель коносамента вправе распоряжаться товаром, указанным в таком товарораспорядительном документе. Принятие подхода апелляционного суда означает, что существует держатель коносамента, который не является получателем товара, но вправе распоряжаться таким товаром, одновременно с этим существует некий получатель товара. Однако в такой ситуации должно происходить расщепление индоссамента: в одном случае происходит изменение держателя коносамента, в другом - изменение получателя груза, иное лишает смысла распоряжения, так как получатель во всяком случае неизменен (т.е. будущий владелец груза предопределен и лицо, обладающее полномочиями по распоряжению грузом, не может изменить такого владельца). Такое расщепление соответствует принципам торгового права, когда коммерсант может быть держателем коносамента из спекулятивных целей и не заинтересован в фактическом обладании товаром.
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Полагаем, что такой подход противоречит положениям ст. ст. 459 и 224 ГК РФ, а также, что в приведенном Постановлении суда апелляционной инстанции от 26.02.2018 имеется внутреннее противоречие. Когда управомоченный из ценной бумаги предъявляет такую ценную бумагу (ссылается на нее), то это очевидно свидетельствует о наличии необходимого волеизъявления получателя на приобретение определенных такой ценной бумагой правомочий. Держатель коносамента вправе распоряжаться товаром, указанным в таком товарораспорядительном документе. Принятие подхода апелляционного суда означает, что существует держатель коносамента, который не является получателем товара, но вправе распоряжаться таким товаром, одновременно с этим существует некий получатель товара. Однако в такой ситуации должно происходить расщепление индоссамента: в одном случае происходит изменение держателя коносамента, в другом - изменение получателя груза, иное лишает смысла распоряжения, так как получатель во всяком случае неизменен (т.е. будущий владелец груза предопределен и лицо, обладающее полномочиями по распоряжению грузом, не может изменить такого владельца). Такое расщепление соответствует принципам торгового права, когда коммерсант может быть держателем коносамента из спекулятивных целей и не заинтересован в фактическом обладании товаром.
Статья: Майнинг цифровой валюты по российскому законодательству
(Морозова И.Г.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В рамках предварительного рассмотрения законопроекта замечаний высказано не было. Однако в марте при рассмотрении в первом чтении Правовое управление Комитета по финансовым рынкам высказало ряд замечаний, касающихся, в частности, внутренних противоречий данного документа <12>. В апреле 2024 г. ответственный Комитет рекомендовал <13> субъектам права законодательной инициативы изменить текст указанного документа.
(Морозова И.Г.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В рамках предварительного рассмотрения законопроекта замечаний высказано не было. Однако в марте при рассмотрении в первом чтении Правовое управление Комитета по финансовым рынкам высказало ряд замечаний, касающихся, в частности, внутренних противоречий данного документа <12>. В апреле 2024 г. ответственный Комитет рекомендовал <13> субъектам права законодательной инициативы изменить текст указанного документа.
Статья: Порядок принятия и изменения федерального закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьями 124 - 126 Регламента ГД предусмотрено, что принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Госдумы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы для включения в проект порядка работы Госдумы. Совет Госдумы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Решения о принятии федерального закона, об одобрении федерального конституционного закона оформляются соответствующими постановлениями Госдумы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьями 124 - 126 Регламента ГД предусмотрено, что принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Госдумы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы для включения в проект порядка работы Госдумы. Совет Госдумы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Решения о принятии федерального закона, об одобрении федерального конституционного закона оформляются соответствующими постановлениями Госдумы.
Статья: Противоречивое поведение при осуществлении отдельных личных неимущественных прав
(Парыгина Н.Н., Комлев М.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)В любом случае естественные для человека внутренние противоречия, которым он особенно подвержен при реализации своих прав в нематериальной сфере, должны, с одной стороны, находить отражение в праве (получая таким образом признание и уважение), с другой стороны, разумно им ограничиваться во имя защиты окружающих носителя неимущественных прав лиц.
(Парыгина Н.Н., Комлев М.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)В любом случае естественные для человека внутренние противоречия, которым он особенно подвержен при реализации своих прав в нематериальной сфере, должны, с одной стороны, находить отражение в праве (получая таким образом признание и уважение), с другой стороны, разумно им ограничиваться во имя защиты окружающих носителя неимущественных прав лиц.
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
Статья: Налогообложение доходов физических лиц от продажи недвижимости: практика и возможные изменения
(Разгулин С.В., Разгулина Е.С.)
("Финансы", 2025, N 8)Тем самым в НК РФ содержатся внутренние противоречия, которые продолжают увеличиваться.
(Разгулин С.В., Разгулина Е.С.)
("Финансы", 2025, N 8)Тем самым в НК РФ содержатся внутренние противоречия, которые продолжают увеличиваться.